Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Основной целью работы является определение основных проблем использования иностранной рабочей силы в России. В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
1. дать определение понятию иностранных граждан;
2. указать особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ;
3. рассмотреть проблемы привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ;
4. обозначить основные проблемы использования иностранной рабочей силы;
5. охарактеризовать проблему нелегальной миграции в России.ссовый приток в Россию нелегальных иммигрантов из государств как нового, так и старого зарубежья, наблюдающийся с начала 90-х годов. Особенностью нелегальной иммиграции является то, что она носит преимущественно трудовой характер и активно расширяет границы с крытого рынка труда, соответственно резко сужая официальную часть открытого рынка труда. Причина этого явления кроется в недостаточной отрегулированности взаимоотношений России с государствами нового зарубежья, отсутствии четкой и эффективной государственной миграционной политики, а также в новизне миграционной проблемы для России, не имевшей ранее соответствующего опыта ее действенного разрешения. И сегодня проблеме международной миграции уделяется крайне недостаточного внимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………..3
1.Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан………………..6
1.1. Понятие иностранных граждан и их классификация в РФ…………………………….6
1.2. Особенности правового статуса иностранных граждан в отношении трудовой деятельности на территории РФ…….13
2.Правовой статус иностранных работников……………………………………………….19
2.1. Основные направления государственной политики РФ и зарубежных стран в области занятости………………………………………………………………………………………19
2.2. Правовое регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы в РФ и за рубежом………………………………………………………………………………30
2.3. Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников……………….49
3.Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления…………………………………………………………………………………..54
3.1. Основные проблемы использования иностранной рабочей силы……………………54
3.2. Проблема нелегальной миграции в России……………………………………………59
Заключение……………………………………………………………………………………64
Список литературы…………………………………………………………………………...66
Приложение…………………………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

курсовая труд иностраннцев в рф.doc

— 492.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, общая  численность нелегальных мигрантов  из всех стран СНГ, незаконно находящихся  на территории России, составляет не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. Например, после дефолта 1998 г. и введения Россией визового режима с рядом стран СНГ численность нелегальных мигрантов в России уменьшилась. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. человек. С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества.

Однако страны-импортеры  рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут  огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.

Таким образом, под нелегальной  миграцией понимается въезд граждан  одной страны в другую с целью  нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие  выводы.

1. Проблемы миграции  затрагивают почти все страны  мира. Для России вопрос миграции - один из самых важных, но, к  сожалению, ресурсов для решения  этого вопроса катастрофически не хватает. Из России уезжают не только неквалифицированные рабочие, но и специалисты из самых разных областей науки покидают свою родину с целью увеличения заработка и проведения исследований в определенной области науки. В эпоху стремительного научно-технического развития наша страна лишается человеческого потенциала, обеспечивающего экономическую и научную конкурентоспособность. Именно поэтому Правительство РФ должно побеспокоиться о создании необходимых условий работы и проживания, как квалифицированных специалистов, так и неквалифицированных, чтобы к середине XXI века Россия не деградировала и стояла на самой низшей ступени развития в области науки, образования, экономики и других областях.

2. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. В то же время, если в экономически активное население стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.

3. Видно также, что  миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе. Это одно из самых сложных демографических явлений, так как на миграционное поведение населения воздействует целый комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.

4. Межгосударственные  отношения характеризуются тенденцией  к сближению национальных рынков  рабочей силы, все большей прозрачностью  границ, усилиями по взаимодействию  в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы. Определенное стремление к обобщению рынков рабочей силы складывается и у стран СНГ, причем по инициативе Российской Федерации.

5. Таким образом, трудовая  миграция как сложное социально-экономическое  явление имеет свои плюсы и  минусы. Безусловно, что трудовая  миграция, прежде всего, приносит  очевидные социально-экономические  выгоды и способствует:

A. формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;

B. развитию предпринимательства  и малого бизнеса;

C. наполнению потребительского  рынка товаров и услуг, увеличению  налогооблагаемой базы страны, амортизации  инфляционных процессов;

D. созданию среднего  класса как социальной основы  рыночной экономики;

E. развитию человеческого  потенциала путем приобретения  опыта работы в иностранных  фирмах, освоения новых технологий  и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения  квалификации;

F. поддержанию экономических  и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве.

6. В то же время  трудовая миграция, особенно в  нелегальной форме, имеет и  отрицательные последствия.

A. Одно из главных  из них - слабая социальная  защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие.

B. К недостаткам следует  отнести и краткосрочный характер  большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных  для трудящихся-мигрантов рабочих  мест.

C. Нелегальная миграция  является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.

Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как  странам эмиграции, так и принимающим  странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.). С. 66.

2.  Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ».

3.  Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 18.10.2007 г.). С. 67.

4.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.). С. 81.

5.  Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.). С. 65.

6.  Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ». С. 49.

7.  Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субьектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ». С. 48.

8.  Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 54.

9.  Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 г. №798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 40.

10.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2007 г.). С. 46.

11.  Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М. - 2009 г. С. 71. С. 78.

12.  Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики - 2006 г. С. 6.

13.  Наумова Р.Л. Труд иностранцев у российского работодателя: монография. - М.: Дашков и Ко. - 2009 г. С. 7.

14.  Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы. - 2008 г. С. 17.

15.  Полетаев Д. Нелегальная миграция: результаты социологического исследования в регионах России. - М. - 2008 г. С. 77.

16.  Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // «Миграция населения и перспективы демографического развития России». - М. - 2008 г. С. 64.

17.  Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица - М. - 2007 г. С. 72.

18.  Бекетова В.Д., Воронина З.И. Трудоустройство иностранцев в России и за рубежом: материальное и коллизионное регулирование // Сборник научных трудов. - Тюмень. - №5. - 2006 г. С. 4.

Приложение 1

Ф О Р М А 1-Р Д

строки

РОССИЯ

 
 
 

за 9 месяц(а,ев) 2010/2009 г.г. ( январь-сентябрь )

 
 
 

2010

2009

(+ / -)

АППГ (%)

 

код графы

   

Р

Р-а

Р-б

Р-в

 

Разрешения на привлечение иностранных  работников

оформлено

бланков

(шт.)

1

47877

14783

33094

223,9

 

на иностранных граждан

(чел.)

2

184299

       

отказано в выдаче

3

1613

422

1191

282,2

 

приостановлено действие

4

27

35

-8

-22,9

 

аннулировано

5

460

139

321

230,9

 

Количество действительных разрешений на привлечение иностранных работников, имеющихся у работодателей

(шт.)

6

23439

       

в том числе

на иностранных граждан

(чел.)

7

259186

       

Разрешения на работу ИГ

Всего оформлено

бланков

(шт.)

8,16

916862

1124955

-208093

-18,5

 

из них

дубликатов

(шт.)

9,17

2585

       

на иностранных граждан

(чел.)

10,18

894310

       

из них

прибывшим в визовом порядке

11,19

160678

204310

-43632

-21,4

 

прибывшим в безвизовом порядке

12,20

685147

892307

-207160

-23,2

 

в том числе

на срок до 90 суток

13,21

97860

       

из них

продлено на срок до 1 года

14,22

40636

       

имеющим разрешение на временное проживание

15,23

48485

28338

20147

71,1

 

в том числе

в установленные сроки

бланков

(шт.)

8

912842

1124906

-212064

-18,9

 

из них

дубликатов

(шт.)

9

2585

       

на иностранных граждан

(чел.)

10

890290

       

из них

прибывшим в визовом порядке

11

160383

204281

-43898

-21,5

 

прибывшим в безвизовом порядке

12

681503

892287

-210784

-23,6

 

в том числе

на срок до 90 суток

13

97856

       

из них

продлено на срок до 1 года

14

40636

       

имеющим разрешение на временное проживание

15

48404

28338

20066

70,8

 

с нарушением установленных сроков

бланков

(шт.)

16

4020

49

3971

8104,1

 

из них

дубликатов

(шт.)

17

0

       

на иностранных граждан

(чел.)

18

4020

       

из них

прибывшим в визовом порядке

19

295

29

266

917,2

 

прибывшим в безвизовом порядке

20

3644

20

3624

18120,0

 

в том числе

на срок до 90 суток

21

4

       

из них

продлено на срок до 1 года

22

0

       

имеющим разрешение на временное проживание

23

81

0

81

0,0

 

оформлено в рамках установленной квоты

24

819280

       

фактически выдано

(шт.)

25

858275

       

отказано в выдаче разрешений на работу

всего

26

6614

11683

-5069

-43,4

 

из них

прибывшим в визовом порядке

27

1157

1335

-178

-13,3

 

прибывшим в безвизовом порядке

28

5112

10238

-5126

-50,1

 

имеющим разрешение на временное проживание

29

345

110

235

213,6

 

аннулиро- вано

бланков

(шт.)

30

56655

102876

-46221

-44,9

 

на иностранных граждан

(чел.)

31

56617

       

из них

прибывшим в визовом порядке

32

17345

27286

-9941

-36,4

 

прибывшим в безвизовом порядке

33

38923

75363

-36440

-48,4

 

в том числе

на срок до 90 суток

34

1372

       

из них

продлено на срок до 1 года

35

3892

       

имеющим разрешение на временное проживание

36

349

227

122

53,7

 

по медицинским показаниям

37

459

       

в связи с непредставлением медицинской  справки

38

21135

       

в связи с представлением поддельной медицинской справки

39

1739

       

количество действительных разрешений на работу в текущем году

40

1038916

       

Привлечено иностранных работников по организованному набору

41

1907

       

Получено уве- домлений от работодателей  о привлечении и использова- нии  ИГ для осу- ществления трудовой дея- тельности, при- бывших в РФ в порядке, не требующем по- лучения визы

бланков

(шт.)

42

589801

701847

-112046

-16,0

 

на иностранных граждан

(чел.)

43

576008

       

из них

в сфере строительства

44

190966

       

в оптовой и розничной торговле

45

65665

       

на обрабатывающих производствах

46

69710

       

в сфере услуг

47

65497

       

на транспорте и связи

48

35675

       

в сельском и лесном хозяйстве

49

61644

       

в иных отраслях

50

86851

       

по разрешениям на работу, выданным в предыдущем году

51

205808

       

Получено уве- домлений от работодателей  о расторжении трудовых отношений  с иностранными гражданами

бланков

(шт.)

52

163859

       

на иностранных граждан

(чел.)

53

159484

       

из них

в сфере строительства

54

64775

       

в оптовой и розничной торговле

55

16702

       

на обрабатывающих производствах

56

22143

       

в сфере услуг

57

13176

       

на транспорте и связи

58

7542

       

в сельском и лесном хозяйстве

59

16181

       

в иных отраслях

60

18965

       

Получено медицинских заключений от иностранных граждан, прибывших  в РФ в порядке, не требующем получения  визы

(чел.)

61

578195

651053

-72858

-11,2

 

Лицензии на деятельность по трудо- устройству граждан РФ за границей …..(шт.)

предоставлено (оформлено)

62

62

30

32

106,7

 

отказано в предоставлении

63

3

1

2

200,0

 

продлено

64

40

49

-9

-18,4

 

переоформлено

65

23

       

приостановлено

66

0

0

0

0,0

 

аннулированно

67

0

4

-4

-100,0

 

досрочно прекращено действие

68

17

       

Количество организаций, имеющих  лицензию на трудоустройство

69

1006

539

467

86,6

 

в том числе

по найму и трудоустройству  моряков

70

510

       

Проведено проверок фирм - лицензиатов

71

61

121

-60

-49,6

 

в том числе

выявлено нарушений

72

9

20

-11

-55,0

 

составлено протоколов

73

3

       

передано в суд материалов

74

2

       

сумма наложенных штрафов

с.руб.)

75

105

       
                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 (ст. 3 ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 №62-ФЗ.)

2 Байгиреев М. «Нидерланды: суть реформы социальной защиты – в стимулировании трудовой активности» // «Человек и труд».- № 1 - 2004 г. - С. 26-30. С. 43.

3 Степанова Е. А. Правовое регулирование труда иностранных граждан.// «Профессионал» - № 10 - 2003.- С 57-58. С. 46.

4 Постановление Правительства РФ от 11.11.2006 г.  Постановление Правительства от 15.11.2006 г. //«Российская газета». - № 257 от 16.11.2006. С. 55. 

5 Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // Миграция населения и перспективы демографического развития Росси. - М. -2008. – С. 145-148. С. 64.

6 Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. – М. – 2002 г. С. 28. С. 68.




Информация о работе Применение труда иностранных граждан в Российской Федерации