Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 14:12, реферат
В данном реферате говорится о социальных льготах и гарантиях,социальное положении инвалидов,пенсионеров и др. Работа включает в себя все актуальные данные
Министерство сельского
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовский государственный аграрный университет
Факультет ветеринарной медицины и биотехнологии
Кафедра патологии, морфологии животных и биологии
Социальные льготы и гарантии трудящихся
Суслова Юлия,
студентка 5 курса
БЭ- 501
Введение
Потребность в социальном
обеспечении появилась
К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.
Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.
I. Социальные льготы и гарантии трудящихся
Существующая система
государственных социальных выплат
и льгот формировалась на протяжении
многих десятилетий в условиях социалистической
плановой экономики.
Эта система включает: пособия и социальные
выплаты; льготы и компенсации различным
категориям граждан; социальную помощь
нуждающимся, предоставляемую территориальными
органами социальной защиты; дотации предприятиям
и организациям, производящим товары и
услуги для населения.
Система государственных социальных выплат
и льгот позволяет частично компенсировать
населению низкие заработки, плохие условия
труда, маленькие пенсии. В ряде случает
льготы являются дополнительным стимулом
привлечения работников к различным видам
деятельности (льготы для привлечения
рабочей силы в отрасли с тяжелыми и вредными
условиями труда, а также на предприятия,
расположенные в неблагоприятных климатических
условиях). При всем, при этом уровень жизни
значительной части населения остается
низким, или крайне низким.
Сегодня общая стоимость социальных
льгот и гарантий оценивается в 350 млрд.
рублей. Льготы и выплаты установлены
для 200 категорий граждан. Численность
их получателей составляет почти 2/3 населения
страны.
Так, например, право на бесплатное получение
лекарств и обеспечение лекарствами по
рецептам врачей с 50-процентной скидкой
в соответствии с действующим законодательством
имеют более 18 категорий граждан. Из них
получают бесплатно: около 3 млн. человек
- инвалидов и участников ВОВ (776,4 тыс. человек
- инвалидов ВОВ, 2173,2 тыс. человек - участников
ВОВ), около 500 тыс. человек - детей-инвалидов
в возрасте до 16 лет; с 50-процентной скидкой:
более 12 млн. человек инвалиды 1 и 2 группы
- лица, проработавшие не менее 6 месяцев
в годы ВОВ (с 22 июня 1941г. по 9 мая 1945г.), исключая
время работы в районах временного оккупирования
неприятелем, около 300 -400 тыс. человек -
лица, награжденные медалью "За оборону
Ленинграда" или знаком "Житель блокадного
Ленинграда" и др. Около 15 млн. человек
пользуется значительными льготами, установленными
Федеральным законом "О ветеранах".
Следует отметить, что закон "О ветеранах"
в полном объеме в настоящее время реализуется
лишь примерно в 20 регионах Российской
Федерации .
Социальные льготы, выплаты,
субсидии, компенсации предоставляются
на основе более чем 200 законов и иных нормативных
правовых актов. Некоторые из них были
приняты еще в 30-х годах. Так, право на бесплатное
обеспечение жильем и коммунальными услугами
педагогических и медицинских работников,
проживающих в сельской местности.
Из принятых в 90-х г. законов, которыми
были установлены новые или подтверждены
ранее установленные льготы можно назвать
законы О ветеранах (1995 г.), О государственных
пенсиях в Российской Федерации (1990 г.),
О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации (1995 г.), "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС" (1991 г).
Основными чертами действующей
системы социальных выплат и льгот являются:
- уравнительный (категориальный) характер
предоставления по принципу формальной
принадлежности граждан к той или иной
социальной группе без учета уровня их
материальной обеспеченности, т.е. практически
безадресно;
- возможность получения отдельными категориями
населения социальных выплат и льгот по
многим основаниям в течение длительного
времени без объективной оценки нуждаемости
в них;
- стимулирование социального иждивенчества,
пассивности, маргинализации общества
за счёт недоучета материального положения
получателей пособий и льгот и возможностей
обеспечить благополучие за счет личных
усилий;
- отсутствие четкого разграничения полномочий,
ответственности и источников финансирования
по предоставлению социальных пособий
и льгот между федеральными, региональными
и муниципальными органами власти.
В результате сформировался весьма сложный
механизм законодательного обеспечения
системы социальных выплат и льгот, характеризующийся
бессистемностью, несогласованностью,
параллелизмом принимаемых законодательных
актов по кругу получателей, перечню льгот
и условиям их предоставления.
Льготы пенсионерам. К мерам социальной поддержки могут относиться:
- Ежемесячная доплата к пенсии для доведения
размера пенсии с учетом компенсации,
повышений и надбавок до величины прожиточного
минимума, установленного в вашем регионе
для пенсионеров.
- Ежемесячная доплата к пенсии лицам,
достигшим определенного возраста.
- Освобождение от оплаты занимаемой общей
площади жилых помещений для неработающих
одиноко проживающих пенсионеров, размер
пенсии которых ниже величины прожиточного
минимума.
- Бесплатный проезд в пассажирском транспорте
все виды льгот, действующих на территории
РФ для инвалидов детства, льготы инвалидов
1 группы, льготы инвалидов 2 группы, а также льготы инвалидов
3 группы на 2012 год.
Социальные льготы инвалидам:
Ежемесячные денежные выплаты (всем инвалидам, вместо льгот с 2005):
- инвалиды 1 группы (с 1 апреля 2012 года) - 2684,75 руб.;
- инвалиды 2 группы (с 1 апреля 2012 года), дети инвалиды - 1917,33 руб.;
- инвалиды 3 группы (с 1 апреля 2012 года) - 1534,85 руб.
Пенсия по инвалидности (нетрудоспособности):
На 1 июля 2012 средний размер пенсии по инвалидности составляет 5951 рублей.
Размер пенсии по инвалидности в 2012 году составляет для инвалидов первой группы без иждивенцев 5926,13 рублей. Если же у инвалида есть иждивенцы, то эта сумма меняется. С одним иждивенцем - 6913,82 рублей, с двумя - 7901,51, с тремя - 8889,20 рублей.
Размер пенсии для инвалидов второй группы составляет 2963,07 рублей. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 3950,76 рублей, 4938,44 рублей, или же 5926,13 рублей в месяц.
Размер пенсии для инвалидов третьей группы составляет 1481,53 рублей в месяц. И также в зависимости от количества иждивенцев увеличивается, и составляет 2469,23 рублей, 3456,91 рублей, или же 4444,60 рублей в месяц.
Социальное обслуживание инвалидов:
Собес может определить необходимость следующих услуг: уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие
Предоставляются бесплатно:
- инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума);
- инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
1) Единовременное пособие при рождении ребенка (статьи 11-12 Федерального закона)
Право на пособие имеет один из родителей
либо лицо, его заменяющее. В случае рождения
двух или более детей пособие выплачивается
на каждого ребенка.
При рождении мертвого ребенка указанное
пособие не выплачивается.
Периодичность: выплачивается единовременно
Размер (на 01.01.2012): 12 405 руб. 32 коп. + районный коэффициент, действующий по месту жительства получателя пособия.
2)Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (статьи 13-15 Федерального закона)
Право на пособие имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком; другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Размер: (на 01.01.2012) 2326 руб. в месяц на первого ребенка, 4651 руб. 99 коп. в месяц на второго и каждого следующего ребенка + районный коэффициент, действующий по месту жительства получателя пособия.
Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (1997 г.) установил правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации. Законом закреплено понятие прожиточного минимума, установлен порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума, а также регламентируется область применения и использования этого норматива в качестве основного инструмента борьбы с бедностью. Законом предусмотрено также введение государственной социальной помощи, в том числе денежной, малообеспеченным гражданам, если доход в среднем на одного члена семьи (одиноко проживающего гражданина) не обеспечивает прожиточный минимум, установленный на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При реформировании законодательства
о социальных выплатах и льготах
должны быть соблюдены следующие принципы:
*заявительный принцип предоставления
выплат и льгот в сочетании с хорошо организованной
информацией населения об условиях и порядке
их предоставления;
*временный характер льготы: по истечении
определенного периода она должна переназначаться
на основе проверки нуждаемости;
*право на получение одного, наиболее выгодного
для получателя, вида выплат или льгот;
основными получателями социальных выплат
и льгот должны быть социально-уязвимые
группы населения, которые по объективным
причинам не могут материально обеспечить
себя самостоятельно (инвалиды, престарелые,
дети из многодетных семей и т.д.);
*приоритетное направление социальной
помощи - предоставление возможности для
самостоятельного повышения доходов экономически
активного населения из числа малоимущих
посредством трудоустройства или дополнительной
занятости, переобучения или повышения
квалификации и т.п. Этой категории населения
социальная помощь предоставляется временно
и только в случае отсутствия возможности
повышения доходов за счет собственных
усилий;
* предоставление льготы только основному
получателю без распространения этого
права на членов их семей. Исключение составляют
нетрудоспособные иждивенцы основных
получателей;
действие льгот в пределах социальных
норм и нормативов. Это означает, что льготные
тарифы действуют лишь в пределах социальных
нормативов потребления (например, социальной
нормы площади жилища или нормативов потребления
социальных услуг), а сверхнормативное
потребление должно оплачиваться по реальной
стоимости;
*поэтапная замена натуральных льгот денежными
выплатами и компенсациями;
*разграничение полномочий и ответственности
по предоставлению и финансовому обеспечению
льгот различным категориям населения
между федеральными, региональными и муниципальными
органами власти;
Что касается пособия на детей,
то оно должно быть сохранено, но его получателями
должны быть исключительно семьи с доходами
ниже величины прожиточного минимума.
В переходный период их финансирование
необходимо будет осуществлять в виде
федеральных целевых субвенций в бюджеты
субъектов Российской Федерации. В дальнейшем,
по мере создания необходимых организационно-технических
условий, перечисление средств из федерального
бюджета на эти цели будет производиться
непосредственно получателям.
К разработке законодательных мер по реформированию
детских пособий нужно отнестись особенно
осторожно. Невозможно игнорировать то,
что сегодня в России имеется большое
количество семей социального риска, признанных
социально неблагополучными. Длительное
существование семей с детьми в условиях
бедности привело к ряду разрушительных
последствий: ослаблению здоровья детей,
регистрируемому недоеданию, взрывному
росту асоциальных проявлений, безнадзорности,
катастрофическому снижению рождаемости . Для
семей с доходами ниже прожиточного минимума
необходимо бесплатное обеспечение детей
молочными продуктами детского питания
и бесплатным питанием в школе.
12 апреля 2000 г. Государственной
Думой рассматривался проект
федерального закона Об изменении, приостановлении
действия и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с Федеральным законом
О федеральном бюджете на 2000 год , внесенный Правительством Российской
Федерации еще в августе 1999 г. К отмене,
приостановлению, изменению редакции
предлагалось ряд положений законов Российской
Федерации и федеральных законов, финансирование
которых фактически неосуществимо из-за
ограниченности средств, предусмотренных
в Федеральном законе О федеральном бюджете
на 2000 год . Законопроектом предполагается
внести изменения в 27 норм и положений
действующих федеральных законов по различным
вопросам социальной защиты различных
категорий граждан.
Предлагалось, в частности, внести изменения
в ряд законодательных актов, предусматривающих
расходы в фиксированных долях к общему
объему расходов федерального бюджета
или ВВП. Имеются ввиду следующие законы
Российской Федерации Основы законодательства
Российской Федерации о культуре , Об образовании
, в федеральные законы О высшем и послевузовском
профессиональном образовании , О государственной
поддержке кинематографии Российской
Федерации , О науке и государственной
научно-технической политике и др.
II. Социальные гарантии граждан
Размер социальных гарантий работодателя определяется общим компенсационным пакетом работника, который, помимо, заработной платы, включает в себя еще ряд опций: - добровольное медицинское страхование (ДМС); - дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО); - санаторно-курортное обслуживание и летний отдых (СКО); - жилищные программы в различной форме (бесплатное предоставление жилья, жилищные ссуды, ипотечное кредитование и т.п.).
Под социальным пакетом необходимо понимать предоставление работодателями своим работникам различных материальных благ помимо обязательств, предусмотренных трудовым законодательством и законодательством о социальном обеспечении Российской Федерации. В соответствии с требованиями ст. 22 ТК к таким обязательствам работодателя относятся:
- обеспечение бытовых нужд
- обязательное социальное
- выплата в полном размере
причитающейся работникам
- ведение коллективных
В соцпакет, таким образом, могут входить следующие материальные блага: бесплатное питание, негосударственное пенсионное страхование, добровольное медицинское страхование, страхование жизни и здоровья, оплата работодателем услуг мобильной связи и др.