Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:16, контрольная работа
Цель – изучить основные направления работы государственной службы занятости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Ознакомиться с историей возникновения службы занятости
• Рассмотреть цели, задачи, функции и структуру службы занятости
• Изучить основные направления работы службы занятости
Введение
1. Предпосылки возникновения службы занятости………………………………4
2. Цель, задачи службы занятости…………………………………………………6
3. Структура службы занятости и ее функции……………………………………8
4. Основные направления работы службы занятости…………………………..10
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема занятости населения стала одной из острейших проблем нашего общества. Последствия безработицы отрицательно влияют на человека, приводя его к бедности, вызывая рост уровня заболеваний, способствуя появлению других проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, насилие в семье. Она ведет к недоиспользованию такого важного ресурса, как человеческий капитал, углублению социальной дифференциации, существенному сокращению потенциального внутреннего продукта и национального дохода, ухудшению материального положения людей, росту количества людей с девиантным поведением, усилению нестабильности развития общества. Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе деятельности государственной службы занятости.
Государственная служба занятости создана для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в РФ на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.
Объект исследования – государственная служба занятости населения.
Цель – изучить основные направления работы государственной службы занятости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
3
Чтобы понять, почему возникла служба занятости населения, как она изменялась в процессе исторического развития нужно остановиться на тех нормативных актах, которые были приняты в свое время.[8]
19 августа 1917 года незадолго до Октябрьской революции принят первый государственный закон о биржах труда. Биржа труда открывались в населенных пунктах с населением не менее 50 тыс. чел. На бирже труда осуществляли регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывали посреднические услуги по найму, вели статистику и систематизацию сведений о рынке труда. В итоге во второй половине 1918 года спрос и предложение на рынке труда почти уравновесились.
31 января 1918 года советское правительство приняло новый закон о биржах труда. Биржи труда были превращены в органы профессионального рабочего движения, действовали в интересах рабочих организаций.
В мае 1918 года прошел второй всероссийский съезд комиссаров и страховых касс. Первый и последний съезд самоуправляемых рабочих бирж труда. В то время маятник трудовой конъюнктуры качнулся на повышение спроса на рабочую силу. Поэтому были введены экономические санкции в отношении «отказников» - запрещение безработным отказываться от направления на работу - лишение права на пособие льгот по социальному страхованию.
В декабре 1918 года принят советский Кодекс законов о труде, который установил не только обязанность трудится, но и впервые – право на труд. Так же была введена для всех граждан от 16 до 50 лет трудовая повинность. Безработным считался трудящийся, зарегистрированный в местных отделах распределения рабочей силы, не имевший работы по своей специальности. Все они получали пособия из фонда для безработных в полном размере заработка в соответствии их специальности и квалификации. Декабрь 1918 года: учет и мобилизация трудовых сил на действитель
тельную техническую службу.
5 февраля 1920 года - начало организации политики трудового фронта. Решение вопросов организации рабочей силы военными методами. Создание комтрудов и 4
кварткомиструдов, которые организовывали принуждение населения к выполнению объявленных повинностей, поимку и задержание уклоняющихся от них. Военные органы отвечали за организацию трудового использования частей Красной Армии… Создание Центральной комиссии по использовании частей Красной армии на трудовом фронте. А также Цекомпривлечтруд для тех, кто не занят общественно полезным трудом. Создание первой революционной армии труда на Урале.
28 сентября 1920 года. Произошла массовая трудовая мобилизация граждан 1886-1888 года рождения для работы на военных заводах и путях.
1921 год. Народные комиссариаты труда приступили к демонтажу административно – репрессивного механизма принуждения к труду. [8]
В 1922 году принят кодекс законов о труде. Новая политика занятости в условиях НЕПа. Новым было установление норм и условий труда, установленных государством гарантий, заключение соглашений между работником (профсоюзом) и работодателем. Отстаивать свои интересы путем споров, конфликтов до забастовок. Отменена трудовая мобилизация и повинность.
7 ноября 1930 года было объявлено о полной ликвидации безработицы в СССР.
Только через 60 лет произошло возрождение рынка труда. Верховным Советом РСФСР принят Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения Российской Федерации». Создана государственная служба занятости (Федеральная служба занятости) которая была образцом нового государственного института созданного в период становления рыночной экономики.
5
Главной целью и конечным результатом функционирования службы занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
Службы занятости решают следующие основные задачи:
социально-психологическая работа с клиентами. [10, 135 с.]
Можно выделить четыре важнейшие задачи СЗН: облегчение адекватного трудоустройства; предоставление социальной защиты; развитие человеческих ресурсов через профессиональное обучение; предоставление информации о рынке труда.
Для решения этих задач СЗН применяет
различные мероприятия по реализации
политики занятости, которые можно объединить
в пять основных блоков.
1. Регулирование рынка труда, трудовое
посредничество и содействие занятости
безработных. Служба занятости
информирует обращающихся граждан о возможностях
занятий и трудоустройства (получение
работы), а работодателей — о состоянии
конъюнктуры рынка труда, о возможностях
обеспечения рабочей силой, о требованиях,
предъявляемых к гражданам, желающим приобрести
ту или иную профессию. Предоставляет
гражданам возможность широкого выбора
различных
6
видов и форм занятости, подбирает квалифицированных работников по заявкам работодателей. Проводит ярмарки вакансий для рабочих профессий и специалистов. [9, 49 с.]
2. Содействие и обеспечение занятости — это подбор подходящей работы, в том числе работа временного характера, соответствующей профессиональной пригодности работника с учетом его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Это также информирование и консультирование о возможностях службы занятости содействовать временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства и работы; организация и проведение временных общественных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих сложности в поиске постоянной работы. [6]
3. Меры активной политики занятости. Служба занятости населения организует профессиональную ориентацию населения, приступающего к труду, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях. Оказывает помощь в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения, оплачивает стоимость профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии. Устанавливает им на период обучения стипендии. Служба занятости населения обеспечивает меры экономической поддержки занятости населения, включая поддержку рабочих мест на действующих предприятиях, перепрофилирование и создание новых рабочих мест.
4. Социальные гарантии зарегистрированным безработным. Служба занятости населения осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую психологическую помощь: выдает пособие по безработице с учетом индексации, содействует досрочному выходу на пенсию при невозможности трудоустройства в установленном порядке; предоставляет материальную помощь безработным и членам их семей [5].
7
5. Социальные меры, проекты и программы обеспечения занятости и адаптации к рынку труда. Служба занятости разрабатывает мероприятия по социальной защите различных групп населения. Обеспечивает квотирование рабочих мест для женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, неквалифицированной молодежи; создание рабочих мест для трудоустройства социально не защищенных граждан; временное трудоустройство подростков и учащейся молодежи, выпускников учебных заведений. Проводит мероприятия по расширению возможности трудоустройства и социальной адаптации граждан, не имеющих работы длительное время.
В Российской Федерации служба занятости функционирует по территориальному принципу на основе федерального подчинения. В структуре службы занятости населения отражается вертикальная субординация и включены три уровня.
1. Общегосударственный
уровень – Федеральная служба
по труду и занятости
2. Региональный
уровень – органы по занятости
субъектов Российской
3. Местные (районные и городские) службы занятости.
Местные центры занятости, как правило, имеют два подразделения. Первое из них занимается приемом лиц, ищущих работу, второе контактирует с предприятиями. В функции первого подразделения входит оказание помощи в трудоустройстве лицам, обращающимся в службу занятости. Подразделение, тесно сотрудничающее с предприятиями, призвано удовлетворить заявки на рабочие места за счет имеющихся вакансий, достигая, таким образом, определенного баланса спроса и предложения на рынке труда. К этим двум подразделениям добавляется третье, не связанное с внешними контактами и приемом посетителей. Оно занимается административными делами, учетом просьб и предложений, ведением карточек, сбором данных о местном рынке труда.
8
Местные центры трудоустройства являются первичными
звеньями национальной системы занятости
и, по общему признанию, определяют ее
лицо и эффективность деятельности. Структура
и расположение этих центров зависят обычно
от административно-
Помимо местных центров занятости действуют региональные службы занятости, объединяющие однородные экономические и природные зоны страны (области и районы). В современных условиях региональные службы выполняют в основном следующие функции: осуществляют операции, которые не под силу местным центрам. Например, координируют усилия государственных и частных учреждений (торгово-промышленные палаты, профсоюзные организации, местные органы власти и т. п.) для решения социальных проблем; оказывают организационную и методическую помощь местным центрам занятости; собирают и анализируют социологические, экономические и статистические данные на региональном уровне. В целом аппарат служащих региональных центров выполняет такие функции, как консультирование предприятий, трудоустройство различных категорий трудящихся, информационное обеспечение и профессиональная ориентация, статистика и изучение рынка труда, содействие занятости и осуществление специальных программ в этой области, ведение документации и сбор публикаций, повышение профессиональной квалификации сотрудников службы занятости .