Право собственности и иные виды вещных прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Собственность — это отношение между различными субъектами гражданского права по поводу материальных предметов, имущества, вещей. В этих отношениях один из субъектов относится к этому имуществу как к своему; для остальных оно является чужим.
Собственность охватывает два вида отношений:
отношение лица к вещи как к своей;
отношение между лицами по поводу этой вещи (по поводу присвоения вещей и нахождения их у некоторых субъектов).

Файлы: 1 файл

право.docx

— 42.08 Кб (Скачать файл)

2) обеспечение доступности правосудия  в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное  разбирательство в установленный  законом срок независимым и  беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение  правонарушений в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения  к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию  партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики  делового оборота.

Для осуществления этих задач арбитражный суд каждого уровня наделен своими, только ему присущими полномочиями.

Полномочия арбитражных судов можно разделить на 2 группы:

1) полномочия, свойственные только  арбитражным судам определенного  уровня:

- Федеральный арбитражный суд  округа: проверяет в кассационной  инстанции законность судебных  актов по делам, рассмотренным  арбитражными судами субъектов  РФ и арбитражными апелляционными  судами;

- Арбитражный апелляционный суд: проверяет в апелляционной инстанции  законность и обоснованность  судебных актов, не вступивших  в законную силу по делам, рассмотренным  арбитражными судами субъектов  РФ в первой инстанции, повторно  рассматривая дело;

- Арбитражный суд субъекта РФ: рассматривает в первой инстанции  все дела, подведомственные арбитражным  судам в РФ, за исключением  дел, отнесенных к компетенции  Высшего Арбитражного Суда РФ;

2) полномочия, свойственные всем арбитражным  судам:

- разрешают возникающие в процессе  предпринимательской и иной экономической  деятельности споры;

- пересматривают по вновь открывшимся  обстоятельствам принятые ими  и вступившие в законную силу  судебные акты;

- обращаются в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке  конституционности закона, примененного  или подлежащего применению в  рассматриваемом ими деле;

- изучают и обобщают судебную  практику;

- подготавливают предложения по  совершенствованию законов и  иных нормативных правовых актов;

- ведут статистический учет и  анализируют судебную статистику  своей деятельности;

- осуществляют международные связи  в установленном порядке.

 

Подведомственность – это предметная компетенция юрисдикционных органов, т.е. круг дел, которые они уполномочены рассматривать и разрешать.

В отличие от подведомственности, подсудность – это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы, (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.

Пример. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбитражными судами (а не другими органами, например судами общей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться спорящей стороне за защитой своего права: ВАС РФ, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Общее правило территориальной подсудности дел, как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Из этого правила существует ряд исключений, когда территориальная подсудность определяется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторонами в договоре (договорная подсудность) или императивно законом (исключительная подсудность). Исключительная подсудность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: такие споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.

Административный порядок, как относящийся к юрисдикционной форме, осуществляется государственными органами исполнительной власти в основном в предварительном внесудебном порядке, например налоговыми органами.

б) Неюрисдикционные формы защиты

Урегулирование и разрешение споров во внесудебном порядке означает, что спор разрешается без непосредственного участия и руководства процессом со стороны арбитражного суда. К таковым, в частности, относят разбирательство дела в третейском суде, заключение внесудебных мировых соглашений, проведение переговоров, обращение к посреднику и т.д. Общей объединяющей для всех обозначенных видов является то, что процесс разрешения и урегулирования правового спора во внесудебном порядке определяется не арбитражной процессуальной формой, а самими спорящими субъектами, а также иными лицами, принимающими участие в разрешении и урегулировании спора.

Действующее законодательство (ч. 5 ст. 4 АПК РФ) предусматривает в качестве условия для обращения в суд соблюдение не только претензионного, но и иного досудебного порядка урегулирования спора, что дает право рассматривать институт досудебного урегулирования экономических споров в целом как единое и автономное правовое явление, как самостоятельную форму защиты права.

 

Третейские суды

Третейские суды - это негосударственные органы, создаваемые сообществом предпринимателей для разрешения споров в сфере частных экономических отношений, как правило, до обращения спорящих сторон в государственный суд. Данные суды являются формой примирения конфликтующих сторон, одним из альтернативных способов разрешения экономического спора в сфере гражданско-правовых отношений.

В Российской Федерации функционируют третейские суды, рассматривающие споры российских предпринимателей, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и международные коммерческие арбитражи, рассматривающие споры с участием иностранных предпринимателей, деятельность которых регулируется Законом РФ от 7 июля 1993 г. N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", в котором учтены положения Типового закона ЮНСИТРАЛ "О международном коммерческом арбитраже".

Согласно статьям 2, 3 ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд может быть постоянно действующим или быть образованным сторонами для решения конкретного спора.

Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Это соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

 

Посредничество

АПК РФ не содержит определения посредничества, поэтому его качественные характеристики представляют собой обобщение мирового судебного опыта и точек зрения ученых цивилистов.

Посредничество (или медиация) является деятельностью по оказанию содействия спорящим сторонам в разрешении споров, осуществляемой рекомендованным судом лицом - посредником (медиатором).

Посредничество - примирительная процедура, которая не подлежит принудительному исполнению, направлена на урегулирование правового спора и выработку взаимоприемлемого решения самими сторонами с участием третьей стороны (посредника). Посредник - это физическое лицо, обладающее опытом и знаниями в определенной области экономического оборота, не связанное какими-либо отношениями с участниками спора.

Посредничество осуществляется в виде переговоров сторон, организуемых посредником и при его участии. Поскольку посредник не обладает какими-либо властными полномочиями и, соответственно, не связан какими-либо процедурными правилами, переговоры проводятся в свободной форме, отличной от судебного заседания. При этом посредник не столько разъясняет сторонам юридические последствия урегулирования спора, сколько помогает им сосредоточиться на экономической или личностной основе их конфликта, разъясняет возможности и последствия урегулирования спора с учетом интересов всех сторон, используя в основном свой профессиональный и жизненный опыт. Одной из основных обязанностей посредника является сохранение тайны переговоров.

Этапы развития процедуры посредничества:

- заключение соглашения об урегулировании  правового конфликта с помощью  посредника;

- изучение посредником представленных  материалов, уяснение сути спора  между сторонами;

- переговоры с каждой из сторон;

- выяснение позиций каждой стороны  по спорным вопросам (определение  спорных проблем и разработка  плана их разрешения);

- выработка совместно со сторонами  нескольких вариантов их разрешения;

- обсуждение предложенных вариантов (достоинства и недостатки каждого);

- поиск взаимоприемлемого решения  спорных проблем и пути его  реализации;

- оформление достигнутого соглашения;

- реализация достигнутого соглашения.

Результатами посредничества является: заключение сторонами мирового соглашения, либо отказ истца от иска. Услуги посредника оплачиваются по соглашению сторон.

 

Самозащита

В юридической литературе самозащита рассматривается как разновидность защиты прав, при которой она (самозащита) осуществляется самим его обладателем, когда помощь государства в виде судебной защиты, осуществляемой органами власти государственной, может явиться слишком поздно. В большей степени ученые придерживаются точки зрения, что самозащита - это и есть единственная внесудебная форма защиты прав, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя и самостоятельно защищает и восстанавливает свои права, не прибегая к помощи правоохранительных органов.

 

Досудебный претензионный порядок урегулирования спора

Предъявление и рассмотрение претензии представляют собой особый порядок разрешения спора между сторонами, предшествующий обращению в суд. В этом смысле претензионное производство является разновидностью досудебного порядка урегулирования споров. Не случайно законодатель в ст. 125 АПК РФ говорит о "претензионном или ином досудебном порядке", фактически принимая их равнозначность.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора может быть предусмотрен соглашением сторон, либо установлен законом. Так в частности претензионный порядок предусмотрен:

1) в ст. 797 ГК РФ, которая прямо  предусматривает обязательность  предъявления претензии перевозчику  грузов до предъявления к нему  соответствующего иска;

2) в отношениях с органами связи  согласно ст. 37 Федерального закона  от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой  связи", ст. ст. 55 - 56 Федерального  закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О  связи";

3) для требований к перевозчику  по договору морской перевозки  груза в каботаже ст. ст. 403, 405 - 407 Кодекса торгового мореплавания  РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ;

4) обязательное предъявление претензий  к перевозчику до обращения  в суд предписывается ст. ст. 120 - 126 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного  транспорта Российской Федерации";

5) императивный порядок предъявления  претензий перевозчику при внутренних  и международных воздушных перевозках  установлен ст. ст. 125 - 128 Воздушного  кодекса РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;

6) установлен обязательный претензионный  порядок для предъявления претензий  к экспедитору ст. 12 Федерального  закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О  транспортно-экспедиционной деятельности";

Информация о работе Право собственности и иные виды вещных прав