Правовое регулирование охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:19, контрольная работа

Описание работы

Конституция РФ в качестве одного из основных прав закрепила право на охрану здоровья (ст.41). Производным от него является и право работника на здоровье и безопасные условия труда.
Принятый 17 июля 1999 г. Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Он содержит ряд важных положений, обеспечивающих для работающих гарантии прав на охрану труда. Значение закона состоит еще и в том, что он обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях (в учреждениях) всех форм собственности.

Содержание работы

1. Правовое регулирование охраны труда……………………………………3
2. Практическая задача…………………………………………………………8
3. Список литературы…………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Трудовое право №6.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

1. Правовое регулирование  охраны труда……………………………………3

2. Практическая задача…………………………………………………………8

3. Список литературы…………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Правовое  регулирование охраны труда

Конституция РФ в качестве одного из основных прав закрепила право на охрану здоровья (ст.41). Производным от него является и право работника на здоровье и безопасные условия труда.

Принятый 17 июля 1999 г. Федеральный  закон «Об основах охраны труда  в РФ направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Он содержит ряд важных положений, обеспечивающих для работающих гарантии прав на охрану труда. Значение закона состоит еще и в том, что он обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях (в учреждениях) всех форм собственности.

Охрана труда надо различать в широком и узком понятии. В широком понятии — это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Выраженные  в правовой форме и закрепленные в трудовом законодательстве все эти нормы образуют важнейший правовой институт Особенной части трудового права, при этом нельзя не учитывать, что под охраной труда в широком смысле следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.

В узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм (подинституты):

• правила по технике безопасности и производственной санитарии;

      • специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;

  • нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
  • нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;
  • нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.

    Эти нормы, объединенные одной целью, могут применяться как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.

Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность  за нарушение правит охраны труда, так как они входят и в институты других отраслей права (например, административное, уголовное право). Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой

С учетом содержания норм этого института, а также  формы источников нормативные акты по охране труда включают:

  • стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  • санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
  • правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);
  • правила по охране труда и инструкции по охране труда.

Федеральный закон «Об основах охраны труда  в РФ» впервые закрепил основные направления государственной политики в области охраны труда, относя к этой сфере, в частности: 
• признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

 • установление  единых нормативных требований  по охране труда для предприятий  всех форм собственности;

• взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

  • установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
  • защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей.

В Законе также раскрыто содержание субъективного права работника на охрану труда, например:

  • на безопасное рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в соответствии с законодательством РФ;
  • на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др. (ст.8 ФЗ). В ст. 15 Закона закреплены и обязанности работника в области охраны труда:
  • соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
  • правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

• немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о  любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей. В соответствии со ст. 12 Закона Министерством труда РФ утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых предполагается создавать указанную службу как отдельное структурное подразделение с возложением на нее следующих задач:

  • организация и координация работы по охране труда на предприятии;
  • контроль за соблюдением нормативных актов по охране труда работниками предприятия;
  • совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда.

В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятий численностью более 10 человек Основами предусмотрено создание совместного комитета (комиссии) по охране труда, в состав которого на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

В 1997 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая  программа улучшения условий  и охраны труда на 1988-2000 гг. Принятие ее было обусловлено тем, что в  стране усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, от травм на производстве ежегодно страдают свыше 200 тыс. чел., около 6 тыс. чел. погибают.

        Поэтому основными целями указанной Программы являются:      • снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в стране;

  • создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  • повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическая  задача

Начальник товарной базы Михайлов дал указание подчиненным разгрузить вагон, поступивший в адрес организации по поставкам продукции, в котором находились емкости с красителем. Поскольку емкости разгружались не на территории склада, этот груз на склад перевозился на электропогрузчике. Во время транспортировки водитель погрузчика Киселев допустил неосторожность, и часть емкостей опрокинулась, в результате чего получателю груза был причинен имущественный ущерб на сумму 28 тыс. руб. Согласно должностной инструкции заведующий складом Шереметьев должен руководить работой по выгрузке, погрузке и размещению груза внутри складского помещения, но в это время он принимал другой груз непосредственно на складе и не мог находиться у разгружаемого вагона. Узнав о случившемся, организация по поставкам продукции обратилась в суд с иском к начальнику базы Михайлову, водителю электропогрузчика Киселеву и заведующему складом Шереметьеву о взыскании с них 28 тыс. руб.

     Какое решение должен вынести суд?

Ответ: Материальная ответственность регулируется ст. 232, 233, 238-250 ТК.

    Материальная  ответственность заключается в  возмещении работником того имущественного  ущерба, который он причинил работодателю. В соответствии со ст. 238 ТК работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

    Работник  обязан возместить не только  прямой действительный ущерб,  причиненный непосредственно работодателю, но и расходы, возникшие у  работодателя в результате возмещения им ущерба, которые работник причинил третьим лицам (ст.238 ТК).

Порядок возмещения работником ущерба установлен ст.248 ТК Работник, причинивший ущерб, может его добровольно возместить полностью или частично, может с согласия администрации передать в возмещение ущерба равноценное имущество или исправить повреждение. По соглашению сторон возмещение ущерба возможно с рассрочкой по письменному обязательству.

Если возмещение ущерба не превышает среднемесячный заработок работника, то удержание производится по приказу администрации, а с руководителя предприятия, учреждения, организации и его заместителей — по распоряжению вышестоящего руководителя организации. Это распоряжение должно быть сделано не позднее месячного срока со дня окончания установления работодателем размера ущерба. В остальных случаях, когда работник не согласен добровольно возместить ущерб, его взыскание производится через суд. Если работник не согласен с произведенным вычетом или его размером, то он может оспорить распоряжение (приказ) в комиссии по трудовым спорам. Независимо от вида и предела ответственности, если нарушен порядок удержания, КТС принимает решение о возврате незаконно удержанной суммы.

В остальных  случаях, в том числе, когда истек  установленный срок для удержания, возмещение ущерба производится путем предъявления работодателем иска в суд.

Работодатель, учитывая конкретные обстоятельства причинения ущерба работником, вправе отказаться полностью или частично от его взыскания (ст.240ТК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Свистунова  Л.А., Долгов А.С. Трудовое право: Учебно-методический комплекс.- Новосибирск: НГУЭУ, 2006.- 168 с.

2. Трудовой кодекс  Российской Федерации.- М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.- 192 с.

3. Трудовое право России: Учебник для вузов/Под ред. С.П.Маврина и Е.Б.Хохлова.- М.: Юристъ, 2002.- 480 с.

 

 


Информация о работе Правовое регулирование охраны труда