Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:10, курсовая работа
Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.ссовый приток в Россию нелегальных иммигрантов из государств как нового, так и старого зарубежья, наблюдающийся с начала 90-х годов. Особенностью нелегальной иммиграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы с крытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения. И сегодня проблеме международной миграции уделяется крайне недостаточного внимания.
Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан………………..6
1.1. Понятие иностранных граждан и их классификация в РФ…………………………….6
1.2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ…….13
2.Правовой статус иностранных работников……………………………………………….19
2.1. Основные направления государственной политики РФ и зарубежных стран в области занятости………………………………………………………………………………………19
2.2. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ и за рубежом………………………………………………………………………………30
2.3. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………….49
3.Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления…………………………………………………………………………………..54
3.1. Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……………………54
3.2. Проблема нелегальной миграции в России……………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………………………...66
Приложение…………………………………………………………………………………...69
Таким образом, общая
численность нелегальных
Однако страны-импортеры рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.
Таким образом, под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции
затрагивают почти все страны
мира. Для России вопрос миграции
- один из самых важных, но, к
сожалению, ресурсов для
2. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. В то же время, если в экономически активное население стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.
3. Видно также, что
миграция оказывает существенно
4. Межгосударственные
отношения характеризуются
5. Таким образом, трудовая
миграция как сложное
A. формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского
рынка товаров и услуг,
D. созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики;
E. развитию человеческого
потенциала путем приобретения
опыта работы в иностранных
фирмах, освоения новых технологий
и овладения новой
F. поддержанию экономических
и трудовых связей между страна
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие.
B. К недостаткам следует
отнести и краткосрочный
C. Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.). С. 66.
2. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ».
3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 18.10.2007 г.). С. 67.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.). С. 81.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.). С. 65.
6. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ». С. 49.
7. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субьектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ». С. 48.
8. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 54.
9. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 г. №798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 40.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2007 г.). С. 46.
11. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М. - 2009 г. С. 71. С. 78.
12. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики - 2006 г. С. 6.
13. Наумова Р.Л. Труд иностранцев у российского работодателя: монография. - М.: Дашков и Ко. - 2009 г. С. 7.
14. Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы. - 2008 г. С. 17.
15. Полетаев Д. Нелегальная миграция: результаты социологического исследования в регионах России. - М. - 2008 г. С. 77.
16. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // «Миграция населения и перспективы демографического развития России». - М. - 2008 г. С. 64.
17. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица - М. - 2007 г. С. 72.
18. Бекетова В.Д., Воронина З.И. Трудоустройство иностранцев в России и за рубежом: материальное и коллизионное регулирование // Сборник научных трудов. - Тюмень. - №5. - 2006 г. С. 4.
Приложение 1
Ф О Р М А 1-Р Д |
строки |
РОССИЯ |
||||||||||||||
за 9 месяц(а,ев) 2010/2009 г.г. ( январь-сентябрь ) |
||||||||||||||||
2010 |
2009 |
(+ / -) |
АППГ (%) |
|||||||||||||
код графы |
Р |
Р-а |
Р-б |
Р-в |
||||||||||||
Разрешения на привлечение иностранных работников |
оформлено |
бланков |
(шт.) |
1 |
47877 |
14783 |
33094 |
223,9 |
||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
2 |
184299 |
|||||||||||||
отказано в выдаче |
3 |
1613 |
422 |
1191 |
282,2 |
|||||||||||
приостановлено действие |
4 |
27 |
35 |
-8 |
-22,9 |
|||||||||||
аннулировано |
5 |
460 |
139 |
321 |
230,9 |
|||||||||||
Количество действительных разрешений
на привлечение иностранных |
(шт.) |
6 |
23439 |
|||||||||||||
в том числе |
на иностранных граждан |
(чел.) |
7 |
259186 |
||||||||||||
Разрешения на работу ИГ |
Всего оформлено |
бланков |
(шт.) |
8,16 |
916862 |
1124955 |
-208093 |
-18,5 |
||||||||
из них |
дубликатов |
(шт.) |
9,17 |
2585 |
||||||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
10,18 |
894310 |
|||||||||||||
из них |
прибывшим в визовом порядке |
11,19 |
160678 |
204310 |
-43632 |
-21,4 |
||||||||||
прибывшим в безвизовом порядке |
12,20 |
685147 |
892307 |
-207160 |
-23,2 |
|||||||||||
в том числе |
на срок до 90 суток |
13,21 |
97860 |
|||||||||||||
из них |
продлено на срок до 1 года |
14,22 |
40636 |
|||||||||||||
имеющим разрешение на временное проживание |
15,23 |
48485 |
28338 |
20147 |
71,1 |
|||||||||||
в том числе |
в установленные сроки |
бланков |
(шт.) |
8 |
912842 |
1124906 |
-212064 |
-18,9 |
||||||||
из них |
дубликатов |
(шт.) |
9 |
2585 |
||||||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
10 |
890290 |
|||||||||||||
из них |
прибывшим в визовом порядке |
11 |
160383 |
204281 |
-43898 |
-21,5 |
||||||||||
прибывшим в безвизовом порядке |
12 |
681503 |
892287 |
-210784 |
-23,6 |
|||||||||||
в том числе |
на срок до 90 суток |
13 |
97856 |
|||||||||||||
из них |
продлено на срок до 1 года |
14 |
40636 |
|||||||||||||
имеющим разрешение на временное проживание |
15 |
48404 |
28338 |
20066 |
70,8 |
|||||||||||
с нарушением установленных сроков |
бланков |
(шт.) |
16 |
4020 |
49 |
3971 |
8104,1 |
|||||||||
из них |
дубликатов |
(шт.) |
17 |
0 |
||||||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
18 |
4020 |
|||||||||||||
из них |
прибывшим в визовом порядке |
19 |
295 |
29 |
266 |
917,2 |
||||||||||
прибывшим в безвизовом порядке |
20 |
3644 |
20 |
3624 |
18120,0 |
|||||||||||
в том числе |
на срок до 90 суток |
21 |
4 |
|||||||||||||
из них |
продлено на срок до 1 года |
22 |
0 |
|||||||||||||
имеющим разрешение на временное проживание |
23 |
81 |
0 |
81 |
0,0 |
|||||||||||
оформлено в рамках установленной квоты |
24 |
819280 |
||||||||||||||
фактически выдано |
(шт.) |
25 |
858275 |
|||||||||||||
отказано в выдаче разрешений на работу |
всего |
26 |
6614 |
11683 |
-5069 |
-43,4 |
||||||||||
из них |
прибывшим в визовом порядке |
27 |
1157 |
1335 |
-178 |
-13,3 |
||||||||||
прибывшим в безвизовом порядке |
28 |
5112 |
10238 |
-5126 |
-50,1 |
|||||||||||
имеющим разрешение на временное проживание |
29 |
345 |
110 |
235 |
213,6 |
|||||||||||
аннулиро- вано |
бланков |
(шт.) |
30 |
56655 |
102876 |
-46221 |
-44,9 |
|||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
31 |
56617 |
|||||||||||||
из них |
прибывшим в визовом порядке |
32 |
17345 |
27286 |
-9941 |
-36,4 |
||||||||||
прибывшим в безвизовом порядке |
33 |
38923 |
75363 |
-36440 |
-48,4 |
|||||||||||
в том числе |
на срок до 90 суток |
34 |
1372 |
|||||||||||||
из них |
продлено на срок до 1 года |
35 |
3892 |
|||||||||||||
имеющим разрешение на временное проживание |
36 |
349 |
227 |
122 |
53,7 |
|||||||||||
по медицинским показаниям |
37 |
459 |
||||||||||||||
в связи с непредставлением медицинской справки |
38 |
21135 |
||||||||||||||
в связи с представлением поддельной медицинской справки |
39 |
1739 |
||||||||||||||
количество действительных разрешений на работу в текущем году |
40 |
1038916 |
||||||||||||||
Привлечено иностранных работников по организованному набору |
41 |
1907 |
||||||||||||||
Получено уве- домлений от работодателей о привлечении и использова- нии ИГ для осу- ществления трудовой дея- тельности, при- бывших в РФ в порядке, не требующем по- лучения визы |
бланков |
(шт.) |
42 |
589801 |
701847 |
-112046 |
-16,0 |
|||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
43 |
576008 |
|||||||||||||
из них |
в сфере строительства |
44 |
190966 |
|||||||||||||
в оптовой и розничной торговле |
45 |
65665 |
||||||||||||||
на обрабатывающих производствах |
46 |
69710 |
||||||||||||||
в сфере услуг |
47 |
65497 |
||||||||||||||
на транспорте и связи |
48 |
35675 |
||||||||||||||
в сельском и лесном хозяйстве |
49 |
61644 |
||||||||||||||
в иных отраслях |
50 |
86851 |
||||||||||||||
по разрешениям на работу, выданным в предыдущем году |
51 |
205808 |
||||||||||||||
Получено уве- домлений от работодателей о расторжении трудовых отношений с иностранными гражданами |
бланков |
(шт.) |
52 |
163859 |
||||||||||||
на иностранных граждан |
(чел.) |
53 |
159484 |
|||||||||||||
из них |
в сфере строительства |
54 |
64775 |
|||||||||||||
в оптовой и розничной торговле |
55 |
16702 |
||||||||||||||
на обрабатывающих производствах |
56 |
22143 |
||||||||||||||
в сфере услуг |
57 |
13176 |
||||||||||||||
на транспорте и связи |
58 |
7542 |
||||||||||||||
в сельском и лесном хозяйстве |
59 |
16181 |
||||||||||||||
в иных отраслях |
60 |
18965 |
||||||||||||||
Получено медицинских |
(чел.) |
61 |
578195 |
651053 |
-72858 |
-11,2 |
||||||||||
Лицензии на деятельность по трудо- устройству граждан РФ за границей …..(шт.) |
предоставлено (оформлено) |
62 |
62 |
30 |
32 |
106,7 |
||||||||||
отказано в предоставлении |
63 |
3 |
1 |
2 |
200,0 |
|||||||||||
продлено |
64 |
40 |
49 |
-9 |
-18,4 |
|||||||||||
переоформлено |
65 |
23 |
||||||||||||||
приостановлено |
66 |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
|||||||||||
аннулированно |
67 |
0 |
4 |
-4 |
-100,0 |
|||||||||||
досрочно прекращено действие |
68 |
17 |
||||||||||||||
Количество организаций, имеющих лицензию на трудоустройство |
69 |
1006 |
539 |
467 |
86,6 |
|||||||||||
в том числе |
по найму и трудоустройству моряков |
70 |
510 |
|||||||||||||
Проведено проверок фирм - лицензиатов |
71 |
61 |
121 |
-60 |
-49,6 |
|||||||||||
в том числе |
выявлено нарушений |
72 |
9 |
20 |
-11 |
-55,0 |
||||||||||
составлено протоколов |
73 |
3 |
||||||||||||||
передано в суд материалов |
74 |
2 |
||||||||||||||
сумма наложенных штрафов |
с.руб.) |
75 |
105 |
|||||||||||||
1 (ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ.)
2 Байгиреев М. «Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности» // «Человек и труд».- № 1 - 2004 г. - С. 26-30. С. 43.
3 Степанова Е. А. Правовое регулирование труда иностранных граждан.// «Профессионал» - № 10 - 2003.- С 57-58. С. 46.
4 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 г. Постановление Правительства от 15.11.2006 г. //«Российская газета». - № 257 от 16.11.2006. С. 55.
5 Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // Миграция населения и перспективы демографического развития Росси. - М. -2008. – С. 145-148. С. 64.
6 Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. – М. – 2002 г. С. 28. С. 68.
Информация о работе Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации