Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для проверки знаний по охране труда.
37.2. Охрана труда
Трудовой Кодекс РФ запрещает применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда и на подземных работах. Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Правительством РФ утвержден Список тяжелых работ и работ с вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет.
При прохождении производственной практики (производственного обучения) лица, не достигшие 18-летнего возраста, обучающиеся в средних профессиональных технических училищах, техникумах, и учащиеся старших классов общеобразовательных школ могут находиться в производствах и выполнять работы, перечисленные в списке, не свыше 4 час. в день при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих санитарно-гигиенических норм.
Профессиональная подготовка молодежи на производстве по профессиям, перечисленным в указанном списке, допускается при условии достижения 18-летнего возраста к моменту окончания обучения.
Выпускники средних профессионально-технических училищ и средних специальных заведений, закончившие профессиональную подготовку со сроком обучения не менее трех лет по профессиям, указанным в списке, и не достигшие 18-летнего возраста, могут допускаться к работе по этим профессиям под руководством опытных рабочих-наставников при условии строгого соблюдения в этих производствах и на работах действующих правил и норм по охране труда. Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:
выполняемым вахтовым методом; по совместительству; связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками.
Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
Предельно допустимые нагрузки для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную следующие:
Характер работы, показатели тяжести труда |
Предельно-допустимая масса груза, кг | |||||||
Юноши |
Девушки | |||||||
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет |
14 лет |
15 лет |
16 лет |
17 лет | |
Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: -постоянно (более 2-х раз в час) -при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) |
6
12 |
7
15 |
11
20 |
13
24 |
3
4 |
4
5 |
5
7 |
6
8 |
Суммарная масса груза, перемещаемого в течение смены: -подъем с рабочей поверхности -подъем с пола |
400 200 |
500 250 |
1000 500 |
1500 700 |
180 90 |
200 100 |
400 200 |
500 250 |
Следует учитывать, что:
1. Подъем и перемещение тяжестей
в пределах указанных норм
допускается, если это непосредственно
связано с выполняемой
2. В массу поднимаемого и перемещ
3. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать:
для юношей 14 лет - 12 кг, 15 лет - 15 кг, 16 лет - 20 кг, 17 лет - 24 кг;
для девушек 14 лет - 4 кг, 15 лет - 5 кг, 16 лет - 7 кг, 17 лет - 8 кг.
Молодые рабочие от 16 до 18 лет не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переноске или передвижении тяжестей весом свыше 4,1 кг. Предельная норма переноски тяжестей для несовершеннолетних от 16 до 18 лет составляет: для юношей 16,4 кг, девушек - 10,25 кг. Передвижения тяжестей несовершеннолетними допускаются в пределах указанных в постановлении норм и лишь в случаях, если они непосредственно связаны с выполняемой ими постоянной профессиональной работой и отнимают не более одной трети рабочего времени.
Запрещается привлекать работника моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни.
Поскольку работники моложе 18 лет вообще не допускаются к выполнению ночных работ, их утренняя смена не может начинаться ранее 6 часов, а вечерняя - заканчиваться позднее 22 часов.
Несовершеннолетние находятся под особой защитой законодательства в сфере занятости и труда.
38. Надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
В Конституции РФ подчеркивается, что в нашей стране охраняются труд и здоровье людей. Одной из гарантий реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда является надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Надзор и контроль соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:
- государственный надзор и
- профессиональные союзы и иные
уполномоченные работниками
Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства и иных нормативных актов по охране труда осуществляют соответствующие органы государственного надзора Российской Федерации – Федеральная инспекция труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекция) совместно с подведомственными ей государственными территориальными инспекциями труда субъектов Российской Федерации. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с другими федеральными органами надзора – Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором, Государственной противопожарной службой и др.
Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор) осуществляет контроль безопасного ведения работ в промышленности, устройства и безопасной эксплуатации оборудования.
Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) осуществляет контроль проведения мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор) организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно и/или радиационно опасных объектов и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности РФ.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) осуществляет контроль соблюдения предприятиями и организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил.
Государственная противопожарная служба осуществляет контроль соблюдения правил пожарной безопасности.
Министерства, государственные комитеты, управления и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль соблюдения законодательства о труде.
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляет Генеральная прокуратура.
Общественный контроль состояния охраны труда осуществляют профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия.
Государственная экспертиза условий труда
Важную роль при контроле за соблюдением законодательства по охране труда играет государственная экспертиза условий труда, осуществляемая Всероссийской государственной экспертизой условий труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ.
Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
39. Ведомственный (оперативный)
контроль за состоянием
Это контроль, осуществляемый непосредственными руководителями работ и организаторами производства – мастерами, начальниками цехов, руководителями служб и отделов, а также главными специалистами и руководителями предприятий и организаций.
Оперативный контроль за состоянием условий труда осуществляется по строго определенной схеме. Он предусматривает пять этапов и взаимные проверки между цехами предприятиями и объединениями.
Основой оперативного контроля в масштабе предприятия является метод трехступенчатого контроля.
Первый этап оперативного контроля.
Мастер (начальник бюро) ежедневно перед началом работы совместно с общественным инспектором по охране труда (при его отсутствии самостоятельно) проверяет условия труда на рабочих местах и принимает оперативные меры.
Выявленные при проверке нарушения или недостатки записываются в Журнал проверки состояния условий труда с указанием срока устранения и исполнителей.
Если выявленные нарушения и недостатки не могут быть устранены силами бригады, смены, вахты и если они создают явную опасность для работающих или устранение их не входит в компетенцию мастера, то он докладывает об этом руководству цеха и принимает меры по обеспечению безопасности.
Ответственность за осуществление первого этапа оперативного контроля наряду с мастером несет и его непосредственный руководитель – начальник цеха, который организует и обеспечивает устранение выявленных нарушений и недостатков.
Второй этап оперативного контроля.
Начальник цеха (начальник отдела) два раза в месяц совместно с председателем комиссии по охране труда проверяет состояние условий труда на всех производственных объектах и принимает оперативные меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Результаты обследования отражаются в Журналах проверки состояния условий труда, устанавливаются сроки устранения выявленных нарушений и недостатков, назначаются ответственные лица за их устранение.
Если то или иное мероприятие невозможно выполнить силами цеха, то начальник цеха ставит об этом в известность руководство предприятия.
Ответственность за проведение второго этапа оперативного контроля и за своевременное и качественное выполнение намеченных мероприятий возлагается на начальника цеха.
Третий этап оперативного контроля.
Руководители предприятия (начальник, его заместители), возглавляя постоянно-действующую комиссию по безопасности труда, не реже одного раза в квартал осуществляют выборочную проверку состояния условий труда в цехах, на участках и объектах.
Результаты проверок отражаются в Журналах состояния условий труда объектов и в необходимых случаях оформляются актом.
Четвертый этап оперативного контроля проводится не реже 1 раза в полугодие на уровне объединения.
Пятый этап оперативного контроля проводится на уровне Министерства.
40. Оперативная информация о состоянии условий труда.
Руководители I уровня управления (мастера, начальники участков, начальники бюро и т.п.) не реже одного раза в месяц информируют руководство цеха на собраниях и оперативках:
о состоянии условий труда на объектах;
о выявленных при проверках нарушениях, недостатках;
о ходе выполнение мероприятий, предусмотренных различными планами, приказами, актами и т.д.;
об обеспеченности, оснащенности рабочих мест и объектов инструкциями, плакатами, знаками безопасности и т.д.;
об обеспеченности работающих средствами защиты.
Руководители II уровня управления (начальники цехов, начальники отделов и т.п.) один раз в квартал письменно представляют руководству предприятия информацию о состоянии условий труда в подразделениях.
Информация должна содержать следующие сведения:
о выявленных при проверках нарушениях и недостатках, устранение которых зависит от других служб и руководства предприятия;
о выполнении приказов и распоряжений руководства предприятия;
о ходе выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий труда;
об обеспеченности рабочих мест, объектов инструкциями, плакатами, знаками безопасности;
об обеспеченности работающих средствами защиты.
Руководители III уровня управления (руководство предприятия) один раз в полугодие письменно представляют руководству объединения информацию о состоянии условий труда в подразделениях и на объектах.
Информация должна содержать следующие сведения:
о нарушениях, выявленных при проверках и паспортизации объектов, устранение которых зависит от служб и руководства объединения;
об объектах, на которых приостановлены работы контролирующими органами и другими проверяющими;
о выполнении приказов, указаний вышестоящих органов управления, предписаний органов государственного надзора и технических инспекторов труда профсоюзов;
о ходе выполнения запланированных мероприятий по охране труда;
об обеспеченности производственных подразделений правилами, инструкциями, другими нормативными документами;
об обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты.
41. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.