Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:09, доклад

Описание работы

На первый взгляд может сложиться впечатление, что все необходимые условия для развития социального партнерства в России уже присутствуют:
- осуществился переход к рыночным отношениям;
- имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства;
- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся;

Файлы: 1 файл

трудовое право доклад)).docx

— 17.03 Кб (Скачать файл)

ПРОБЛЕМЫ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА  В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

На первый взгляд может сложиться впечатление, что  все необходимые условия для  развития социального партнерства  в России уже присутствуют: 
- осуществился переход к рыночным отношениям; 
- имеется минимально необходимая правовая основа для развития социального партнерства; 
- существуют профсоюзы — организации, представляющие и защищающие интересы трудящихся; 
- выделился класс предпринимателей; 
- государство заявило о своей готовности выступить в качестве посредника в отношениях между наемными работниками и работодателя м и. 
Однако в России до сих пор в области развития социального партнерства существуют серьезные проблемы.

Основная проблема — отсутствие сильных и мощных профсоюзов, заявляющих о себе как  о реальной силе, с которой нельзя не считаться. Существующие в России профсоюзы либо слабы, либо занимают откровенно соглашательские позиции. Даже те нечастые всероссийские акции  протеста, которые они проводят, не способны коренным образом изменить ситуацию. Слабы позиции профсоюзов на малых и средних предприятиях. Непродуманные реорганизации, в  частности укрупнение профорганизации, приводят к потере связи профсоюзов с местными организациями и рядовыми членами. 
Вторая серьезная проблема неэффективного социального партнерства в России — низкая дисциплина, отсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, нарушение провозглашенных ими принципов равенства сторон и открытости при принятии жизненно важных для страны решений.

Очень часто работодатели и рабочие занимают схожие позиции  и выступают единым фронтом против правительства. Существует мнение, что  самый безответственный партнер  — правительство, которое не выполнило  большинство пунктов в трехстороннем  соглашении, а это нередко приводит к невозможности для предприятий  продолжать работу. Уже после подписания соглашений правительством (об индексации, повышении зарплаты и т.д.) Минфин отказывается выделять соответствующие  средства. 
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений — отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и соответствую и 1ей законодательной базы. Правительство соглашается вести диалог лишь по проблемам, связанным с подготовкой новых правовых актов. Что же касается государственных программ, которые могут (и должны) привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ли работодатели к их подготовке не допускаются. 
Третья проблема в развитии социального партнерства — несовершенство механизма реализации договорных условий. Любые комиссии (РТК, региональная, заводская) являются исключительно совещательными органами, они не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.

В совершенствовании  социального партнерства в России можно обозначить два направления: 1) разработка новых стратегий в  деятельности профсоюзов и объединений  предпринимателей; 2) повышение эффективности  деятельности РТК. 
В реализации первого направления можно выделить следующие пути: 
- оказание новых услуг и создание соответствующих служб. Речь идет о сборе и предоставлении информации, облегчающей совещательные процедуры между профсоюзами и соответствующими отраслевыми объединениями предпринимателей (о применяющихся или возможных дополнительных выплатах, наличии рабочих мест, содержании компьютерных программ обучения по различным работам и видам деятельности, возможных профессиональных контактах); 
- вовлечение новых членов, т.е. распространение влияния профсоюзов прежде всего на молодежь, женщин, работников малых и средних предприятий и неформального сектора (который в ряде регионов охватывает до 80% всех трудящихся), объединение в соответствующие организационные структуры предпринимателей, особенно владельцев малых и средних предприятий, предприятий неформального сектора; 
- расширение международного сотрудничества профсоюзов и организаций работодателей в развитии международных связей, включая участие в мировых и региональных форумах, конференциях и семинарах, в налаживании прямых контактов с коллегами из других стран, в частности занятых в транснациональных компаниях, что поможет обмену полезным опытом, укреплению связи и солидарности участников профсоюзного движения и созданию международной интегрированной сервисной сети, представляющей услуги в области обучения, юридических консультаций и стратегического планирования для постоянно растущего круга предпринимателей;

- формирование новых  объединений. Неправительственные  организации, союзы потребителей, объединения работодателей и  профсоюзы, которые преследуют  различные, но в чемто сходные цели, становятся все более важным резервом общественных сил, заинтересованных в решении комплексных социальных проблем, имеющих международное значение: обеспечение прав человека, развитие торговой политики, улучшение экологического состояния и защита окружающей среды. Создание нетрадиционных альянсов такого рода организаций в конечном счете поможет расширению поля социального согласия и ускорит мировой прогресс; 
- совершенствование экономико-правового механизма регулирования договорных условий повеем видам соглашений, что приведет к повышению исполнительской дисциплины всех субъектов социального партнерства. 
Эффективная деятельность РТК и всей системы социального партнерства, несмотря на трудности и общую слабую подготовленность российских условий к социальнорыночным отношениям, непосредственно обусловлена уровнем заинтересованности партнеров, поэтому в процессе повышения значимости РТК и усиления ее роли в выработке социально-экономического курса и регулировании трудовых отношений необходимо: 
- определить и закрепить в законодательном порядке ее статус и статус ее координатора; 
- способствовать становлению и расширению практики трехсторонних консультаций в рамках всей системы социального партнерства, а прежде всего по подготовке и принятию законодательных актов, касающихся широкого круга социально-трудовых вопросов; 
- разработать экономико-правовой механизм реализации принятых решений, а также контроля и ответственности за невыполнение решений, принятых РТК; 
- организовать в рамках РТК группу по изучению и обобщению опыта деятельности аналогичных органов за рубежом.


Информация о работе Проблемы развития социального партнерства в России и пути их решения