Социально-экономическая сущность занятости и безработицы, основные характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие и сущность занятости и безработицы;
Проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
Рассмотреть пути регулирования занятости и безработицы в РФ;
Определить особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая сущность занятости и безработицы, основные характеристики………………………………..

5
1.1. Сущность, виды и формы занятости………………………………..
5
1.2. Понятие о безработице………………………………………………..
10
Глава 2. Отличительные черты и особенности занятости и безработицы в России……………………………………………………...

15
2.1. Анализ занятости и безработицы в России………………………...
15
2.2. Пути регулирования безработицы и занятости в РФ…………….
16
2.3. Особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области………………………………………………………..

25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
30
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ТРУДУ.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Особенности формирования и регулирования рынка труда в Курганской области

 

Социальное  и экономическое положение Курганской области в 2006 году характеризовалось увеличением реальных денежных доходов населения, ростом объема подрядных работ, оборота розничной торговли и общественного питания, перевозок грузов автомобильным транспортном, ввода жилья. Вместе с тем наблюдалось снижение объемов производства промышленной продукции, Заработная плата остается основным источником доходов населения.

Курганский межрайонный  центр занятости населения образован  на основании Закона РФ «О занятости  населения в РФ». Центр занятости  в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными и правовыми актами Министерства труда России.

Центр занятости, совместно  с органами исполнительной власти г.Кургана, органами местного самоуправления осуществляет и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Курганской области.

Деятельность Курганского  центра занятости направлена на активную политику на рынке труда. Центр осуществляет:

  • учет граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства;
  • обеспечение социальной защиты незанятого населения, включая выплату пособий, материальной помощи, стипендии;
  • содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;
  • направление на профессиональное обучение, проведение профессиональной подготовки, переподготовки и консультации населения;
  • проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и лиц0 уволенных с военной службы, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе;
  • оказание предприятиям, организациям и учреждениям помощи в подборе работников;
  • анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ занятости на основе прогнозов экономического и социального развития;
  • контроль за поступлением отчислений в фонд занятости.

В 2006 году Центром отмечается тенденция к замедлению темпов роста регистрируемой безработицы.

Произошло незначительное снижение количества незанятых граждан  на общем рынке труда.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости  населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей  с заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.

Наивысшей ступенью в структуре управления Центром занятости является директор, назначение и освобождение которого от должности производится руководителем высшего органа службы занятости – Департамента.

Все работники Центра занятости являются государственными служащими, на которых распространяются условия оплаты, социально-бытового обслуживания, предусмотренные для работников городского структурного подразделения.

Общая ситуация на рынке  труда Курганской области в современных условиях является довольно сложной. В настоящее время безработица в определяется спадом производства. В городе растет число предприятий, ситуация на которых не стабильна, на некоторых из них идет сокращение работников.

Сегодня большой спрос  на работников новых современных  направлений бизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии. Прежде всего требуются менеджеры, экономисты, дистрибьюторы, аудиторы, программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцах высшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора по продажам, финансовые директора, руководители отделов.) Кроме опыта работы требуется современное профессиональное образование.

Уже несколько лет  на территории РФ осуществляется социальная программа «Молодежная практика», признанная расширить возможности  трудоустройства выпускников, в том числе общеобразовательных школ [19].

Работники городской  службы занятости стремятся использовать любые возможности, чтобы помочь молодым людям найти себя.

В 2005 году при содействии службы занятости Курганской области  организовали собственное дело — 155 человек, 119 из них получили финансовую поддержку.

Чаще всего предпринимательство  безработными оформляется на деятельность пользующуюся спросом на селе. Это ремонт бытовой техники, парикмахерские и консалтинговые услуги, общественное питание, торгово–закупочная деятельность, фотоуслуги, лесозаготовка, изготовление мебели, выращивание свиней и т.д.

Служба занятости Курганской области стремится оказывать  содействие предпринимательству безработных  граждан, ведь это ещё одна возможность создания дополнительных рабочих мест. В области организовано профессиональное обучение безработных граждан для последующей организации предпринимательской деятельности. В районных центрах занятости населения работают клубы начинающих предпринимателей, в работе которых принимают участие представители районных администраций, налоговых инспекций, пенсионного фонда, а так же предприниматели с опытом. Все это приносит результаты.

Начавшаяся с 2000 года разрабатывается и утверждается план совместных мероприятий Глав УО отделов по делам образования администрации г.Кургана, Курганского Межрайонного центра занятости населения [19].

Департамент федеральной  государственной службы занятости  населения по Курганской области  подготовит изменения в федеральный  закон «О занятости населения РФ», которые позволят считать трудоустроенными сельчан, имеющих личное подсобное хозяйство, имущественный или земельный пай. Как сообщили в администрации области, это связано с тем, что официально в службе занятости по каждому сельскому району насчитывается 100-300 безработных. Однако фактически таких жителей в 10-15 раз больше: люди просто не стоят на учете. Занимаясь трудом на личном подворье, получая доход и обеспечивая семью, люди остаются социально незащищенными в будущем: их деятельность не фиксируется в трудовой книжке, не поступают взносы в Пенсионный фонд и на медицинское страхование. В то же время имеет место скрытая занятость, сельчане участвуют в торгово-финансовых сделках, получают прибыль, но эта деятельность проходит мимо государственных органов и органов местного самоуправления. В итоге власть не до конца владеет истинной картиной благосостояния населения, уровня жизни отдельных категорий людей, из-за чего возникают проблемы в выборе приоритетов деятельности областной администрации.

Для повышения уровня занятости департамент сельского  хозяйства области внесет изменения  в областную программу развития личных подсобных хозяйств в Курганской области. Для содействия развитию фермерства и малого предпринимательства в  АПК планируется разработать положение и учредительные документы по созданию областного фонда поддержки малого предпринимательства на селе. Органам местного самоуправления рекомендовано предусматривать в местных бюджетах средства на создание временных рабочих мест, организацию общественных работ. Среди предлагаемых форм занятости – организация «домов животноводов» по закупу у населения животноводческой продукции, кредитная кооперация на селе

Таким образом, можно  сделать выводы:

Рынок труда в России начал формироваться в сложных социально-экономических условиях, характеризуемых существенным спадом производства, снижением покупательского спроса и уровня жизни людей. Все это привело к резкому уменьшению занятости и спроса на рабочую силу, к появлению скрытой и открытой безработицы.

Серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками.

Учитывая сложность  ситуации на рынке труда России, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решение следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Поскольку данная задача является основополагающей, она должна быть признана приоритетной. Надо попытаться исправить положение, при котором  подготовка специалистов и рабочих  кадров высокой квалификации мало увязана с ситуацией на рынке труда, и выпускники учебных заведений сразу оказываются в положении безработных.

 

Заключение

 

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

 Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

  1. Аброчнов А. Мотив к труду.// Биржа плюс карьера, 2003, № 35.
  2. Баранов А. Социально-экономические проблемы депопуляции и старения населения. // Вопросы экономики, 2002, №7
  3. Власова В. М. Стабилизация занятости в условиях рынка - М., 2004.
  4. Гавриленков Е. Российская экономика: перспектива макроэкономической политики // Вопросы экономики, 2004, №4
  5. Гарсия - Исер М. Критические ситуации на региональных рынках труда // Вопросы экономики,   2003, № 2.
  6. Заславский И. К характеристике труда в современной России // Вопросы экономики, 2004, № 2
  7. Камаев В. Д. Основы экономической теории - М.,2001 г.
  8. Колтунов В. М. Основы рыночной экономики -    Н. Новгород, 2004 г.
  9. Лещинская Г. Молодежный рынок труда. // Экономист, 2001, №8
  10. Львова Ю.А. Современные тенденции на рынке труда// Справочник кадровика №10. 2004
  11. Лялюев  А.Н. Рынок труда стабилизируется.// Нижегородская правда, 2001, 27 июня.
  12. Макконнелл, Брю. Экономикс - Москва, 2002 г. Т. 1
  13. Микульский К. Формирование новой модели занятости. // Экономист, 2003, №3
  14. Никифорова А. А. Рынок труда, занятость и безработица. - М., 2003.
  15. Показатели занятости и безработицы г. Москвы Московская правда - БТ №7(54) от 26 июля 2004 г.
  16. Помощь безработным гражданам в организации собственного дела // Биржа труда № 5(79) июль 2004 г.
  17. О. Осколкова Старение населениея в странах // Мировая экономика и международные отношения, 2003. № I0.
  18. Рынок труда и доходы населения/Под ред. Н. А. Волгина. Учебное пособие –М.:Информационно-издательский  дом «Филинъ», 2001
  19. Смирнов С. Рынки труда регионов в условиях финансово – экономического кризиса //Человек и труд.-2004-№3.
  20. Суворова Л.В. Рынок труда и безработица – Н.Н., 2004.
  21. Хоткина З. Женская безработица и неформальная занятость в России. // Вопросы экономики, 2003, №3
  22. Четвернина  Т. Положение безработных и государственная политика на рынке труда // Вопросы экономики, 2001, № 2.
  23. Экономика / Под ред. Булатова А. С.  -  Москва,  1997 г
  24. Экономика труда: Экономическая теория труда: Учебное пособие. -М.:ИНФРА-М,2003
  25. Ясин Е., Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих ограничениях. // Вопросы экономики, 2004, №7

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 Приложение 1

Классификация форм занятости

 

 

Приложение 2

Формы безработицы  и их характеристика

 

Критерии классификации

Форма безработицы

Характеристика

1. Причины

возникновения

безработицы

Фрикционная

 

 

 

Институциональная

 

 

Добровольная

 

 

Структурная

 

 

Технологическая

 

 

 

 

Конверсионная

 

 

Циклическая

 

 

Региональная

 

 

Экономическая

 

 

Сезонная

 

Маргинальная

Связана с добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы, с более благоприятными условиями труда и пр.

 

Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы

 

Возникает, когда часть  трудоспособного населения по тем или иным причинам просто не желает работать

 

Вызывается изменениями  в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса  и совершенствования организации производства

 

Связана с переходом  к новым поколениям техники и  технологии, механизацией автоматизацией ручного труда, когда для данного производственного процесса часть рабочей силы оказывается либо ненужной либо требует нового, более высокого уровня квалификации или перепрофилирования

 

Разновидность структурной  безработицы связана с высвобождением работников из отраслей военной промышленности, а также из армии

 

Возникает при общем  резком падении спроса на рабочую  силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризисом

 

Имеет региональное происхождение  и формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-психологических обстоятельств

 

Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе

 

Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

 

Безработица среди слабо  защищенных слоев населения

2. Продолжительность безработицы

Краткосрочная Продолжительная Длительная Застойная

До 4 месяцев

4—8 месяцев

8—18 месяцев

Более 18 месяцев

3. Внешняя форма проявления  безработицы

Открытая

 

Скрытая

Включает всех незанятых  граждан, ищущих работу

 

Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности являющихся «лишними»

Информация о работе Социально-экономическая сущность занятости и безработицы, основные характеристики