Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение современного правового положения профсоюзов
Задачами данной работы являются подробное рассмотрение:
1) вопросов статуса профсоюзов и истории их становления как субъектов трудового права;
2) положения профсоюзов как субъектов трудового права;
3) правовых полномочий профсоюзов в сфере защиты законных прав и интересов трудящихся.

Файлы: 1 файл

100.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда  должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных  актов о труде, отвергая или добиваясь  изменения тех из них, которые  отнимают, умаляют трудовые права  и законные интересы трудящихся как  при централизованном принятии актов  законодательными органами Федерации  и ее субъектов, а также при  заключении соглашений на разных уровнях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.) И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой является профсоюзный орган как представитель  работников) по регулированию социально-трудовых отношений обсуждает и апробирует проекты многих нормативных актов  о труде. Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий  труда работников, не допустить снижения установленных законодательством  гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда  согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает  их мнение по разработанному им проекту  локального нормативного акта организации  по вопросам труда.

Работодатель в предусмотренных  Трудовым кодексом случаях перед  принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего  нормы трудового права, вместе с  обоснованием его в профсоюзный  орган, представляющий интересы всех или  большинства работников данной организации. Профсоюзный орган не позднее  пяти рабочих дней с момента поступления  этого проекта формирует и  направляет по нему работодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Если это мнение не содержит согласия с проектом локального акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехдневный срок после получения мнения профсоюзного органа провести дополнительные консультации с последним в целях достижения взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким образом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия - на учет мнения) при принятии локальных норм трудового права, но дает возможность ему более активно своим мотивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников Хныкин Г. В. Локальные нормативные акты об аттестации работников //Законодательство, 2006, № 3, с.46.

Если согласие не достигнуто (это оформляется протоколом), работодатель вправе принять локальный акт, который  может быть обжалован профсоюзным  органом в соответствующую Гострудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган  имеет право начать процедуру  коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту локального нормативного акта делает юридическим фактом - основанием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разрешения согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллективных трудовых спорах.

Орган государственной инспекции  труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления  нарушения выдать работодателю предписание  об отмене обжалованного локального нормативного акта, обязательное для  исполнения. Следовательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о порядке их разрешения, так и государственным надзорным органом - государственной инспекцией труда или в суде. В то же время в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных инспекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разрешение коллективного трудового спора о принятии работодателем (вопреки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюзного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, когда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективной) трудового спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетенции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения Хныкин Г.В. Правила внутреннего трудового распорядка //Законодательство, 2005, № 12, с.49. профсоюз объединение социальный право

На второй стадии правового  регулирования труда при применении работодателем отдельных, указанных  в Кодексе, норм трудового права  с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при  защите их права на труд в случаях  увольнения по инициативе работодателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок  учета мотивированного мнения профсоюзного органа при увольнении работника - члена  профсоюза но п. 2 (сокращение штата), подпункт «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Работодатель должен до издания приказа об увольнении работника, но этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.

Профсоюзный орган в течение  семи рабочих дней со дня получения  проекта с копиями соответствующих  документов рассматривает его на своем заседании, т. е. коллегиально, и направляет в письменной форме  работодателю свое мотивированное мнение. Не представленное в срок мнение или немотивированное мнение не учитывается работодателем.

При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение  трех рабочих дней профсоюзный орган  проводит с работодателем (его представителями) дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Таким образом, профсоюзный  орган организации при его  должной активности может эффективно защищать трудовые права работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс РФ предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового договора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установлении систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вредными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за работу в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормирования труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утверждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового  законодательства защита профсоюзами  трудовых прав работников от их нарушения  осуществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. Хныкин Г. В.Коллективный договор //Законодательство, 2005, № 11, с.56

Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением  трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами». Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные  организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать  правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами  в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет  соблюдение трудового законодательства, а техническая - охрану труда. В Федеральном  законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны груда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая - трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.

Ныне на уровне Трудового  кодекса (ст. 370) закреплены права профсоюзных  инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;

· проводить независимую  экспертизу условий труда и обеспечения  безопасности работников организации;

· принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний;

· получать от администрации  организаций информацию о состоянии  условий и охраны труда, а также  о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

· защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;

· предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Как  видим, здесь права профсоюзных  инспекторов труда такие же, как  и у государственных инспекторов  труда, т. е. властного характера;

 

· направлять работодателям  представления об устранении выявленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмотрения;

· осуществлять проверку состояния  условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

· принимать участие в  качестве независимых экспертов  в работе комиссий по испытаниям и  приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;

· принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением законодательства об охране труда, обязательств по коллективным договорам  и соглашениям, а также с изменениями  условий труда;

· принимать участие в  разработке проектов подзаконных нормативных  актов об охране труда и согласовывать  их в порядке, установленном Правительством РФ;

· обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев  на производстве Бородин И.И., Минаева  Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61; Хныкин Г. В. Систематизация локальных источников трудового права //Законодательство, 2005, № 10, с.71.

Глава III. Современное состояние  деятельности профсоюзов

 

В настоящее время в  России наблюдается кризис профсоюзного движения, выражающийся в снижении численности профсоюзов, в ослаблении их влияния, в изменении их роли в  политической системе общества. Технологическая  и структурная перестройка экономики  привела к перемещению трудовых ресурсов из тех отраслей, где профсоюзы  были традиционно сильны, в ту сферу, где труд более индивидуален. Растёт число малых предприятий, - прежде всего в сфере обслуживания, «вес»  которых в экономике страны неуклонно  возрастает, увеличивается число  свободных и творческих профессий, работающих на дому и ведущих индивидуальную трудовую деятельность. Однако эти  организации порой не имеют профсоюзов и защищать права их работников некому.

 

Ослабила базу профсоюзов и их собственная деятельность в  течение предшествующих десятилетий. Если за рубежом этому способствовали принятые законодательные акты, заложившие основу более эффективной защиты фундаментальных социально - трудовых прав наёмных работников и, более цивилизованным стало поведение многих работодателей, которые вынуждены принимать взвешенные и социально ответственные решения, что ослабило актуальность профсоюзной борьбы в представлении части работников наёмного труда, то в России наёмный работник защищён слишком слабо, а профсоюзы в ряде коммерческих фирм отсутствуют вовсе. Всё это свидетельствует о необходимости повышения роли профсоюзов в России, открыто выражающих своё негативное отношение к любым отрицательным процессам и изменениям, которые происходят в обществе и затрагивают социально - трудовые и экономические права граждан. В наши дни профсоюзы не только критикуют власть в области социальной политики, но и взаимодействуют с нею, работают вместе над реальными проблемами, добиваясь принятия решений в интересах большинства населения. Совместная работа государственных органов, профсоюзов и работодателей с учётом баланса интересов обеспечит стабильность и развитие России как социального государства.

Информация о работе Правовое положение профсоюзов в сфере труда