Содержания понятия "социальное партнерство" в трудовом законодательстве Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:31, реферат

Описание работы

Точность, ясность и полнота юридических формулировок, четкое их языковое воплощение, правильное и единообразное употребление правовой терминологии во многом определяют эффективность воздействия законодательства на общественные отношения. Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. Понятие - это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Файлы: 1 файл

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ.doc

— 29.50 Кб (Скачать файл)


 

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО" В ТРУДОВОМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

 

А.А.ВОЙТИК

доцент кафедры гражданского процесса

и трудового права юридического

факультета БГУ, кандидат

юридических наук

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 30 декабря 2005 г.

 

Точность, ясность и полнота юридических формулировок, четкое их языковое воплощение, правильное и единообразное употребление правовой терминологии во многом определяют эффективность воздействия законодательства на общественные отношения. Важнейшими видами мыслей, в которых отражается действительность в процессе абстрактного мышления, являются понятия. Понятие - это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы по системе признаков, общей для этих выделенных предметов и отличающей их от других предметов исходного множества.

Отличительными, существенными признаками правовых понятий трудового права являются: сплетенность, правовой характер и опосредованность правом, стабильность. Каждое правовое понятие имеет свой объем и содержание, которые тесно взаимосвязаны. В российском и в белорусском трудовом законодательстве используется понятие "социальное партнерство". Однако определения этого понятия сформулированы по-разному.

Обратимся к легальному определению понятия "социальное партнерство", содержащемуся в ст. 352 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК Республики Беларусь): "Социальное партнерство - форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства представлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов".

Теперь обратимся к Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ).

В ст. 23 ТК РФ дано следующее легальное определение: "Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений".

При сравнении двух вышеприведенных определений понятия "социальное партнерство" видно, что в белорусском законодательстве не совсем четко прописан такой важнейший элемент, как "согласование интересов субъектов". "Учет интересов" и "согласование интересов" имеют разную смысловую нагрузку. Понятие социального партнерства как в российском, так и белорусском законодательстве подчеркивает трехсторонний характер сотрудничества. Однако социальное партнерство включает и двухсторонние отношения между субъектами, и трехстороннее взаимодействие.

Целью взаимодействия социальных партнеров является именно согласование интересов работников, нанимателей и государства, то есть принятие таких решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности всех участников коллективных трудовых отношений.

По мнению автора, в ст. 352 ТК Республики Беларусь следует внести некоторые изменения и дополнения, учитывая то, что и в действующей редакции данной нормы не соблюдено правило полноты понятия.

С учетом изложенного можно предложить следующую редакцию ст. 352 ТК Республики Беларусь:

"Статья 352. Понятие социального партнерства

Социальное партнерство - это система взаимоотношений и взаимодействия между социальными партнерами: работниками (профсоюзами, объединениями профсоюзов), нанимателями (представителями нанимателей, объединениями нанимателей), органами государственного управления, направленная на обеспечение согласования интересов всех трех участников социального партнерства в социально-трудовой сфере".

Целью взаимоотношений и взаимодействия социальных партнеров на всех уровнях является поддержание стабильности и социального мира как в отдельной организации, так и в обществе в целом, которые достигаются путем принятия сбалансированных, согласованных решений, вырабатываемых посредством переговоров, консультаций, конструктивного диалога, обмена информацией, компромиссов, взаимных уступок, а также путем урегулирования и предупреждения трудовых и социальных конфликтов и конфронтаций.

В заключение отметим, что значение легальных определений проявляется в ходе реализации законодательства. Дефиниция является своего рода гарантией правильного толкования законоположений, и законодателю при выработке понятий очень важно соблюдать правило полноты определения.

 

 

 

 



Информация о работе Содержания понятия "социальное партнерство" в трудовом законодательстве Беларуси и России