Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:26, реферат
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.
Основой правового регулирования труда являются его источники.
Источники трудового права - это результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Введение 2
Конституция РФ 2
Международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией 2
Федеральные конституционные законы 3
ТК РФ и иные федеральные законы 3
Подзаконные нормативно-правовые акты 3
Постановления Правительства РФ 4
Акты федеральных органов исполнительной власти 4
Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ 4
Нормативные акты органов местного самоуправления 5
Локальные нормативные акты 5
Акты высших судебных органов 6
Заключение 6
Список литературы 7
Содержание
Введение 2
Конституция РФ 2
Международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией 2
Федеральные конституционные законы 3
ТК РФ и иные федеральные законы 3
Подзаконные нормативно-правовые акты 3
Постановления Правительства РФ 4
Акты федеральных органов исполнительной власти 4
Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ 4
Нормативные акты органов местного самоуправления 5
Локальные нормативные акты 5
Акты высших судебных органов 6
Заключение 6
Список литературы 7
Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров.
Основой правового регулирования труда являются его источники.
Источники трудового права - это результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.
Поскольку источник права является следствием нормотворческой деятельности, то и вид источников, и их юридическая сила находятся в прямой зависимости от иерархии государственных органов, их конституционных полномочий и компетенции, которой они наделены по действующим законам, а также от компетенции конкретного работодателя.
Соответственно, можно определить систему источников российского трудового права с присущей ей структурой и выделением актов в соответствии с их иерархией.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В ней закреплены основные трудовые права, свободы и гарантии их обеспечения. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Важными международными документами, регулирующими трудовые отношения, в том числе, являются конвенции МОТ.
Федеральные конституционные
законы принимаются по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ, и в связи с
этим имеют приоритет перед
ТК РФ и иные федеральные законы
ТК РФ – это кодифицированный федеральный закон, находящийся на вершине трудового законодательства РФ. Он закрепляет принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие между работниками и работодателями. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
В регулировании трудовых отношений значение имеют и другие федеральные законы, например Закон об охране труда, Закон о профсоюзах и др., которые применяются согласно ст. 423 ТК.
Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам. (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ). Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют оперативно решать вопросы регулирования трудовых отношений.
Постановления Правительства РФ, носящие подзаконный характер, издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ. В связи с этим постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам, ни указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ).
Регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
На основании ст. 5 ТК РФ законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.
Статья 6 ТК РФ четко разграничивает полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектов на основе принципа раздельного правотворчества в сфере трудовых отношений. В ней определен исчерпывающий (закрытый) перечень вопросов, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти, которые в совокупности образуют исключительную компетенцию РФ в рассматриваемой сфере.
В свою очередь, органы
государственной власти субъектов
РФ вправе принимать нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового
права, по вопросам, не отнесенным к
полномочиям федеральных
Согласно ст. 5 ТК РФ, органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Так, органы местного самоуправления могут применять нормативные акты в области трудового права, которые определяют социальную защиту инвалидов, многодетных семей, режим работы тех организаций, которые расположены на территории соответствующего органа местного самоуправления. Кроме того, органы местного самоуправления занимаются трудоустройством граждан на вновь создаваемые и существующие рабочие места, предусматривают дополнительные меры по улучшению условий труда, разрабатывают меры по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний. Следовательно, органы местного самоуправления применяют в пределах предоставленных им прав акты, содержащие повышенный уровень юридических гарантий.
Локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ) по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия - отдельно взятое предприятие.
Локальные нормы в
большей мере отражают особенности
регулирования трудовых и социальных
отношений на каждом конкретном предприятии.
Они разрабатываются
Но следует учесть,
что законодатель отделяет от локальных
нормативных актов коллективный
договор, который является актом
социального партнерства
Важную роль в регулировании трудовых отношений играют разъяснения высших судебных органов (Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ). Они не могут быть отнесены к источникам трудового права, так как их деятельность не является правотворческой. Они лишь толкуют нормативные акты с точки зрения их конституционности и дают руководящие указания судам о применении действующего законодательства о труде.
Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах - предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т. д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ
3. Гусов К.Н, Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник. Изд. Москва: Проспект, 2007.
4. Трудовое право России: Учебник / Под ред. А.М. Куренного. Изд. Москва: Юристь, 2008.
5. Макаренко С. Н., Байлов А. В. Правоведение: курс лекций. Изд. Москва: Приор, 2001.
6. www.Grandars.ru. Энциклопедия экономиста.
Информация о работе Структура нормативного регулирования трудовых отношений