Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для проверки знаний по охране труда.
- -
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
для подготовки к проверке знаний по охране труда
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации предусматривает, что в России охраняется труд и здоровье людей, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Однако кризис перестроечных и постперестроечных лет, спад экономики неблагоприятно отразились на состоянии условий и охраны труда в организациях. Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда явился рост производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмировались около 350 тыс. человек.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует об ослаблении внимания работодателей к реконструкции и модернизации производства, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, применению надежных систем предупреждения и локализации аварий, о недостатках в точном учете требований норм и правил охраны труда при проектировании производственного оборудования, технологических процессов.
Решение многих проблем также сдерживалось недостатками законодательной и нормативной базы в области условий и охраны труда.
Создавшаяся ситуация требовала решительных и эффективных мер. В августе 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об охране труда, ставшие базой совершенствования законодательства, поставленного на защиту здоровья людей на производстве. В феврале 1997 г. была утверждена Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы.
В марте 1999 г. Правительством РФ утверждено новое Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. В июле 1999 г. принят Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", коренным образом изменивший систему возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве. В декабре 1998 г. утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Утверждены типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты в различных отраслях экономики, принят ряд других нормативных актов, в том числе направленных на усиление контроля и надзора за соблюдением охраны труда, повышена ответственность работодателя за допускаемые нарушения правил и норм по охране труда.
Особо следует отметить Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Этот закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Закон принят 17 июля 1999 г. (Основы законодательства РФ об охране труда признаны утратившими силу.)
26 декабря 2001 г. вступил в силу новый Трудовой кодекс России.
Вопросы, связанные с охраной труда, в новом Трудовом кодексе нашли достаточно полные законодательные ответы. Такая позиция свидетельствует о том, что разработка государственной правовой базы этой чрезвычайно важной для работников сферы за последние годы существенно продвинулась вперед.
Практически полностью изменилась правовая база в области промышленной безопасности. За время с 1993 г. по 1997 г. появился целый ряд новых законов, регулирующих отношения в этой области: «О пожарной безопасности», «Об экологической экспертизе», и др. В результате для предприятий, аварии на которых могут произойти с ничтожно малой вероятностью, и последствия их практически не представляют опасности для населения и окружающей среды, отношения в области безопасности оказались в определенной степени регулируемыми действующим законодательством. Но этого не было достаточно для потенциально опасных объектов. Уменьшение риска аварий на них требовало специальных правовых механизмов, которые и установил Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», предусматривающий усиление государственной политики в области предупреждения аварий и травматизма на опасных производственных объектах.
Безусловно, что решение многих проблем сдерживается недостатками законодательной базы в области промышленной безопасности и охраны труда, но кроме этого в наши дни вопросы обеспечения безопасных условий труда требуют и нового уровня развития социального партнерства. В работе по улучшению условий и охраны труда должны быть объединены усилия органов государственной власти всех уровней, объединений профессиональных союзов, объединений работодателей.
Главная задача сегодняшних дней – объединение усилий, направление их на изменение психологии в обществе, достижение понимания того, что жизнь и здоровье человека труда являются высшей степенью ценностей.
Кроме этого необходимо постоянно помнить о том, что политика обеспечения безопасности и охраны труда должна основываться на конкретных особенностях производства, где и решаются, в конечном счете, все проблемы безопасности.
Вот почему перед работодателем (руководителем предприятия) стоит задача в рамках действующего законодательства правильно организовать на предприятии работу по охране труда, создав безопасные и здоровые условия на каждом рабочем месте, предупредить производственные травмы и профессиональные заболевания.
В ОАО «Татнефть» с 1993 г. действуют «Основные положения об организации работы по охране труда в нефтяной промышленности», регламентирующие порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда. В них определены основные обязанности должностных лиц по обеспечению безопасных условий труда, порядок проведения инструктажей персонала безопасным методам работы, порядок организации и осуществления контроля за состоянием условий труда и ответственность работников за нарушение правил и норм охраны труда.
1. Понятие охраны труда
Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими.
Конституция РФ провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.
2. Правовая основа охраны труда
Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", Трудового кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
3. На кого распространяется действие Федерального закона об охране труда
Действие Федерального закона распространяется на следующие категории:
работодателей;
работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;
военнослужащих, направляемых на работу в организации;
граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
4. Основные направления
государственной политики в
Этим же Федеральным законом определяются основные направления государственной политики в области охраны труда:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.
5. Единые нормативные акты по охране труда
Одним из направлений государственной политики в области охраны труда также является установление единых нормативных требований по охране труда для организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.
Впервые Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень видов нормативных правовых актов (см таблицу), содержащих нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Этим Перечнем так же установлены сокращенные названия нормативных правовых актов и органы, утверждающие такие документы, что позволит устранить произвольное наименование таких актов.
№п/п |
Наименование вида нормативного правового акта |
Органы, утверждающие нормативные правовые акты | |
Полное название |
Сокращенное название | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Межотраслевые правила по охране труда Межотраслевые типовые инструкции по охране труда |
ПОТ Р М ТИ Р М |
Минтруд России |
2 |
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда |
ПОТ Р О ТИ Р О |
Федеральные органы исполнительной власти |
3 |
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности |
ПБ ПУБЭ ИБ |
Госгортехнадзор России Госатомнадзор России |
4 |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда |
ГОСТ Р ССБТ |
Госстандарт России Госстрой России |
5 |
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству |
СНиП СП |
Госстрой России |
6 |
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: -санитарные правила; -гигиенические нормативы; -санитарные правила и нормы; -санитарные нормы |
СП ГН СанПиН СН |
Минздрав России |
6. Государственное управление
Законодательством об охране труда предусмотрено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством РФ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством РФ предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами охраны труда, и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
7. Служба охраны труда
Служба охраны труда в организации – основное звено в системе управления охраной труда. От ее деятельности, в первую очередь, зависит уровень организаторской работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Законодательство об охране труда предусматривает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими службами предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, а также с органами государственного управления, надзора и контроля за охраной труда.