Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие и сущность занятости и безработицы;
Проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
Рассмотреть пути регулирования занятости и безработицы в РФ;
Определить особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность занятости и безработицы, основные характеристики………………………………..
5
1.1. Сущность, виды и формы занятости………………………………..
5
1.2. Понятие о безработице………………………………………………..
10
Глава 2. Отличительные черты и особенности занятости и безработицы в России……………………………………………………...
15
2.1. Анализ занятости и безработицы в России………………………...
15
2.2. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ…………….
16
2.3. Особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области………………………………………………………..
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………
2.3. Особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области
Социальное
и экономическое положение
Курганский межрайонный
центр занятости населения
Центр занятости, совместно с органами исполнительной власти г.Кургана, органами местного самоуправления осуществляет и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Курганской области.
Деятельность Курганского центра занятости направлена на активную политику на рынке труда. Центр осуществляет:
В 2006 году Центром отмечается тенденция к замедлению темпов роста регистрируемой безработицы.
Произошло незначительное снижение количества незанятых граждан на общем рынке труда.
Средства на финансирование
мероприятий по содействию занятости
населения формируется за счет обязательных
страховых взносов
Наивысшей ступенью в структуре управления Центром занятости является директор, назначение и освобождение которого от должности производится руководителем высшего органа службы занятости – Департамента.
Все работники Центра занятости являются государственными служащими, на которых распространяются условия оплаты, социально-бытового обслуживания, предусмотренные для работников городского структурного подразделения.
Общая ситуация на рынке труда Курганской области в современных условиях является довольно сложной. В настоящее время безработица в определяется спадом производства. В городе растет число предприятий, ситуация на которых не стабильна, на некоторых из них идет сокращение работников.
Сегодня большой спрос на работников новых современных направлений бизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии. Прежде всего требуются менеджеры, экономисты, дистрибьюторы, аудиторы, программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцах высшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора по продажам, финансовые директора, руководители отделов.) Кроме опыта работы требуется современное профессиональное образование.
Уже несколько лет
на территории РФ осуществляется социальная
программа «Молодежная
Работники городской
службы занятости стремятся
В 2005 году при содействии службы занятости Курганской области организовали собственное дело — 155 человек, 119 из них получили финансовую поддержку.
Чаще всего
Служба занятости Курганской
области стремится оказывать
содействие предпринимательству
Начавшаяся с 2000 года разрабатывается и утверждается план совместных мероприятий Глав УО отделов по делам образования администрации г.Кургана, Курганского Межрайонного центра занятости населения [19].
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Курганской области подготовит изменения в федеральный закон «О занятости населения РФ», которые позволят считать трудоустроенными сельчан, имеющих личное подсобное хозяйство, имущественный или земельный пай. Как сообщили в администрации области, это связано с тем, что официально в службе занятости по каждому сельскому району насчитывается 100-300 безработных. Однако фактически таких жителей в 10-15 раз больше: люди просто не стоят на учете. Занимаясь трудом на личном подворье, получая доход и обеспечивая семью, люди остаются социально незащищенными в будущем: их деятельность не фиксируется в трудовой книжке, не поступают взносы в Пенсионный фонд и на медицинское страхование. В то же время имеет место скрытая занятость, сельчане участвуют в торгово-финансовых сделках, получают прибыль, но эта деятельность проходит мимо государственных органов и органов местного самоуправления. В итоге власть не до конца владеет истинной картиной благосостояния населения, уровня жизни отдельных категорий людей, из-за чего возникают проблемы в выборе приоритетов деятельности областной администрации.
Для повышения уровня
занятости департамент
Таким образом, можно сделать выводы:
Рынок труда в России начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Все это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.
Серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками.
Учитывая сложность ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.
Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором подготовка специалистов и рабочих кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.
Заключение
Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.
Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.
Литература
Приложения
Приложение 1
Классификация форм занятости
Приложение 2
Формы безработицы и их характеристика
Критерии классификации |
Форма безработицы |
Характеристика |
1. Причины возникновения безработицы |
Фрикционная
Институциональная
Добровольная
Структурная
Технологическая
Конверсионная
Циклическая
Региональная
Экономическая
Сезонная
Маргинальная |
Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.
Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы
Возникает, когда часть трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать
Вызывается изменениями
в структуре общественного
Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования
Разновидность структурной
безработицы связана с высвобож
Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом
Имеет региональное происхождение и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств
Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях
Безработица среди слабо защищенных слоев населения |
2. Продолжительность безработицы |
Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная |
До 4 месяцев 4—8 месяцев 8—18 месяцев Более 18 месяцев |
3. Внешняя форма проявления безработицы |
Открытая
Скрытая |
Включает всех незанятых граждан, ищущих работу
Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними» |