Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Понятие профсоюзов. Их задачи и функции. Нормативно-правовое регулирование их деятельности. Общая характеристика правового статуса профсоюзов в сфере труда.

Файлы: 1 файл

Правовое положение профсоюзов.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

                        ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ В                 СФЕРЕ ТРУДА.

                           

1. Понятие профсоюзов. Их задачи  и функции. Нормативно-правовое  регулирование их деятельности 

 

Профессиональные союзы - исторически  сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многообразную и сложную систему отношений и связей внутреннего и внешнего характера. Это - самая массовая общественная организация.

Профессиональные союзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами.

Основные задачи профсоюзов связаны  с осуществлением их главной функции - защиты прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Именно с этой целью профсоюзы возникли, для этого в них объединялись и объединяются трудящиеся.

Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение  граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

 

Как общественная организация профсоюзы  основаны на членстве, создаются на основе совместной деятельности для  защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Право каждого на объединение в  профсоюзы, их создание для защиты своих  интересов прямо закреплено Конституцией РФ (см. ст. 30). Специальное упоминание профсоюзов в акте высшей юридической  силы свидетельствует об особой роли и значении профсоюзов в жизни общества.

Потребность защиты прав и интересов  трудящихся особенно актуальна в  современный период, обнаживший и  усиливший социально- экономические  противоречия.

Осуществлению защитной функции профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутри профсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Такие нормы не носят правового характера (хотя многие из них имеют правовые последствия) и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо. Право содействует осуществлению стоящих перед профсоюзами задач, выполнению их защитной функции. Общественные отношения с участием профсоюзов регулируются правом в той мере, в какой это необходимо для обеспечения представительства и защиты интересов трудящихся, успешного функционирования профсоюзов и дальнейшего развития общества. В конечном счете границы правового регулирования зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, от социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Пределы правового регулирования  отношений с участием профсоюзов определяются исходя из их предназначения, необходимости с наибольшей пользой  для трудящихся, всего общества представлять и защищать права и интересы работников в сфере труда и связанных с трудом отношений:

 

а) средствами и методами, присущими  самим профсоюзам; б) с помощью  права;

 

в) во взаимодействии правовых и неправовых средств и методов.

 

Объем и содержание прав профсоюзов определяются, прежде всего, целью их создания, стоящими перед ними задачами, выполняемыми функциями, положением в политической системе. Поэтому правовой статус профсоюзов в сфере труда определяется государством при участии профсоюзов. Они помогают сформировать законодательные нормы по вопросам деятельности профсоюзов. Правовой статус профсоюзов тесно связан с их уставными полномочиями, предусмотренными самими профсоюзами. При создании законодательства о профсоюзах принимаются во внимание объем и содержание их уставных (общественных) полномочий. Государство может закрепить за профсоюзами права только по тем вопросам, которыми они занимаются в соответствии с уставами в силу их общественного характера. После принятия законодательства о профсоюзах они должны соблюдать это законодательство.

 

Таким образом, соотношение общественного (внутри профсоюзного) и правового статуса профсоюзов строится на принципе прямой и обратной связи, взаимозависимости с приоритетом внутри профсоюзных норм при подготовке законодательства о профсоюзах и приоритете.

Том законодательства над внутри профсоюзными нормами после принятия соответствующих законодательных актов.

Предоставленные права создают  юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций, укрепления правовой основы государственной и  общественной жизни. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.

Тем самым обеспечивается независимость  профсоюзов от органов исполнительной власти.

 

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и неподконтрольны.

Независимость профсоюзов - первый из основополагающих принципов положения и деятельности профсоюзов, обеспечивается так-же:

Прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности; имущественной самостоятельностью; правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;

Запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип - самоуправление предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. Применительно к профсоюзам он выражен в упоминавшемся выше их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип, также прямо закрепленный законом, - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных

признаков. Тем самым в законодательстве нашел отражение и профсоюзный  плюрализм - наличие не одного, а  нескольких разных профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности вытекает из законодательства о профсоюзах и прямо закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

 

Законодательство о  профсоюзах состоит из норм Конституции  РФ и КЗоТ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», принятого Государственной Думой 8 декабря 1995 года и подписанного Президентом РФ 12 января 1996 года, норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР), указов Президента РФ.

 

В систему законодательства о профсоюзах входит также принятый Федеральный закон от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» (СЗ, 1995, No 21, ст. 1930) в той части, в которой профсоюзы имеют общие черты и свойства со всеми другими общественными организациями. Особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профсоюзов регулируются специальными законами (см. ст. 4 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

 

В отдельных субъектах РФ уже  приняты свои законы о профсоюзах, например, республиках Саха - Якутия, Татарстане, Башкортостане.

 

Законодательство  о профсоюзах направлено на регулирование  их отношений:

1) с работодателями, их объединениями  и представителями; 

2) с органами государства, органами  местного самоуправления;

3) с другими субъектами общественных отношений (например, имущественных, налоговых).

 

Следует иметь в виду, что в  правовую основу деятельности профсоюзов входит как собственно законодательство о них, правах и гарантиях их деятельности, так и трудовое законодательство в целом, поскольку оно используется профсоюзами для защиты прав и интересов работников. Определяющее правовую основу деятельности профсоюзов законодательство меняется, совершенствуется в зависимости от развития общественных отношений, в которых они участвуют, но прежде всего, от основных экономических отношений - от отношений собственности, социально-политической обстановки в стране. В связи с этим происходит пересмотр прав профсоюзов. Возвращаются государству, его органам государственные полномочия, ранее возложенные на профсоюзы и находящиеся в их ведении органы (например, государственно- властные полномочия правовой и технической инстанций профсоюзов). Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах решающее влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции No 87,135,144 и др.

Таким образом, основные тенденции  развития и совершенствования законодательства о профсоюзах, их правах и гарантиях состоят в том:

 

Во-первых, что оно приводится в соответствие с существующими общественными отношениями;

Во-вторых, в отказе от несвойственных профсоюзам как общественной организации полномочий;

В-третьих, в сохранении, укреплении и расширении прав, позволяющих профсоюзам надежно отстаивать социально-трудовые права и интересы работников.

 

В сферу трудового права входят связанные с трудом отношения  профсоюзов с работодателями, их объединениями  и представителями, а также с  государственными органами местного самоуправления. Эти отношения входят в предмет трудового права как тесно связанные с трудовыми отношениями.

Участие профсоюзов в регулировании  трудовых отношений (в установлении и применении условий труда), в  контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, в разрешении трудовых споров - одна из черт метода трудового права.

 

Часть 2. Общая характеристика правового статуса профсоюзов

в сфере труда

Права профсоюзов в сфере труда - основная часть их правового статуса, т.е. совокупности прав и обязанностей во всех областях.

Помимо прав в сфере труда  профсоюзы обладают обширными правами  в сфере действия других отраслей права: правами юридического лица, правом собственности, участия в управлении государственными социальными фондами, в области экологии, приватизации и др.

Наличие у профсоюзов правового  статуса не противоречит их общественной природе. Сохраняя это качество, профсоюзы  пользуются определенными правами, установленными государством.

Законодательно закрепленное положение профсоюзов в сфере труда (трудо-правовой статус) представляет собой общую меру юридических возможностей данной организации и ее органов в указанной сфере, служит источником субъективных прав и обязанностей профсоюзных органов в правоотношениях. Как базовая категория он характеризует пределы юридических значений деятельности профсоюзов в этой области, служит эталоном правомерности действий профсоюзных органов, полноты осуществления предоставленных им юридических полномочий.

Содержание труда-правового статуса профсоюзов характеризуется объемом закрепленных за ними юридических возможностей. Статус профсоюзов в сфере труда (труда-правовой статус) как часть их совокупного статуса (многоотраслевой общности) на современном этапе сочетает в себе стабильные черты их правового положения с особыми, характерными именно для данного этапа.

Стабильность, преемственность содержания труда-правового статуса профсоюзов обусловлены самим существованием трудовых отношений между работниками  и работодателями, необходимостью защиты прав и интересов работников в этих отношениях.

Наиболее стабильная часть статуса - права профсоюзов по представительству  интересов трудящихся, участию в  регулировании трудовых отношений, контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Динамика статуса, его развитие происходит за счет изменения форм реализации предоставленных профсоюзам прав, включения в статус прав, которых  раньше не было, в связи с развитием  экономических и социальных отношений, исключения из него некоторых прав, не отвечающих современным условиям. Радикальные изменения в статусе профсоюзов происходят в связи с переходом на новые экономические рельсы, внедрением новых принципов управления экономикой в условиях многообразия видов собственности и организационно-правовых форм предприятий.

В статус субъектов права, в том  числе профсоюзов, помимо прав входят и юридические обязанности.

 

Права и обязанности  профсоюзов в сфере труда имеют  особенности:

во-первых, юридические обязанности прямо не возлагаются государством на профсоюзы, они вытекают из защитной функции этой общественной организации, опираются на их уставы и неразрывно связаны с правами. В результате предоставленные профсоюзам права одновременно означают и их обязанности. Это - особая юридическая категория - права-обязанности, где право и обязанность находятся в неразрывном единстве;

Информация о работе Правовое положение профсоюзов в сфере труда