Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:15, контрольная работа
Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология – это наука, занимающаяся изу-чением психического отражения действительности в сознании человека. Она вклю-чает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безо-
пасности, инженерная психология и эргономика.
Психофизиологические
основы безопасности труда базируются
на психологии и физиологии трудовой
деятельности. Психология – это
наука, занимающаяся изу-чением психического
отражения действительности в сознании
человека. Она вклю-чает в себя ряд научных
направлений таких как психология труда,
психология безо-
пасности, инженерная психология и эргономика.
Предметом психологии труда является
изучение психических аспектов трудо-вой
деятельности, в частности психических
компонентов, побуждающих, направ-ляющих
и регулирующих активность производственного
персонала, а также свойства личности,
через которые эта активность реализуется.
Для профилактики утомления, снижения
риска производственного травматиз-ма
и профессиональной заболеваемости при
организации производства, примене-нии
сложных технических и технологических
систем наибольший интерес представ-ляет
психология безопасности, предметом которой
являются психические процес-сы, свойства
и состояния. Она изучает психологические,
т.е. зависящие от человека (человеческого
фактора) причины несчастных случаев и
аварий и разрабатывает методы и средства,
снижающие или исключающие риск травмирования
и заболе-ваемости. Причины, связанные
с человеческим фактором негативно влияют
на по-ведение работника, что и создаёт
аварийные ситуации.
Психические процессы, свойства и состояния,
влияющие на безопасность
В структуре психической
деятельности человека различают три
основные группы компонентов: психические
процессы, свойства и состояния.
Психические процессы являются основой
психической деятельности. Без них невозможно
формирование профессиональной компетентности,
приобретение знаний, профессионального
и жизненного опыта. Различают познавательные,
эмо-циональные и волевые психические
процессы. Такие психические процессы
как вос-приятие, память, внимание, мышление
являются регуляторами трудовой деятельно-сти.
Восприятие – это отражение в сознании
человека предметов или явлений при их
воздействии на органы чувств. Для восприятия
используется информация от раз-личных
анализаторов – зрительного, слухового,
тактильного и др.
Для качественного восприятия информации,
в частности, по безопасности труда, необходимо
обеспечить ее новизну, актуальность,
краткость, эмоциональ-ность воздействия.
Память – это свойство запоминания, сохранения
и последующего воспроиз-ведения человеком
информации, непосредственно связанной
с безопасностью. За-поминание тесно связано
с забыванием. Установлено, что в среднем
за первые де-вять часов полученная информация
уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения
утраченной информации необходимо проводить
повторное обучение, инструктажи, переаттестацию
и т.п.
Внимание – это направленность сознания
человека на определенные объек-ты, процессы,
явления, имеющие в данной ситуации существенное
значение, а так-же сосредоточение сознания,
предполагающее повышенный уровень умственной
или двигательной активности.
В охране труда для привлечения работников
к различным опасностям и вред-ностям
используются зрительные, звуковые, цветовые
и другие средства.
Мышление – это процесс познания действительности,
характеризующийся обобщением. В процессе
мышления осуществляется выбор решения,
которое реа-лизуется в последующих действиях
человека. Ошибочное решение является
след-ствием неверной оценки ситуации
из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности,
а также ошибочного осмысления полученной
информации.
При принятии решений важное значение
имеет эмоционально-чувственная сфера
человека, к которой относятся чувства,
эмоции, настроение.
Чувства – это субъективное отражение
в сознании человека реальной дейст-вительности.
Чувство утраты реальности, ложный страх
и т.п. могут явиться причи-нами создания
опасных ситуаций на производстве.
Чувственный тон человека, его эмоции
и настроение играют важную роль в оценке
реальной ситуации и обеспечении безопасности.
Чувственный тон – это эмоциональная
окраска психического процесса. От-рицательным
фактором чувственного тона, способствующим
созданию опасных си-туаций, является
болезненное отвращение к определенным
раздражителям. Поло-жительный чувственный
тон, возникающий от приятных звуков, запахов,
цвета, уменьшает утомляемость человека
и снижает риск возникновения опасной
ситуации. Это обстоятельство используется
при эстетическом оформлении рабочей
зоны и ин-терьера производственного помещения.
Эмоции – это переживание человеком какого-либо
чувства. Эмоции бывают различного типа
– стенические и астенические. Стенические
эмоции – решимость, радость, воодушевление,
азарт – побуждают человека к активным
действиям, пре-одолению препятствий и
устранению причин угрозы для человека.
Астенические эмоции – боязнь, опасение,
страх, испуг, ужас способствуют отказу
от преодоления препятствий, замыканию
в себе и необоснованным переживаниям.
Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером
человека. Поэтому темперамент и характер
че-ловека учитываются при его допуске
к некоторым видам работ, связанных с большой
ответственностью, необходимостью принятия
быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры,
операторы, управляющие опасными производственными
процес-сами и т.п.).
В ряде случаев эмоции, определяемые характером
и темпераментом челове-ка, могут вызвать
состояние аффекта – эмоционального состояния,
быстро овладе-вающего человеком, бурно
протекающего и характеризующегося значительным
из-менением сознания, утратой самообладания,
неадекватными в сложившейся ситуа-ции
действиями. Поэтому людей, склонных к
аффектам, нельзя допускать к особо ответственным
и опасным работам, так как аффект может
являться основной причи-ной несчастного
случая, аварии и т.п.
Настроение – это общее эмоциональное
состояние человека, формирующее в течение
определенного периода времени характер
протекания отдельных психи-ческих процессов
и поведение человека. Настроение может
являться причиной воз-никновения опасных
ситуаций – привести человека к снижению
трудоспособности, неспособности к активным
действиям в преодолении возникших трудностей
и т.п. Поэтому работник, находящийся в
эмоционально подавленном настроении,
может быть временно отстранен от выполнения
ответственных и связанных с высокой опасностью
операций.
Воля – это форма психической активности
человека, которая характеризуется регулированием
самим человеком своего поведения (ограничением
или отказом от других стремлений и побуждений
во имя достижения поставленной цели).
Основны-ми характеристиками воли являются:
осмысленность и направленность действий
на достижение цели, осознание ограничений,
определяемое реальной ситуацией. Для
профессиональной деятельности, требующей
быстрых, решительных и осознанных действий
должны привлекаться люди с сильной волей.
Антиподом сильной воли являются такие
качества человека, как внушаемость,
нерешительность, безволие, импульсивность.
Поэтому людей с подобными качест-вами
не следует использовать для выполнения
ответственных работ, от результата которых
зависят жизни людей, состояние технического
или производственного объ-екта, вероятность
возникновения аварии или чрезвычайной
ситуации.
К психическим состояниям относится мотивация,
которая очень тесно сопри-касается с
эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией
понимается совокуп-ность желаний, устремлений,
побуждений, мотивов, установок и других
побудитель-ных сил личности. Одним из
важных мотивов человека является обеспечение
безо-пасности. Неразвитость или ослабление
этого мотива может вовлечь человека в
опасную ситуацию.
Мотивация связана с другим понятием безопасности
труда – риском, который может быть мотивированным
и немотивированным (бескорыстным). Причинами
мо-тивированного рискованного поведения
могут быть выгода или опасность каких-либо
потерь, проигрышей и т.п.
Готовность к риску индивида определяется
его психологическими свойствами (характером,
темпераментом, легкомыслием и т.п.)
Психические свойства, или особенности
характеризуют качества личности (интеллектуальные,
эмоциональные, волевые, моральные, трудовые).
Основными психическими свойствами человека,
влияющими на его безопасность, являются
ха-рактер и темперамент.
Характер человека определяется совокупностью
индивидуальных психологи-ческих свойств,
проявляющихся в типичных для конкретной
личности действиях при определенных
обстоятельствах и его к ним отношении.
Совокупность психологиче-ских свойств
образуют структуру характера. Характер
работника должен учитывать-ся при профессиональном
отборе.
Темперамент – это характеристика динамических
психологических особенно-стей: интенсивности,
скорости, темпа, ритма психических процессов
и состояний. По темпераменту люди подразделяются
на холериков, меланхоликов, флегматиков
и сангвиников. Темперамент людей, также
как и характер, определенным образом
влияет на безопасность труда (например,
меланхолики чаще холериков становятся
жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).
Психологические состояния. В психологии
безопасности труда важное зна-чение имеют
психические состояния, запредельные
и особые психические состоя-ния. Они определяют
особенности психической деятельности
в конкретный момент (период) времени и
могут оказывать как положительное, так
и отрицательное влия-ние на течение всех
психических процессов, а значит и на безопасность,
производи-тельность и качество труда.
В процессе трудовой деятельности психические
состояния человека могут быть:
– длительными, которые определяют отношение
человека к выполняемой им работе и его
общее психологическое настроение. Это
прежде всего, удовлетворен-ность или
неудовлетворенность выполняемой работой,
наличие заинтересованно-сти в труде или
безразличие к нему, психологический климат
в трудовом коллективе и т.п.;
– временными, возникающими из-за различных
нарушений в производствен-ном процессе,
неполадок, конфликтных ситуаций;
– периодическими, связанными с настроением
на активную деятельность и желанием работать
или, наоборот, с пониженной готовностью
работать, утомлени-ем, перенапряжением,
сонливостью, апатией, скукой, вызванной
однообразием и монотонностью работы.
Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения
Эффективность деятельности
или работоспособность
Возможны два типа запредельного психического
напряжения – тормозной и возбудимый.
Тормозной тип характеризуется скованностью
и замедленностью движений. При этом снижается
скорость ответных реакций, замедляется
мыслительный про-цесс, ухудшается память,
появляется рассеянность и другие отрицательные
призна-ки, несвойственные данному человеку
в спокойном состоянии.
Возбудимый тип проявляется гиперактивностью,
многословностью, дрожани-ем рук и голоса.
При таком состоянии у людей обнаруживаются
несвойственные им раздражительность,
вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.
Длительные психические напряжения и
особенно их запредельные формы ве-дут
к выраженным состояниям утомления.
К особым психическим состояниям, имеющим
значение для психической на-
дежности персонала, или человеческого
звена в сложных технических и технологи-ческих
системах, относятся пароксизмальные
расстройства сознания, т.е. психоген-ные
изменения настроения и состояния, связанные
с приемом психически активных средств
(транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных
напитков).
Пароксизмальные состояния это группа
расстройств, вызванных заболева-ниями
головного мозга и другими причинами (эпилепсия,
обмороки).
Психогенные изменения настроения и аффективные
состояния возникают под
влиянием психических возбуждений, при
этом проявляется безразличие, вялость,
общая скованность, заторможенность, замедление
мышления.
Аффективные состояния (взрыв эмоций)
могут развиваться под влиянием обиды,
оскорбления, производственных и других
неудач. В таком состоянии у чело-века
развивается снижение объема сознания.
При этом возможны резкие движения, агрессивные
и разрушительные действия. Лица, склонные
к аффективным состоя-ниям, относятся
к категории с повышенным риском травмирования.
Лекарственные и алкогольные изменения
психического состояния возникают в результате
употребления различных психофармакологических
средств.
Прием легких стимуляторов (чай, кофе)
способствует повышению работоспо-собности,
а прием активных стимуляторов (первитин,
фенамин) может вызвать от-рицательный
эффект ухудшение самочувствия, снижение
скорости реакции и др.
Употребление транквилизаторов типа седуксен
или элениум оказывает выра-женное успокоение
и предупреждение неврозов, одновременно
снижая психическую активность, замедляет
реакцию, а также вызывает апатию и сонливость.
Пьянство и алкоголизм также оказывают
отрицательное влияние на работо-способность,
а посталкогольная астения (похмелье),
кроме того, ведет к затормо-женности и
снижению чувства осторожности.
Таким образом, контроль психического
состояния персонала ответственных работ
и принятие административных мер может
положительно влиять на сокраще-ние травматизма
и повышение надежности работ сложных
систем.
Информация о работе Психофизиологические основы безопасности труда