Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:31, реферат
Текущая версия квартального прогнозного бюллетеня ИНП РАН является специальным дополнением к разрабатываемому Институтом долгосрочному прогнозу развития российской экономики с основными материалами которого можно ознакомиться на сайте www.ecfor.ru.
Задача представленного прогноза состоит в описании умеренно оптимистичного сценария развития российской экономики, позволяющего в рамках существующих тенденций развития мировой экономики и набора существующих ограничений развития, обеспечить устойчивую экономическую динамику.
В первом квартале 2012 г. по многим отраслям экономики (в особенности в обрабатывающей промышленности) темпы роста инвестиций были двузначными, а зачастую превышали 20% и даже 30% в годовом выражении.
Примечательным является тот факт, что одним из самых высоких был рост инвестиций в производство машин и оборудования, который в I кв. 2012 г. составил 54% в годовом выражении. Это означает, что растущий спрос на инвестиции стимулирует внутренне производство инвестиционных товаров.
На фоне достаточно высоких
темпов роста инвестиций и соответствующего
роста предложения
Так, судя по косвенным показателям, у предприятий на данный момент формируется дефицит финансовых ресурсов, который может привести к снижению темпов роста инвестиций во второй половине года.
В пользу данной гипотезы говорит возобновление роста просроченной задолженности предприятий в общем объеме предоставленных кредитов, отрицательный рост финансового результата в январе-апреле 2012 г. (с поправкой на инфляцию) и существенное замедление банковского кредитования нефинансового сектора.
Основные риски возможного замедления инвестиционной активности связаны с изменениями внешних условий: это, в первую очередь, длительность и глубина рецессии в экономике Евросоюза и снижение цен на нефть существенно ниже $100/барр.
Падение цен на нефть в конце мая - начале июня 2012 г. до $97/барр. уже привело к девальвации рубля и росту процентных ставок. Скорее всего, это негативно отразится на динамике инвестиций, в основном в краткосрочном периоде. При дальнейшем ухудшении внешних условий последствия могут быть более существенными.
Прогноз
С одной стороны, поддержание высоких темпов роста инвестиций является для российской экономики практически единственным способом удержания темпов экономического роста на высоком уровне.
С другой стороны, у производителей, которые выпускают свою продукцию на российской территории, рост инвестиций в производство и модернизация производственных мощностей являются единственным резервом повышения конкурентоспособности производимой продукции. Это связано с ограничениями по трудовым ресурсам, которые лишь временно были сняты кризисом 2008-2009 гг., отсутствием запаса незагруженных мощностей и исчезновением ценовых конкурентных преимуществ как со стороны издержек на первичное сырье, так и со стороны конкуренции с импортными товарами (вступление в ВТО и снижение импортных пошлин).
Это означает, что при
более-менее стабильных внешних
условиях норма накопления в российской
экономики будет неизбежно
По нашим оценкам, норма накопления возрастет с 22% в 2012 г. до 25% в 2015 г. и 30% в 2030 г., что при средних темпах роста ВВП в 4.6% соответствует среднегодовым темпам роста инвестиций в 2012-2030 гг. в 8.8%.
Несомненно, что российская экономика располагает потенциалом и возможностями для поддержания более быстрого роста инвестиций. Полнота реализации этого потенциала зависит от создания новых механизмов финансирования экономического роста.
Начало 2012 г. с точки зрения формирования сальдо внешней торговли сложилось достаточно благоприятно для российской экономики. По данным ЦБ торговое сальдо за I кв. 2012 г. составило рекордные $61.4 млрд. (+$13.2 млрд. по отношению к I кв. 2011 г.).
Рост торгового сальдо был связан, с одной стороны, с благоприятной конъюнктурой на мировых товарных рынках. Так, в основном под влиянием нестабильной ситуации на Ближнем Востоке, цена на нефть Urals возросла до $117/барр. в январе-марте 2012 г. по сравнению со $102/барр. за аналогичный период 2011 г.
Кроме того, в I кв. 2012 г., по нашим оценкам, наблюдалось ускорение физического объема экспорта до 3.7% год к году, что было обусловлено ростом экспорта неэнергетических товаров в натуральном выражении на 14% (в основном цветные металлы и сельскохозяйственная продукция). Экспорт углеводородов в натуральном выражении за I кв. 2012 г. снизился на 0.1%.
С другой стороны, сохранилась тенденция замедления импорта, стоимостной объем которого за I кв. 2012 г. вырос только на 13%. При умеренном росте импортных цен заметно упали темпы роста физического объема импорта, в особенности промежуточной продукции и потребительских товаров. По оценке, сделанной на основе данных таможенной статистики, за январь-май 2012 г. рост физического объема импорта составил 5.2%. Импорт инвестиционных, промежуточных и потребительских товаров за указанный период в натуральном выражении вырос на 17%, 3% и 2.6% соответственно.
Хотя по итогам первого квартала темп роста физического объема импорта и превысил темп роста экспорта, но сальдо торгового баланса сократилось, по нашим оценкам, всего на 6.2% год к году. То есть, негативный вклад чистого экспорта в прирост ВВП в гораздо меньшей степени нивелировал высокие темпы роста потребительского и инвестиционного спроса. Для сравнения, в 2011 г. снижение чистого экспорта в среднем за квартал составляло около 30% в годовом выражении.
Анализ ситуации на внутреннем рынке продукции обрабатывающей промышленности показал, что, несмотря на укрепление рубля в начале 2012 г., доля импорта во внутреннем потреблении стабилизировалась на уровне 2011г. Это означает, что продукция отечественных производителей становится более конкурентоспособной, а внутренний рынок более защищенным по отношению к укреплению рубля.
В результате укрепления сальдо торгового баланса, сальдо счета текущих операций увеличилось в I кв. 2012 г. до $42.3 млрд. долл. Среди остальных статей счета текущих операций по-прежнему растет негативное сальдо в торговле услугами. При этом баланс оплаты труда и баланс инвестиционных доходов стабилизировались. Стоит отметить, что в балансе инвестиционных доходов возобновился рост доходов от внешнего мира, и перестали расти выплаты инвестиционных доходов за рубеж, что может быть следствием оттока капитала в предыдущие периоды. То есть, российский бизнес стал получать дивиденды от вложенных ранее средств, не привлекая в большом объеме новых заимствований.
В начале года продолжился чистый отток капитала из российской экономики, который составил $35.1 млрд. за I кв. 2012 г. Судя по динамике прироста иностранных активов и обязательств в послекризисный период, отток капитала связан не с тем, что российский бизнес стал больше средств выводить за рубеж. Такой же рост иностранных активов наблюдался и в 2007-2008 гг. при благоприятной ценовой конъюнктуре. Однако на фоне восстановления объемов оттока капитала по мере роста мировых цен на сырьевые товары не произошло соответствующего увеличения иностранных инвестиций в Россию. То есть, проблема чистого оттока связана с низкими инвестициями из-за рубежа.
Прогноз
В основу прогноза развития внешней торговли были заложены следующие предположения о динамике мировых цен на нефть в 2012-2020 гг.: среднегодовая цена на нефть Brent составит $112/барр. в 2012 г., $122/барр. в 2015 г. и увеличится до $132/барр. в 2020 г.
Также в расчетах были заложены гипотезы о росте экспорта нефти с 234 млн. т в 2012 г. до 255 млн. т в 2020 г. и росте экспорта природного газа с 207 до 305 млн. куб. м в 2012-2020 гг. Предполагается, что экспорт нефтепродуктов сократится со 131 млн. т в 2012 г. до 125 млн. т в 2015-2020 гг.
Согласно прогнозу, экспорт товаров увеличится в 2012-2020 гг. с 528 до 688 млрд. долл., а сальдо торгового баланса сократится со 187 млрд. долл. в 2012 г. до 145 млрд. долл. в 2020 г. При этом среднегодовые темпы прироста физического объема экспорта будут находиться на уровне в 1.5%, а темпы роста физического объема импорта уже в 2014 г. станут ниже темпов роста потребительского и инвестиционного спроса. К 2020 г. темпы прироста физического объема импорта сократятся до 4.1%.
Чистый экспорт на протяжении 2012-2020 гг. будет оказывать отрицательное воздействие на прирост ВВП. Вместе с тем, согласно расчетам доля импорта в ВВП с 2015 г. начнет снижаться, что обеспечит дополнительный стимул для внутреннего производства.
Ожидается, что баланс счета текущих операций сократится с 103 до 15 млрд. долл. в 2012-2020гг., а чистый отток капитала прекратится в 2017 г. и сменится чистым притоком, который к 2020 г. составит 31 млрд. долл. При этом золотовалютные резервы увеличатся с 574 млрд. долл. на конец 2012 г. до 1060 млрд. долл. на конец 2020 г.
Логика денежно-кредитного блока прогноза была ориентирована на снятие финансовых ограничений, препятствующих использованию потенциала экономического роста.
Задача финансирования в прогнозе - обеспечение проектируемого развития доступными финансовыми ресурсами - может быть сформулирована, как задача смягчения условий кредитования для нефинансового сектора (и, в первую очередь, - для реальной экономики). Собственно, смягчение условий кредитования должно сделать кредит доступным, расширить его объемы и, тем самым обеспечить финансирование роста.
Роль кредита в финансировании экономического роста в России недостаточна - вряд ли это можно оспорить. В сегодняшних российских условиях именно в части развития банковского кредита имеются наибольшие резервы для мобилизации источников финансирования экономического развития национальной экономики. Речь здесь, в первую очередь, идет о развитии массового кредита в реальный сектор и, прежде всего, - инвестиционного.
На макроэкономическом уровне можно
выделить три основных проблемы, сдерживающих
процессы смягчения условий
Решение третьей проблемы - своего рода средство повышения эффективности функционирования финансового сектора на основе его структурного развития (профилирование, специализация, кооперирование, развитие новых сегментов рынка, их обустройство институтами и инструментами и т.п.). Во многом ее решение определяет и эффективность решения первых двух проблем, прямо связанных с выполнением ими макроэкономических функций финансовой системы в части обслуживания нефинансового сектора.
На наш взгляд, развитию
массового коммерческого
Учитывая, что высокий общий уровень финансовых рисков в России в значительной степени связан с наличием существенных рисков системного и систематического характера, возникает задача государства по контролю финансовых рисков в системе и их снижению. В части кредитного риска эта задача вполне решается созданием системы государственных гарантий и механизмов их эффективного распределения, в части процентного и валютного рисков она в принципе может решаться через развитие рынка производных инструментов и участие государства на данном сегменте финансового рынка, и, наконец, в части риска ликвидности речь, в первую очередь, идет о развитии системы рефинансирования. Рефинансирование снижает уязвимость коммерческого банка от недостатка ликвидности, связанного с "замораживанием" ресурсов на длительные сроки, если, конечно, речь идет об эффективных либо приоритетных для национальной экономики проектах.
Арсенал инструментов рефинансирования Центрального банка постоянно пополняется, тем не менее, он на протяжении многих лет сохраняет существенный недостаток - нерепрезентативность объектов рефинансирования, которыми в основном являются валютные активы, государственные обязательства и обязательства крупнейших корпораций. Поскольку в России пока не существует эффективной системы перераспределения ликвидности внутри банковской системы, резервные деньги распределены неравномерно, рынок ликвидности сегментирован, существуют заметные лаги перетока центральных денег, в этих условиях совсем не все равно, где производятся вливания ликвидности.
Поскольку в России то место, куда Центробанк делает инъекции ликвидности, расположено где-то около крупнейших (и во многом уникальных) корпораций, то и в банковском кредитовании наблюдается аналогичный "крен", что не идет на пользу массовому банковскому кредиту.
Другая проблема заключается в том, что достаточно сложно предложить механизм идентификации соответствующих объектов, пригодных для рефинансирования Банком России. Естественно, рефинансированию подлежат не все кредиты реальному сектору, а те из них, которые удовлетворяют определенным критериям эффективности.
Т.е. система рефинансирования массового кредита в реальную экономику должна быть многоступенчатой: необходимы "промежуточные" институты и инструменты, необходимы специализированные посредники, которые приводили бы запросы коммерческих банков к виду, приемлемому для Центробанка и (в обратном направлении) доводили бы рефинансирование ЦБ до коммерческих банков, эффективно кредитующих реальный сектор.
Таким посредником вполне может стать система банков развития. Банк развития должен направлять, ориентировать и координировать частные кредитные вложения, помогать коммерческому кредиту справляться с избыточными рисками, проводить финансовую экспертизу соответствующих проектов, создавать стандарты финансовой экспертизы для российского банковского сектора, возможно, осуществлять лицензирование данного вида деятельности.
Банк развития мог бы стать тем агентом, который обеспечил бы в значительной степени рефинансирование конечных кредиторов. В свою очередь Центральный банк мог бы компенсировать соответствующую потерю ликвидности Банка развития, рефинансируя его под перезалог пакетов обязательств конечных заемщиков (прошедших экспертизу).
Конечно, приведенная схема сильно упрощена. Один банк развития не может замкнуть на себя все кредитные проекты разного уровня. По отдельным направлениям кредитования рефинансирование ЦБ может поступать конечным кредиторам через другие крупные банки
Информация о работе Прогноз индикаторов экономики РФ1: 2012 – 2020 гг