Самозащита работников трудовых прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Защита трудовых прав остается одной из актуальных проблем в трудовом праве. С принятием нового Трудового кодекса РФ появилась необходимость в изучении правового института в трудовом праве — защиты трудовых прав работников. При этом новеллой является включение в него самозащиты трудовых прав.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и формы защиты трудовых прав работников…………………………………5
Глава 2. Квалификация самозащиты трудовых прав работников……………………………...10
Глава 3. Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту трудовых прав работников…………………………………………………………………………………………11
§ 1. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами……………………….11
§ 2. Защита трудовых прав путем осуществления государственного контроля за соблюдением трудового законодательства………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………………....30
Список использованной литературы……………………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

самозащита работников трудовых прав.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов 
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве.

7. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда25.

Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:

1) выдавать разрешения на строительство,  реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

  1. выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
  2. запрещать производство и использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
  3. изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых 
    материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  4. приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
  5. отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда26.

Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный  надзор (контроль), об устранении нарушений  законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление  или несвоевременное представление  сведений, предоставление которых предусмотрено  законом и необходимо для осуществления  органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.

Органы федеральной инспекции  труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.

Наделяя государственных инспекторов  труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость  соблюдения ими определенных обязанностей.

  1. Соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также 
    нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.
  2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.

3. Считать абсолютно конфиденциальным  источник всякой жалобы на  недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Государственный инспектор труда  является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Решения и действия государственных  инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке  соответствующему руководителю по подчиненности  или главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

За противоправные действия или  бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в  ст. 366-369 предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными государственными органами.

Так, государственный надзор за соблюдением 
правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях 
угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, защита трудовых прав работников сегодня является актуальной проблемой, поскольку создание многочисленных частных предприятий, на которых работают люди, согласно данным статистики, способствует многочисленному нарушению трудовых прав работников. Наиболее распространены нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок Государственной инспекции труда следующие: трудовые договоры (контракты) не заключаются в письменной форме; трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми; на некоторых предприятиях отсутствуют положения об оплате труда, что приводит к дифференциации в уровнях оплаты труда различных категорий работающих; задолженность по выплате заработной платы; нарушение режимов труда и отдыха, привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни без соответствующего оформления и оплаты; нарушения в области условий и охраны труда.

В этой связи в рамках данной курсовой работы были рассмотрены основные способы  защиты трудовых прав работников. Итак, ст. 352 Трудового кодекса среди  основных способов защиты трудовых прав выделяет: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.

Сегодня профсоюзы наделены правом защищать только тех работников, которые  являются членами профсоюзов. Получается, что работники предприятия, не являющиеся членами профсоюза, выведены из-под данной защиты. Следовательно, в рамках локального нормотворчества необходимо закрепить нормы, предусматривающие защиту таких работников профессиональными союзами.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. - 1993. - 25 дек.
  2. Трудовой Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. -  №1. -  Ст.3.
  3. Об основах охраны труда в Российской Федерации: Федер. закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.  - 1999. - № 29. - Ст. 3702.
  4. О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федер. закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995 г. -  № 48. -  Ст. 4557.
  5. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апр. 1993 г. № 4866-1 // Сборник законодательных актов Российской Федерации. Вып. VIII. - 1993. -  Ст. 117.
  6. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верхов. Совета Российской Федерации.  - 1992. - № 14. - Ст. 712.
  7. Абрамова О. В. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2004. № 6.
  8. Бару М. И. Оценочные понятия в трудовом законодательстве // Сов. государство и право. 1970. № 7.
  9. Богданова Е. Е. Административный порядок защиты гражданских прав // Право и экономика. 2004. № 5.
  10. Бугров JI. Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России / Д. Ю. Бугров. Пермь, 1992. 680 с.
  11. Варов В. О типичных нарушениях законодательства о труде // Хозяйство и право. 2003. № 6.
  12. Васильев В. А. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников / В. А. Васильев. Челябинск, 2000. 568 с.
  13. Иванов А. Дееспособные профсоюзы — залог социальной стабильности // Человек и труд. 2000. № 12.
  14. Ковязина Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. № 1.
  15. Королькова Т. А. Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда // Бухгалт. учет. 2002. № 8.
  16. Костян И., Пискарев И., Шеломов Б. Защита трудовых прав работников // Человек и труд. 2003. № 8.
  17. Миронов В. И. Постатейный комментарий Трудового кодекса Российской Федерации / В. И. Миронов. М.: Норма, 2002. 588 с.
  18. Попов В. И. Нормативное регулирование трудовых отношений и применение норм трудового права: автореф. дис. . д-ра юрид. наук / В. И. Попов. Екатеринбург, 2000.
  19. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. / под ред. Ю. Е. Винокурова. М.: Юристъ, 2000. 450 с.
  20. Толкунова В. Н. Трудовое право: курс лекций / В. Н. Толкунова. М.: Юристъ, 2003. 260 с.
  21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: Норма, 1993. 680 с.

 

 

 

1 Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. 1993. 25 дек.

2 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст.3.

3 Бару М. И. Оценочные понятия в трудовом законодательстве // Сов. государство и право. 1970. № 7. С. 6.

4 Там же. С. 9.

5 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст.3.

6 Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. 1993. 25 дек.

7 Абрамова О. В. Защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2004. № 6. С.14.

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1993. С. 244-246.

9 Богданова Е. Е. Формы и способы защиты гражданских прав и интересов // Журнал рос. права. 2003. № 6. С.14-17.

10 Эрделевский А. М. Самозащита гражданских прав // Юрид. мир. 1998. №8. С. 15-18.

11 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст.3.

12 Там же.

13 О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 148.

14 Васильев В. А. Защита профсоюзами социально-трудовых прав работников / В. А. Васильев. Челябинск, 2000. С.154.

15 Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Рос.газ. 1993. 25 дек.

16 О порядке разрешения коллективных трудовых споров: Федер. закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 48. Ст. 4557.

17 Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Закон РФ от 27 апр. 1993 г. № 4866-1 // Сборник законодательных актов Российской Федерации. Вып. VIII. 1993. Ст. 117.

18 Ковязина Ю. Основы возникновения и существования надзорной власти в России // Законность. 2002. № 1. С.11-16.

19 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст.3.

 

20 Там же.

21 Там же.

22 Королькова Т. А. Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда // Бухгалт. учет. 2002. № 8. С. 28-32.

23 Костян И., Пискарев И., Шеломов Б. Защита трудовых прав работников // Человек и труд. 2003. № 8. С. 19-26.

24 ТК РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №1. Ст.3.

25 Там же.

26 Там же.


Информация о работе Самозащита работников трудовых прав