Российское трудовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 10:12, реферат

Описание работы

Российское трудовое право - это отрасль права, имеющая давние традиции. По количеству участников, трудовое право в системе российского права не имеет себе равных: любой гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин вправе выступать в РФ либо работником, либо работодателем и пользуются при этом полным объемом прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством. Кроме того, не являются субъектами трудового права только лица, еще не достигшие определенного возраста или утратившие (не имевшие ее с детства), являющиеся субъектами права социального обеспечения, которая является подотраслью трудового права. Таким образом, трудовое право безусловный лидер общественных отношений, урегулированных правом. Каждый человек, в той или иной мере, есть участник процесса производства и в силу этого является либо работником, либо работодателем либо представителем государственного органа - участника трудовых отношений как уполномоченного государством, в котором он также является работником.

Файлы: 1 файл

Трудовое право.docx

— 29.19 Кб (Скачать файл)

1.1

Российское трудовое право - это  отрасль права, имеющая давние традиции. По количеству участников, трудовое право  в системе российского права  не имеет себе равных: любой гражданин, лицо без гражданства, иностранный  гражданин вправе выступать в  РФ либо работником, либо работодателем  и пользуются при этом полным объемом  прав и обязанностей, установленных  трудовым законодательством. Кроме  того, не являются субъектами трудового  права только лица, еще не достигшие  определенного возраста или утратившие (не имевшие ее с детства), являющиеся субъектами права социального обеспечения, которая является подотраслью трудового права. Таким образом, трудовое право безусловный лидер общественных отношений, урегулированных правом. Каждый человек, в той или иной мере, есть участник процесса производства и в силу этого является либо работником, либо работодателем либо представителем государственного органа - участника трудовых отношений как уполномоченного государством, в котором он также является работником.


 

               1.2 Предметом трудового права является не труд, а лишь общественная форма труда, его социальное устройство, отношения между людьми по участию их в общественном труде.

Трудовое право непосредственно  регулирует отношения общественной организации труда. Придавая этим отношениям устойчивую форму правовых отношений, оно наделяет их участников правами  и обязанностями, соблюдение которых  обеспечивается мерами государственного принуждения.

Главное место среди общественных отношений, составляющих предмет трудового  права, занимают трудовые отношения. Они  складываются как в самом процессе производства материальных и духовных благ, так и в сфере услуг  и обслуживания, где применяется  труд работников, организованных на началах  общественной кооперации труда. Трудовые отношения — одно из конкретных волевых проявлений, существующих в данном обществе производственных отношений, объективных отношений в области производства и распределения материальных благ. Поскольку основу производственных отношений составляет собственность на средства производства и характер трудовых отношений зависит от того, чьей собственностью являются средства и предметы труда, трудовые отношения носят объективный характер, изменяются в соответствии с изменениями производительных сил общества, подвержены воздействию со стороны надстройки.

В статье 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения определяются как  отношения, основанные на соглашении между  работником и работодателем о  личном выполнении работником за плату  трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего  трудового распорядка при обеспечении  работодателем условий труда, предусмотренных  трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания (выборов) на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

 

1.3. Метод трудового права – совокупность специфичных для данной отрасли права способов (приемов) правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей в их поведении в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении для получения оптимального результата этого регулирования. Метод трудового права реализуется через нормы трудового законодательства и отражает их.

Метод трудового права отвечает на вопрос: как и какими способами, приемами осуществляется правовое регулирование труда?

Способы правового регулирования  труда:

1. Сочетание централизованного и локального, нормативного (законодательного) и договорного регулирования.

Централизованное, законодательное  регулирование труда устанавливает  лишь минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может  снижаться договорным и локальным  способом, но может повышаться, увеличиваться. В локальном порядке на производстве за счет собственных средств установленный  законодательством уровень гарантий может повышаться.

2. Договорный характер труда и установления его условий.

Трудовой договор порождает  трудовое отношение работника с  организацией и устанавливает необходимые его условия.

Коллективный договор устанавливает  локальные нормы, которые распространяются только на работников данного предприятия  и так же, как и условия отраслевых и других социально-партнерских  соглашений, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для  администрации (работодателя), если ее (его) представители были участниками переговоров.

3. Равноправие сторон трудовых договоров.

4. Участие трудящихся самостоятельно и через своих представителей (профсоюзы, трудовые коллективы) в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

В установлении и реализации условий  труда участвуют и работодатели.

5. Специфичный для трудового права способ защиты трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой, уставновленной Конституцией РФ для всех.

6. Единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда.

Единство трудового права отражается в его общих конституционных  принципах, в единых основных трудовых правах и обязанностях работников и  работодателей (администрации), в общих  положениях ТК РФ и нормативных актах  трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и на всех работников, где бы и кем бы они  ни работали.

Дифференциация основывается на единстве трудового права и выражается в установлении особых условий труда  для отдельных категорий работников.

1.4.

Система трудового права 

Каждая отрасль права представляет собой замкнутую совокупность правовых норм, отличающуюся единством внутренней структуры и связью ее элементов. Такая совокупность правовых норм и  регулируемых ими отношений и  образует систему отрасли. Ученые по-разному  определяют категорию "система" применительно к различным отраслям права. Нам представляется целесообразным воспользоваться дефиницией слова система как "определенного порядка в расположении и связи действий, формы организации чего-нибудь, нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей *(4)". 
Таким определенным порядком, основанием для классификации правовых норм внутри данной отрасли служит структура соответствующих общественных отношений. Система отрасли трудового права - это структура и последовательность порядка расположения ее норм. При этом отношения по применению труда в силу их специфических свойств являются сложными, состоящими из ряда элементарных отношений (по подысканию гражданами подходящей работы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, оплаты и нормированию труда, дисциплине и охране труда и т.д.). Наиболее характерными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обширную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулирования в зависимости от особенностей регулируемого участка общественных отношений данного вида или рода. Так, нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени и его использование, составляют институт рабочего времени, а нормы, предусматривающие оплату труда работников - институт заработной платы. 
Итак, система трудового права России - совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты). 
В свою очередь правовые институты в зависимости от содержания и характера распределяются по двум основным частям трудового права - Общей и Особенной. 
Общая часть трудового права охватывает нормы институтов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений. 

В Общую часть трудового права  входят нормы, относящиеся к правовому  регулированию всех работников в  целом: 
 
1) правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права; 
 
2) порядок установления правовых норм в области труда; 
 
3) основное содержание трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правосубъектность их участников, а также основные принципы правового регулирования труда работников; 
 
4) нормы, закрепляющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт правового положения профсоюзов и коллектива работников; 
 
5) нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке ведения коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений. 
Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. При этом роль и функции правовых институтов данной части неодинаковы: с одной стороны, одни институты призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (например, институт трудового договора регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений), с другой - какое-либо одно из отношений, непосредственно связанных с трудовым (например, отношения по рассмотрению трудовых споров). 
Последовательность расположения институтов Особенной части определяется значением и спецификой соответствующего участка регламентируемого отношения. 
Современная система трудового права России включает в себя следующие институты: 
- трудоустройства у данного работодателя (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданам подходящей работы); 
- трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения); 
- профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у данного работодателя; 
- рабочего времени и времени отдыха; 
- оплаты и нормирования труда; 
- гарантии и компенсации; 
- трудового распорядка и дисциплины труда; 
- охраны труда; 
- материальной ответственности сторон трудового договора; 
- особенностей регулирования труда отдельных категорий работников; 
- государственного надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 
- разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; 
- ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. 
 
Перечисленные институты трудового права России призваны в рамках предмета данной отрасли регулировать "свои" отношения - отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент (сторону) единого сложного трудового отношения. 
Система трудового права закрепляется в различных формах, и, прежде всего в кодифицированном акте - ТК РФ. 
От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства. Система трудового законодательства, выраженная главным образом в составе и внутреннем строении кодификационных актов, отражает объективно существующую систему трудового права. В свою очередь последняя не может не учитывать систему законодательства. Но, отражая объективные требования, система законодательства испытывает на себе также влияние субъективных факторов, зависит от целенаправленного усмотрения законодателя. Поэтому система отрасли трудового права и система трудового законодательства (в том числе и структура кодификационных актов) в известной мере не совпадают. Несовпадение имеет место, в частности, в том, что в ТК РФ не выдержано деление институтов трудового права на две основные части - Общую и Особенную. Так, институт профсоюзов, несмотря на его общее значение, помещен в Особенной части (гл. 58 ТК РФ).

 

2.1.  
Источники трудового права - это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права5.  
 
Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права по-прежнему основное внимание уделяется анализу федеральных норм, а за локальными нормативными актами традиционно признается только функция конкретизации федеральных норм трудового права . В систему источников трудового права, кроме Конституции, входят следующие виды нормативных актов: законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, в первую очередь Министерства труда и социального развития, нормативные акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты.

Законы

В отличие от Конституции  РФ, являющейся Основным Законом, все  остальные законы принято относить к актам текущего законодательства.

Законы Российской Федерации  принимаются Государственной Думой  при условии последующего одобрения  Советом Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ 

Являясь главой государства, Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Они закреплены в ст. 80-89 Конституции РФ. Но Конституция, естественно, не может содержать исчерпывающего перечня полномочий. Вместе с тем потребность в правовом закреплении тех или иных, даже принципиальных, вопросов внешней и внутренней политики огромна.

Постановления и распоряжения Правительства РФ  

Осуществляя исполнительную власть в государстве, Правительство  РФ выполняет ряд полномочии, закрепленных в ст. 114 Конституции РФ, а также  в федеральных законах и указах Президента, путем издания соответствующих постановлений и распоряжений и обеспечения их исполнения. Эти акты в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

Нормативные акты Министерства труда и социального  развития РФ 

В сентябре 1996 г. Правительство РФ приняло постановление, определяющее компетенцию Министерства труда и социального развития РФ. Согласно постановлению, Министерство труда и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет единую государственную политику в области труда, занятости и социальной защиты населения, выполняет функции, возлагавшиеся ранее на Федеральную государственную службу занятости, и является правопреемником упраздненных Министерства социальной защиты населения РФ, Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости России*.

Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов  РФ 

Министерства, ведомства  и комитеты РФ издают приказы и  указания по отнесенным к их компетенции  вопросам, в частности, по вопросам регулирования трудовых и социальных отношений. Эти акты, как правило, распространяются только на работников соответствующих отраслей. Акты некоторых  министерств и ведомств, например, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и др., по отдельным вопросам могут носить межотраслевой характер. 

Нормативные акты органов местного самоуправления 

Эти органы принимают решения  в соответствии со своей компетенцией, определенной Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами субъектов Федерации. Акты органов  местного самоуправления обычно касаются установления разного рода доплат гражданам  соответствующих регионов, времени  начала и окончания работы учреждений, предприятий торговли, сферы обслуживания и транспорта. 

 

Локальные нормативные акты 

Нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные, общие положения, которые требуют или допускают их конкретизацию.

Акты  Пленума Верховного Суда РФ 

Эти акты сами по себе источником права не являются, поскольку деятельность судов - не нормотворческая. Противное нарушило бы принцип разделения властей и верховенства закона.

2.2 Нормативно-правовые акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц. Правовые границы действия юридических норм устанавливаются либо путем непосредственного указания в законодательном акте, либо посредством общих установлений относительно времени действия, территории и круга лиц, на которых распространяются нормы права.

Установление пределов действия нормативных правовых актов имеет  непосредственное значение в юридической  практике для правильной реализации правовых норм.

Информация о работе Российское трудовое право