Правовой статус федеральной инспекции труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 14:04, реферат

Описание работы

Надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда впервые был придан государственный характер в связи с реализацией одного из основных положений, закрепленных в Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. Именно Основы впервые установили, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для этих целей были созданы специальные органы - Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем - государственные инспекции труда, и после – федеральные инспекции труда).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Федеральная инспекция труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства…………………………………....4
Глава 2. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда……………………………………………………………….…6
2.1 Принципы деятельности органов федеральной инспекции труда……....6
2.2 Основные задачи органов федеральной инспекции труда………….…...7
Глава 3. Основные права и полномочия органов федеральной инспекции труда………………………………………………………………………….…..8
3.1 Права федеральных инспекторов по труду……………………………….8
3.2 Основные полномочия органов федеральной инспекции труда…….….11
Глава 4. Ответственность федеральной инспекции труда…………………...17
Заключение ……………………………….……………………………………...18
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

реферат Федеральная инспекция по труду.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Гуманитарный  факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Трудовое право»

тема: «Правовой статус федеральной инспекции труда»

 

 

 

Выполнил:

студент потока 49 у

заочная форма обучения

с дистанционными технологиями

гуманитарный факультет 

специальность: Юриспруденция

№ зачетной книжки

Проверила:

Маслова Марина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Федеральная инспекция  труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства…………………………………....4

Глава 2. Принципы деятельности и основные задачи органов федеральной инспекции труда……………………………………………………………….…6

2.1 Принципы деятельности органов  федеральной инспекции труда……....6

2.2 Основные задачи органов федеральной  инспекции труда………….…...7

Глава 3. Основные права и полномочия органов федеральной инспекции  труда………………………………………………………………………….…..8

3.1 Права федеральных инспекторов по труду……………………………….8

3.2 Основные полномочия органов  федеральной инспекции труда…….….11

Глава 4. Ответственность федеральной  инспекции труда…………………...17

Заключение ……………………………….……………………………………...18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

Введение

Надзору и контролю за соблюдением законодательства о  труде и охране труда впервые  был придан государственный характер в связи с реализацией одного из основных положений, закрепленных в  Основах законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. Именно Основы впервые установили, что государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляются федеральным органом надзора и контроля за охраной труда, а также соответствующими органами субъектов Федерации, не зависящими в своей деятельности от администрации предприятий и вышестоящих органов управления и действующими в соответствии с положениями, утверждаемыми в установленном порядке. Для этих целей были созданы специальные органы - Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов и городов (в дальнейшем - государственные инспекции труда, и после – федеральные инспекции труда).

Федеральная инспекция  труда - единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Реферат посвящен рассмотрению вопросов федеральной инспекции труда, ее полномочий в сфере надзора за соблюдением трудового законодательства в Российской Федерации.

 

Глава 1. Федеральная инспекция труда – орган государственного надзора за соблюдением трудового законодательства

Федеральная инспекция  труда как единая федеральная  централизованная система государственных  надзорно-контрольных органов была образована в системе Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Положение о ней утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 г. №78.

В связи с упразднением Министерства труда и социального  развития Российской Федерации по Указу Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 органы федеральной инспекции труда переподчинены Федеральной службе по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В систему этих органов входят государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации и межрегиональные государственные инспекции труда.

Федеральная инспекция  труда в своей деятельности руководствуется  Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о федеральной инспекцией труда.

Основной задачей федеральной  инспекции труда является осуществление  надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.

Федеральная инспекция  труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде  и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда.

Деятельностью федеральной  инспекции труда руководит главный  государственный инспектор труда  Российской Федерации, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации. Им назначаются на должность и освобождаются от должности руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда. Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации утверждено приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 февраля 2000 г. №65.

Руководители государственных  инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда  по соответствующей территории, а  их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда).

Начальники отделов  государственных инспекций труда  и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда.

Государственные инспекции  труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие  основные функции:

1) осуществляют государственный  надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории;

2) расследуют в установленном  порядке несчастные случаи на  производстве, анализируют их причины  и разрабатывают предложения  по предупреждению таких случаев;

3) рассматривают в  соответствии с законодательством  Российской Федерации дела об  административных правонарушениях;

4) информируют соответствующие  органы государственной власти  и органы местного самоуправления  о фактах нарушения законодательства  Российской Федерации о труде и охране труда;

5) участвуют в работе  по правовому воспитанию, распространению  знаний по соблюдению законодательства  Российской Федерации о труде  и охране труда;

6) обобщают опыт применения  законодательства Российской Федерации  о труде и охране труда;

7) ведут прием граждан,  рассматривают заявления, жалобы  и иные обращения граждан о  нарушениях их трудовых прав;

8) готовят отчеты о  результатах деятельности инспекции.

В отличие от ранее  существовавшей Рострудинспекции органы федеральной инспекции труда имеют вертикальное (в системе Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации), а не горизонтальное подчинение и не зависят в своей деятельности от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

 

Глава 2. Принципы деятельности и основные задачи органов  федеральной инспекции труда

2.1 Принципы  деятельности органов федеральной  инспекции труда

Деятельность органов федеральной инспекции труда и всех должностных лиц осуществляется на основе следующих гуманных принципов: уважение прав и свобод человека и гражданина, а также принципов законности, объективности, независимости и гласности, их соблюдение и защита.

Законность - универсальный, всеохватывающий принцип, который находит свое выражение во всех принципах и нормах процессуального права, характеризует все стороны уголовного судопроизводства и потому не может рассматриваться как равновеликое начало с собственно процессуальными принципами. Она занимает особое место среди равных ей общеправовых принципов.

Независимость государственных  инспекторов труда заключается  также в том, что они, исходя из задач федеральной инспекции  труда, самостоятельно в пределах имеющихся  полномочий определяют формы и способы  реализации предоставленных им законом прав по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований трудового законодательства (ст.359 Трудового кодекса РФ). Действуя в соответствии с законом, они не подвластны какому бы то ни было влиянию со стороны.

 

2.2 Основные  задачи органов федеральной инспекции труда

Часть 2 ст. 355 ТК РФ предусматривает основные задачи федеральной инспекции труда. Ими являются:

а) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда;

б) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

в) обеспечение сторон трудовых отношений информацией  о наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства;

г) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве.

В своей работе органы федеральной инспекции труда  взаимодействуют с другими федеральными надзорами и контрольными органами. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в  Российской Федерации" в ст.22 предусматривает, что общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и (или) иные представители, избираемые работниками, например совет трудового коллектива (ст. 29 ТК РФ). Иными словами, общественный контроль за соблюдением законодательства о труде могут осуществлять как профессиональные союзы, так и иные представители работников. Профсоюзный контроль (ст. 2 ТК РФ) за соблюдением трудового законодательства есть составная часть общественного контроля.

Координация деятельности органов государственного надзора  и контроля и органов общественного  контроля, осуществляемой профессиональными союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда.

О полномочиях федеральной  инспекции труда – в третье главе курсовой работы.

 

Глава 3. Основные права и полномочия органов федеральной инспекции труда

3.1 Права федеральных  инспекторов по труду

Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) при  осуществлении надзорно-контрольной  деятельности в соответствии со ст. 357 ТК РФ имеют право:

а) беспрепятственно в  любое время суток при наличии  удостоверений установленного образца  посещать в целях проведения инспекции  организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

б) запрашивать у работодателей  и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

в) изымать для анализа образцы  используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

г) расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на производстве;

д) предъявлять работодателям и  их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в порядке, установленном ст. 76 ТК РФ;

е) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений  и оборудования при выявлении  нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

Информация о работе Правовой статус федеральной инспекции труда