Психофизиологические основы безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология – это наука, занимающаяся изу-чением психического отражения действительности в сознании человека. Она вклю-чает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безо-
пасности, инженерная психология и эргономика.

Файлы: 1 файл

охрана труда.docx

— 24.15 Кб (Скачать файл)

Психофизиологические  основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология – это  наука, занимающаяся изу-чением психического отражения действительности в сознании человека. Она вклю-чает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безо- 
пасности, инженерная психология и эргономика. 
Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудо-вой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направ-ляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. 
Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматиз-ма и профессиональной заболеваемости при организации производства, примене-нии сложных технических и технологических систем наибольший интерес представ-ляет психология безопасности, предметом которой являются психические процес-сы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболе-ваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на по-ведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

 
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической  деятельности человека различают три  основные группы компонентов: психические  процессы, свойства и состояния. 
Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмо-циональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как вос-приятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельно-сти. 
Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от раз-личных анализаторов – зрительного, слухового, тактильного и др. 
Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональ-ность воздействия. 
Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроиз-ведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. За-поминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые де-вять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п. 
Внимание – это направленность сознания человека на определенные объек-ты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а так-же сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности. 
В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вред-ностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства. 
Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реа-лизуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является след-ствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности, а также ошибочного осмысления полученной информации. 
При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение. 
Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной дейст-вительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причи-нами создания опасных ситуаций на производстве. 
Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности. 
Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. От-рицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных си-туаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Поло-жительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и ин-терьера производственного помещения. 
Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, пре-одолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер че-ловека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процес-сами и т.п.). 
В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом челове-ка, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладе-вающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным из-менением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуа-ции действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причи-ной несчастного случая, аварии и т.п. 
Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психи-ческих процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной воз-никновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций. 
Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основны-ми характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей. 
Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, 
нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качест-вами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объ-екта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации. 
К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно сопри-касается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокуп-ность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель-ных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо-пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. 
Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мо-тивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п. 
Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.) 
Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются ха-рактер и темперамент. 
Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологи-ческих свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологиче-ских свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитывать-ся при профессиональном отборе. 
Темперамент – это характеристика динамических психологических особенно-стей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах). 
Психологические состояния. В психологии безопасности труда важное зна-чение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состоя-ния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влия-ние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производи-тельность и качество труда. 
В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть: 
– длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворен-ность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованно-сти в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.; 
– временными, возникающими из-за различных нарушений в производствен-ном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций; 
– периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлени-ем, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и  особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятель-ности, что снижает уровень психической работоспособности. 
Возможны два типа запредельного психического напряжения – тормозной и возбудимый. 
Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный про-цесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные призна-ки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии. 
Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожани-ем рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость. 
Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ве-дут к выраженным состояниям утомления. 
К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической на- 
дежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологи-ческих системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психоген-ные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков). 
Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболева-ниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки). 
Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под 
влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления. 
Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у чело-века развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состоя-ниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. 
Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств. 
Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспо-собности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать от-рицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др. 
Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выра-женное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. 
Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работо-способность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к затормо-женности и снижению чувства осторожности. 
Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокраще-ние травматизма и повышение надежности работ сложных систем.


Информация о работе Психофизиологические основы безопасности труда