Правовой статус безработного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2015 в 23:32, реферат

Описание работы

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.
Целью данной работы является изучение статуса безработного а России.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- дать определение правового статуса безработного;
- проанализировать условия признания лица безработным;
-рассмотреть основные права и обязанности безработного;
-выявить особенности предоставления социальной поддержки безработного.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 33.70 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществляемый в России в настоящее время постепенный переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема занятости.

На специфику российской безработицы повлиял целый ряд факторов, связанных с переходом от командной системы к рыночной, и сложной демографической ситуацией.

Особенности безработицы в РФ состоят в том, что по-прежнему существует скрытая безработица, не созданы условия для нормального функционирования рынка труда в стране в целом, остро стоит проблема потери квалифицированных кадров.

В сложившихся условиях возрастает роль государственных учреждений, основной деятельностью которых является обеспечение социальной защищенности безработных граждан путем оказания им финансовой помощи и содействия в поиске подходящей работы.

Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнений.

Целью данной работы является изучение статуса безработного а России.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

- дать определение правового статуса безработного;

- проанализировать условия признания  лица безработным;

-рассмотреть основные права  и обязанности безработного;

-выявить особенности предоставления  социальной поддержки безработного.

Предметом исследования являются: правовые нормы России

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере занятости, в рамках которых формируется правовое положение безработного.

 

 

1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ БЕЗРАБОТНЫМ

 

Безработными являются трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней [3, с. 65].

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы. Для впервые ищущих работу, не имеющих профессии - паспорта и документа об образовании. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов [1, с. 129].

Безработными не могут быть признаны граждане:

- не достигшие 16 летнего возраста;

- получающие пенсию по возрасту  или по выслуге лет;

- не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;

- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;

- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Таким образом, безработными признаются граждане, которые трудоспособны, не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, готовы приступить к работе. Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации эти лица признаются безработными с первого дня предъявления необходимых документов.

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БЕЗРАБОТНОГО

Закон о занятости закрепляет широкий спектр прав граждан, признанных в установленном порядке безработными. Совокупность прав можно условно разделить на две группы: правомочия, направленные на реализацию права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию и правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы.

Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия безработного:

-право на содействие в поиске подходящей работы;

-право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

-право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

- право участвовать в общественных оплачиваемых работах;

- право на получение содействия в организации собственного дела [1, с. 68].

Что касается обязанностей безработного, то в общем виде их можно сформулировать как добросовестность и дисциплинированность.

Обращаясь за содействием в государственную службу занятости, гражданин должен сообщить определенные сведения о себе и своей семье. На основании этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и назначении ему пособия по безработице. Если же безработный поступил недобросовестно и получал пособие обманным путем, то выплата пособия по безработице может быть прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Те же последствия может повлечь за собой и несообщение безработным в службу занятости сведений о своем трудоустройстве.

Безработный гражданин также должен регулярно, не реже двух раз месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости. Кроме того, он обязан явиться в органы службы занятости для получения направления на работу и на переговоры о трудоустройстве с работодателем. Безработный или соглашается выполнять предложенную подходящую работу, или проходит курс обучения по направлению органов службы занятости.

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости

Как видно из сказанного, у безработного гражданина гораздо больше прав, а у органов службы занятости - корреспондирующих этим правам обязанностей. Однако зачастую на практике права безработных граждан остаются нереализованными.

Итак, гражданин, признанный в установленном порядке безработным, приобретает широкий спектр прав и обязанностей. Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, профессиональному обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, содействию в самозанятости и содействию в переселении для работы в сельской местности.

В обязанности безработного входит:

- осуществление активного поиска работы;

- предоставление подлинных документов;

- прохождение перерегистрации;

- явка к работодателю по направлению службы занятости на переговоры о трудоустройстве.

 

 

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН

Основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии.

Следует отметить, что профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения должно проводиться по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда. При этом гражданину не может быть предложена профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности дважды.

Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включает следующие виды обучения:

-профессиональную подготовку с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы;

-обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы по совмещаемым профессиям;

-повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков;

-повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации.

Необходимо отметить, что  продолжительность обучения не должна превышать 6 месяцев, а в отдельных случаях – 12. Органы службы занятости, направившие гражданина на обучение, обязаны предоставить безработному подходящую работу в соответствии с полученными в ходе обучения навыками. 

Однако гражданин вправе отказаться от прохождения профессионального обучения. В этом случае он утрачивает право на получение пособия по безработице.

Итак, основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан. Безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, государство гарантирует: бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование; бесплатное обучение; выплату стипендии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ

Государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

-выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

-выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

- возможность участия  в оплачиваемых общественных  работах;

-возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице - гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

В отличие от многих зарубежных стран, где предусмотрены различные сложные схемы выплаты пособия по безработице, предусматривающие значительную дифференциацию как по срокам выплаты пособия, так и по его размерам, в российском Законе о занятости заложена достаточно простая схема [4, с. 98].

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы - 26 календарных недель. Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20% величины прожиточного минимума. Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту службы, в следующих размерах:

в первые три месяца безработицы - в размере 75% от их среднемесячного денежного довольствия, исчисленного за последние три месяца по последнему месту службы;

в следующие четыре месяца - в размере 60%;

в дальнейшем - в размере 45%.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей [5, с. 49].

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах Государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося субъекте РФ [2, c. 123].

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. Тем гражданам, которые были уволены из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признаны в установленном порядке безработными, но не были трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Информация о работе Правовой статус безработного