Социальное партнерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется государством посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений является социальное партнерство в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас. Но, к сожалению далеко не каждый гражданин Российской Федерации знает, что социальное партнерство в сфере труда существует и что оно может решить ряд проблем, возникающих в сфере трудовых отношений.

Содержание работы

Введение

1. Понятие социального партнерства

2. Принципы социального партнерства

3. Формы социального партнерства

4. Роли государства, работодателя и работника в социальном партнерстве

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Трудовое право.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

3.         участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

 

4.         участия  представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

 

Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства  выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых  является заключение коллективных договоров  и соглашений.

 

Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений, в  том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений.[8] В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно.

 

Участие работников, их представителей в управлении организацией осуществляется в формах, предусмотренных ТК РФ, учредительными документами организации, коллективным договором, локальным нормативным актом организации.

 

Включение досудебной процедуры разрешения трудовых споров в число форм социального  партнерства объясняется новым порядком формирования органа досудебного разрешения индивидуальных трудовых споров – комиссии по трудовым спорам. Последняя образуется из числа представителей работников и работодателя, что позволяет рассматривать ее как особую форму сотрудничества между работниками и работодателем.[9]

 

Формы социального партнерства  не исчерпываются перечнем, содержащимся в статье 27 ТК РФ. Стороны социального  партнерства по соглашению между  собой могут избрать и иные способы взаимодействия, не запрещенные законом.

 

Специальные правила взаимодействия работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений могут  быть установлены исключительно  федеральным законом в отношении:

 

1.         государственных служащих;

 

2.         работников военных и военизированных  органов и организаций;

 

3.         работников органов внутренних  дел;

 

4.         работников учреждений и органов  безопасности;

 

5.         работников органов уголовно-исполнительной  системы;

 

6.         работников  таможенных органов;

 

7.         работников  дипломатических представительств  РФ.

 

Социальное партнерство может  осуществляться на пяти уровнях:

 

1.         На федеральном  уровне взаимодействие сторон  осуществляется на трехсторонней  основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).

 

2.         На региональном  уровне стороны взаимодействуют  также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).

 

3.         Взаимоотношения  сторон на отраслевом или межотраслевом  уровнях носят двусторонний характер  и материализуются в заключении  отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли либо отраслях. Социальное партнерство на уровне отрасли может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта федерации или муниципального образования.

 

4.         На территориальном уровне или уровне муниципальных образований взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).

 

5.         На уровне  конкретной организации отношения  сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства  в сфере труда, действие которых  ограничено рамками соответствующей  организации).

 

Взаимодействие сторон на указанных уровнях создает целостную систему социального партнерства, которая позволяет решать многие вопросы, возникающие в сфере трудовых отношений.

 

4. Роли государства, работодателя  и работника в социальном 

 

партнерстве

 

Отношения социального партнерства, сторонами которых являются работники и работодатели, называют «отношениями двусторонними» или «бипартизмом». Отношения социального партнерства, участниками которых помимо работников и работодателей выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, называют «отношениями трехсторонними» или «трипартизмом».

 

С появлением современной теории трипартизма, или трехстороннего сотрудничества между трудящимися, предпринимателями  и государством связан очередной  этап развития социального партнерства. В настоящее время она успешно реализуется во многих западных странах. Таким образом, на Западе в ходу два разных понятия – социальное партнерство и трипартизм («трехсторонность»), но при этом второе представляет собой производное от первого, являясь как бы его высшим проявлением на общегосударственном (национальном) уровне.

 

В то же время высказывается точка  зрения о том, что трехстороннее  сотрудничество включает в себя и  сотрудничество профсоюзов и работодателей  на двусторонней основе, где государство выполняет роль молчаливого партнера, устанавливающего правила игры для двух других партнеров.[10] Как двусторонние, так и трехсторонние соглашения могут привести к заключению «социальных пактов» широкого характера на определенный период времени и стабилизировать обстановку в стране.

 

Необходимым условием осуществления  социального партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском смысле, субъектов  трудовых отношений, т. е. профессиональных организаций и работников, и работодателей. Российский Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[11] (далее – Закон о профсоюзах) полностью соответствует международным стандартам.

 

В сфере регулирования трудовых отношений на рыночной основе приходится законодательным путем внедрять консультативные органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов в духе социального партнерства.

 

В России такая работа началась с  появлением Указа Президента РСФСР  от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)», дополненного затем Положением о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия). Названное Положение было оформлено Указом Президента РФ от 21 января 1997 г. № 29 и закреплено Федеральным законом от 2 апреля 1999 г. № 92-ФЗ.

 

Основными целями и задачами Комиссии являются:

 

1. Основными целями Комиссии  являются регулирование социально-трудовых  отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

 

2. Основными задачами Комиссии  являются:

 

1.         ведение  коллективных переговоров и подготовка  проекта генерального соглашения  между общероссийскими объединениями  профессиональных союзов, общероссийскими  объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;

 

2.         содействие  договорному регулированию социально-трудовых  отношений на федеральном уровне;

 

3.         проведение  консультаций по вопросам, связанным  с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

 

4.         согласование  позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

 

5.         рассмотрение  по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения  генерального соглашения;

 

6.         распространение  опыта социального партнерства,  информирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

 

7.         изучение  международного опыта, участие  в мероприятиях, проводимых соответствующими  зарубежными организациями в  области социально-трудовых отношений  и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

 

Консультативные органы сотрудничества главных субъектов социального  партнерства подобные Российской Трудовой Комиссии, давно существуют в развитых странах мира. Это Экономический и социальный совет во Франции, Национальный совет по вопросам экономики и труда в Италии, Совет по трудовым отношениям в Канаде, Национальный совет по труду в Бельгии, Совет труда в Нидерландах, Совет сотрудничества в Дании, Постоянный совет социальных консультаций в Португалии, Консультативный комитет по экономическим и социальным проблемам в Австралии и др.

 

На второе место в механизме  социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-I «О коллективных договорах и соглашениях».

 

На третье место – по счету, но не по важности – западные специалисты ставят институт участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами. Во многих странах Западной Европы участие работников в делах предприятий приняло институционные формы благодаря прогрессивному социально-трудовому законодательству, разработанному, в первую очередь, в Германии и Франции. Именно широкие полномочия представительных органов работников (как и профсоюзов) позволяют этим государствам проводить политику классового мира под лозунгом «социально ориентированной рыночной экономики». Заметим, что капиталисты понимают всю важность приобщения работников к делам предприятий, а наши реформаторы-демократы и «капитаны индустрии» начисто забыли советский опыт производственной демократии, а ведь разнообразные органы общественной самодеятельности трудящихся существовали на уровне предприятий и выше. И это понятно: стремящимся к личному обогащению «новым хозяевам жизни», пользующимся бессилием государственных структур, рабочий контроль на терпящих бедствие предприятиях ни к чему.[12]

 

Наконец, четвертым слагаемым социального  партнерства являются мирные формы  и методы разрешения трудовых споров и конфликтов. Всегда желательно прийти к соглашению, не доводя дело до судебного  рассмотрения. С этой целью в западных странах разработаны эффективные процедуры примирения спорящих субъектов, методы посредничества и третейского разбирательства. Четко различают законные и «дикие» забастовки, регламентированы юридическая и материальная ответственность сторон за участие в «индустриальных акциях».

 

Будучи этическим и социологическим  понятием, социальное партнерство отражает идеологию западной социал-демократии и католической церкви. В наше время  социальное партнерство (диалог) являет собой комплекс правовых норм, регулирующих статус профсоюзов и предпринимателей, органы их сотрудничества, коллективные переговоры, участие работников в делах предприятий, разрешение трудовых споров и конфликтов.

 

Правовое регулирование труда  представляет собой регламентирование с помощью соглашений (многосторонних и двусторонних договоров) и других правовых средств вопросов, связанных с применением наёмного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Основная цель правового регулирования труда – способствовать улучшению труда широких трудящихся масс.

 

Построение демократического правового  государства, основанного на рыночной экономике и многообразии форм собственности, должно сопровождаться перемещением приоритетов  в правовом регулировании труда, содержании трудового законодательства. На первый план выдвигаются учёт и охрана интересов человека труда, защита его прав, обеспечение социальных гарантий. В современных условиях экономического развития необходима новая модель правового регулирования трудовых отношений, основанная на децентрализации, расширении договорных начал. Именно для этого и существует социальное партнерство.

 

 

Заключение

 

Изучая сущность социального партнерства  мы приходим к выводу, что оно  является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.

 

В условиях российской современной  действительности вопрос социального партнерства в сфере труда стоит наиболее остро. Очень важно, чтобы не смотря на финансовый кризис, социальное партнерство и далее развивалось в нашей стране, так как несет в себе гарантию прав работодателя и работника.

 

Первым и необходимым условием осуществления социального партнерства в обществе является наличие в нем зрелых, в гражданском смысле, субъектов трудовых отношений, т.е. профессиональных организаций и работников, и работодателей (предпринимателей). А так же незримое участие государства как третьей стороны.

Информация о работе Социальное партнерство