Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:41, курсовая работа
Трудовое право — объемная и сложная отрасль права Российской Федерации, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников и работодателей независимо от их организационно-правовых форм.
С трудовым правом приходится иметь дело должностным лицам, администрации, работникам кадровых и юридических служб, правоохранительных органов, менеджерам, представителям малого бизнеса, то есть довольно широкому кругу лиц, и, конечно, всем работникам.
Введение.
• Понятие и предмет трудового права.
• Метод трудового права.
• Система трудового права.
• Функции трудового права и его роль.
• Соотношение трудового права со смежными отраслями права.
• Основные принципы трудового права.
• Понятие, система и виды источников трудового права и их классификация.
• Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений.
Заключение.
Список использованной литературы.
установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Одновременно — в ст. 3 ТК РФ запрещена дискриминация в сфере труда.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.
Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников, без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы Федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930) принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.
В статье 4 ТК РФ на
основе ст. 37 Конституции РФ заложен
принцип запрета
В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
в качестве меры наказания
за наличие или выражение
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности. К принудительному труду относятся:
нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение
которой обусловлено
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
7. Понятие, система и виды источников трудового права и их классификация
Источники трудового права представляют собой формы выражения норм трудового права.
Эти формы могут быть различными в зависимости от того, какой орган издает нормативный акт.
Таким образом, источником трудового права называется закон и иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы этой отрасли права. Источник трудового права является результатом нормо-творческой деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления и социальных партнеров. В то же время он служит основой правоприменительной деятельности в сфере труда различных органов, должностных лиц и работодателей.
Система источников трудового права включает все источники трудового права: законы, подзаконные акты, вплоть до нормативных частей коллективных договоров, соглашений, классифицированных не только по предмету, но и по подчиненности, субординации актов. Все источники в их системе находятся в определенной взаимосвязи и взаимозависимости.
Система источников строится по системе отрасли трудового права, а последняя построена по предмету данной отрасли.
Весь комплекс источников трудового права называется трудовым законодательством, или законодательством о труде, которое непрерывно изменяется, совершенствуется в соответствии с изменениями, происходящими в сфере труда и во всем обществе, а также в международно-правовом регулировании труда.
Источники принято подразделять на виды в зависимости от органов, их принимающих, а следовательно, и от их юридической силы (иерархии). В этой связи среди источников трудового права следует различать: международные акты; Конституцию РФ, ТК РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты.
По содержанию и
целевой направленности источники
трудового права следует
отдельные вопросы конкретных институтов, входящие в систему трудового права (например, Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г.); регулирующие трудовые правоотношения специальных субъектов (например, Федеральный закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г.).
По сфере действия источники следует подразделять на: федеральные (акты органов РФ); региональные (акты субъектов РФ); территориальные (акты органов местного самоуправления) и локальные (акты конкретных организаций — коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда и т.д.).
8. Разграничение полномочий в сфере трудовых и связанных с ними отношений
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Заключение.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной политики в сфере трудовых и связанных с ними отношений;
основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;
обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников).
Список использованной литературы
1. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. /Под ред.
К.Н. Гусова.- М.: “Проспект”, 2003
2. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. /Под ред.
Ю.П. Орловского. - М.: Инфра-М, 2002
3. Конституция Российской Федерации // Российская Газета, 1993
4. Постановление Минтруда РФ “Об утверждении перечня должностей и
работ, занимаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества и Типовой формы договора о полной индивидуальной материальной ответственности” от 31 декабря 2002 г.// Бюллетень Минтруда РФ. 2003. № 2.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации – Спб.: Юридический
Центр, 2002
Информация о работе Трудовое право: предмет, методы, источники