Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:09, доклад
На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
- осуществился переход к рыночным отношениям;
- имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;
- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;
На первый взгляд
может сложиться впечатление, что
все необходимые условия для
развития социального партнерства
в России уже присутствуют:
- осуществился переход к рыночным отношениям;
- имеется минимально необходимая правовая
основа для развития социального партнерства;
- существуют профсоюзы — организации,
представляющие и защищающие интересы
трудящихся;
- выделился класс предпринимателей;
- государство заявило о своей готовности
выступить в качестве посредника в отношениях
между наемными работниками и работодателя
м и.
Однако в России до сих пор в области развития
социального партнерства существуют серьезные
проблемы.
Основная проблема
— отсутствие сильных и мощных
профсоюзов, заявляющих о себе как
о реальной силе, с которой нельзя
не считаться. Существующие в России
профсоюзы либо слабы, либо занимают
откровенно соглашательские позиции.
Даже те нечастые всероссийские акции
протеста, которые они проводят,
не способны коренным образом изменить
ситуацию. Слабы позиции профсоюзов
на малых и средних предприятиях.
Непродуманные реорганизации, в
частности укрупнение профорганизации,
приводят к потере связи профсоюзов
с местными организациями и рядовыми
членами.
Вторая серьезная проблема неэффективного
социального партнерства в России — низкая
дисциплина, отсутствие четко действующей
исполнительской вертикали правительственных
структур, нарушение провозглашенных
ими принципов равенства сторон и открытости
при принятии жизненно важных для страны
решений.
Очень часто работодатели
и рабочие занимают схожие позиции
и выступают единым фронтом против
правительства. Существует мнение, что
самый безответственный партнер
— правительство, которое не выполнило
большинство пунктов в
Мнение же правительственной стороны
о состоянии социального партнерства
сводится к тому, что главная причина невыполнения
соглашений — отсутствие нормального
стабильного экономического положения
в стране и соответствую и 1ей законодательной
базы. Правительство соглашается вести
диалог лишь по проблемам, связанным с
подготовкой новых правовых актов. Что
же касается государственных программ,
которые могут (и должны) привести к стабилизации
российской экономики, то ни профсоюзы,
ли работодатели к их подготовке не допускаются.
Третья проблема в развитии социального
партнерства — несовершенство механизма
реализации договорных условий. Любые
комиссии (РТК, региональная, заводская)
являются исключительно совещательными
органами, они не имеют рычагов регулирования
процесса выполнения подписанных соглашений.
В совершенствовании
социального партнерства в
В реализации первого направления можно
выделить следующие пути:
- оказание новых услуг и создание соответствующих
служб. Речь идет о сборе и предоставлении
информации, облегчающей совещательные
процедуры между профсоюзами и соответствующими
отраслевыми объединениями предпринимателей
(о применяющихся или возможных дополнительных
выплатах, наличии рабочих мест, содержании
компьютерных программ обучения по различным
работам и видам деятельности, возможных
профессиональных контактах);
- вовлечение новых членов, т.е. распространение
влияния профсоюзов прежде всего на молодежь,
женщин, работников малых и средних предприятий
и неформального сектора (который в ряде
регионов охватывает до 80% всех трудящихся),
объединение в соответствующие организационные
структуры предпринимателей, особенно
владельцев малых и средних предприятий,
предприятий неформального сектора;
- расширение международного сотрудничества
профсоюзов и организаций работодателей
в развитии международных связей, включая
участие в мировых и региональных форумах,
конференциях и семинарах, в налаживании
прямых контактов с коллегами из других
стран, в частности занятых в транснациональных
компаниях, что поможет обмену полезным
опытом, укреплению связи и солидарности
участников профсоюзного движения и созданию
международной интегрированной сервисной
сети, представляющей услуги в области
обучения, юридических консультаций и
стратегического планирования для постоянно
растущего круга предпринимателей;
- формирование новых
объединений.
- совершенствование экономико-правового
механизма регулирования договорных условий
повеем видам соглашений, что приведет
к повышению исполнительской дисциплины
всех субъектов социального партнерства.
Эффективная деятельность РТК и всей системы
социального партнерства, несмотря на
трудности и общую слабую подготовленность
российских условий к социальнорыночным
отношениям, непосредственно обусловлена
уровнем заинтересованности партнеров,
поэтому в процессе повышения значимости
РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического
курса и регулировании трудовых отношений
необходимо:
- определить и закрепить в законодательном
порядке ее статус и статус ее координатора;
- способствовать становлению и расширению
практики трехсторонних консультаций
в рамках всей системы социального партнерства,
а прежде всего по подготовке и принятию
законодательных актов, касающихся широкого
круга социально-трудовых вопросов;
- разработать экономико-правовой механизм
реализации принятых решений, а также
контроля и ответственности за невыполнение
решений, принятых РТК;
- организовать в рамках РТК группу по
изучению и обобщению опыта деятельности
аналогичных органов за рубежом.
Информация о работе Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения