Трудовые пенсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

В ст. 2 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» дано определение трудовой пенсии. Трудовая пенсия это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Файлы: 1 файл

может быть переделанная курсовая.docx

— 42.32 Кб (Скачать файл)

3. Орган, осуществляющий  пенсионное обеспечение, вправе  требовать от физических и  юридических лиц предоставления  документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты  трудовой пенсии, а также проверять  в соответствующих случаях обоснованность  выдачи указанных документов.

4. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам,  производится в установленном  размере без каких-либо ограничений  непосредственно органом, осуществляющим  пенсионное обеспечение, или организацией  федеральной почтовой связи, кредитной  либо иной организацией по  заявлению пенсионера. 

5. Доставка трудовой пенсии  по месту жительства или месту  пребывания пенсионера осуществляется  за счет источников, из которых  финансируется соответствующая  трудовая пенсия (часть трудовой  пенсии), и производится по желанию  пенсионера органом, осуществляющим  пенсионное обеспечение, организацией  федеральной почтовой связи, кредитной  или иной организацией.

6. По желанию пенсионера  трудовая пенсия может выплачиваться  по доверенности, выдаваемой в  порядке, установленном законодательством  Российской Федерации. Выплата  указанной пенсии по доверенности, срок действия которой превышает  один год, производится в течение  всего срока действия доверенности  при условии ежегодного подтверждения  пенсионером факта регистрации  его по месту получения трудовой  пенсии в соответствии с пунктом  1 настоящей статьи.

7. Решения об установлении  или отказе в установлении  трудовой пенсии, о выплате указанной  пенсии, об удержаниях из этой  пенсии и о взыскании излишне  выплаченных сумм такой пенсии  могут быть обжалованы в вышестоящий  пенсионный орган (по отношению  к органу, вынесшему соответствующее  решение) и (или) в суд.

 

 

 

 

Глава 2 ПОРЯДОК ПРИОСТАНОВЛЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ И            ВОССТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ

2.1 Правовая характеристика  приостановления трудовой пенсии

Статья 21 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает основания приостановления  и возобновления выплаты пенсии, а также сроки приостановления  и возобновления выплаты этой пенсии. Выплата пенсии пенсионеру приостанавливается территориальным  органом ПФР в следующих случаях:

1. неполучение пенсионером  пенсии в течение шести месяцев  подряд;

2. неявка инвалида в  назначенный срок на переосвидетельствование  в орган Государственной службы  медико-социальной экспертизы. Основываясь  на понятии "доставка пенсии", приведенном в Правилах от 16.02.2004, пенсия считается полученной (доставленной), если она вручена пенсионеру  на дому (ином жилом помещении), либо в кассе организации, осуществляющей  доставку пенсии, либо зачислена  на счет пенсионера в кредитной  организации. В том случае, если  вручение пенсии пенсионеру производится  на дому или в кассе организации,  осуществляющей доставку пенсии, длительное ее неполучение пенсионером  (или его представителем) подтверждается  отчетными документами этой организации,  содержащими отметку о невручении  пенсии в течение шести месяцев  подряд. Суммы пенсии, зачисленные  на счет пенсионера, открытый  им в кредитной организации,  считаются полученными. Дальнейшие  отношения между кредитной организацией  и их клиентами (пенсионерами) осуществляются согласно законодательству  Российской Федерации в соответствии  с договором. Следовательно, все  вопросы, касающиеся проведения  операций по счету, открытому  пенсионером в банке, регулируются  в рамках соответствующего договора  между пенсионером и кредитной  организацией. В этой связи в  том случае, если в территориальный  орган ПФР поступили сведения  о том, что гражданин не обращается  в банк за получением пенсии  в течение шести месяцев подряд, то территориальный орган ПФР не вправе принимать решение о приостановлении выплаты пенсии. Однако это не означает бесконтрольность перечисления пенсионных средств в случае доставки пенсий с применением банковских технологий. У территориального органа ПФР имеются правовые основания для осуществления контрольных функций за расходованием средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным  законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном  страховании в РФ» территориальные органы ПФР обязаны обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием. Таким образом, в силу возложенных на территориальный орган ПФР полномочий он вправе требовать от физических и юридических лиц документы и сведения, своевременное непредставление которых или их недостоверность может повлечь перерасход средств на выплату пенсий. Кроме того, согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" сведения об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов не могут относиться к информации с ограниченным доступом. Как показывает судебная практика, судебные органы при рассмотрении вопроса о правомерности истребования органом ПФР информации о лицах, незаконно получивших пенсию за умерших граждан, в том числе по доверенности, принимают решения о законности требований органа ПФР, руководствуясь ст.13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, считая при этом, что указанная информация необходима органу ПФР для непосредственного осуществления контрольных функций за целевым использованием средств ПФР.  Ссылка отдельных кредитных организаций на невозможность представления сведений о пенсионере - вкладчике, в частности о выдаче сумм со счета по вкладу пенсионера после его смерти, по причине их конфиденциальности противоречит законодательству. По действующим правилам кредитная организация осуществляет в соответствии с договором о доставке пенсий, заключаемом с территориальным органом ПФР, зачисление сумм пенсий на счета пенсионеров на основании списков, составленных территориальным органом ПФР. При этом в том случае, если кредитная организация располагает информацией о смерти пенсионера раньше территориального органа ПФР (к примеру, при выдаче сумм со счета по вкладу пенсионера его наследникам), зачисление пенсии на его счет не должно производиться. В этой ситуации кредитной организацией по действующему порядку направляется соответствующее сообщение территориальному органу ПФР и осуществляется возврат сумм пенсии, перечисленных после смерти пенсионера на его счет. Такие требования, как правило, специально оговариваются территориальным органом ПФР при заключении соответствующего договора с кредитной организацией.

Согласно Правилам от 16.02.2004 выплата пенсии приостанавливается территориальным органом ПФР  в порядке, определенном в п.1 ст.21 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, безотлагательно. Выплата пенсии приостанавливается по распоряжению территориального органа ПФР. Приостановление выплаты пенсии вследствие неявки инвалида в назначенный  срок на переосвидетельствование в  орган Государственной службы медико-социальной экспертизы производится по истечении  срока действия выписки из акта освидетельствования  в учреждении медико-социальной экспертизы. Практически это означает, что  приостановление выплаты пенсии производится территориальным органом  ПФР в связи с тем, что инвалид  не прошел освидетельствования до окончания  срока, на который установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании, и по этой причине документ, подтверждающий признание пенсионера инвалидом  вновь (на новый срок или бессрочно), не поступил своевременно в территориальный  орган ПФР. При неявке инвалида в  назначенный срок на переосвидетельствование  в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы выплата  пенсии приостанавливается на три месяца начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный  срок.

Согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ пенсия по инвалидности должна выплачиваться территориальным  органом ПФР в течение всего  срока признания пенсионера инвалидом  с ограничением способности к  трудовой деятельности I, II и III степени. Срок, назначенный для очередного освидетельствования, устанавливается  гражданину с целью упорядочения его освидетельствования и не влияет на срок приостановления выплаты  пенсии. Принимая решение о приостановлении  выплаты пенсии, территориальный  орган ПФР определяет начало течения  срока приостановления выплаты  пенсии в соответствии с Федеральным  законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ, согласно которому выплата пенсии приостанавливается, начиная с 1-го числа месяца, до которого установлена инвалидность при предыдущем освидетельствовании. Согласно Правилам от 16.02.2004 при заблаговременном устранении обстоятельств, влекущих приостановление  или прекращение выплаты пенсии, возможно продление выплаты этой пенсии. Порядок признания лица инвалидом, установления времени наступления  и периода инвалидности определен  Положением о признании лица инвалидом, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 13.08.1996 N 965. В соответствии с  Положением о признании лица инвалидом  инвалидность устанавливается до первого  числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено переосвидетельствование. Переосвидетельствование лица может  осуществляться заблаговременно, но не ранее чем за два месяца до истечения  установленного срока инвалидности. Результаты освидетельствования оформляются  актом освидетельствования лица. Выписка из этого акта является правоустанавливающим документом для установления и выплаты  пенсии инвалиду с ограничением способности  к трудовой деятельности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Как правило, решение о  признании лица инвалидом принимается  учреждением МСЭ в день проведения медико-социальной экспертизы, т.е. в  день подачи гражданином заявления  о признании его инвалидом. Выписка  из акта освидетельствования в учреждении МСЭ направляется в трехдневный  срок со дня установления инвалидности на новый срок в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, - территориальный орган ПФР. В случаях, требующих дополнительного освидетельствования (при необходимости применения сложных видов экспертно-реабилитационной диагностики, специальных методов обследования и т.д.), его проведение может носить длительный характер. Соответственно выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭ поступает в орган ПФР только по окончании освидетельствования. В таких ситуациях территориальным органом ПФР уже может быть принято решение о приостановлении выплаты пенсии, а в отдельных случаях и о ее прекращении. В тех случаях, если территориальному органу ПФР стало известно, что инвалид обратился в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы с заявлением о признании его инвалидом до истечения срока, установленного пп 2 п. 1 ст.21 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, прекращение выплаты пенсии по инвалидности может быть отложено (п.21 Правил от 16.02.2004).

Не считаются неявкой  на освидетельствование в назначенный  срок также случаи, когда выписка  из акта освидетельствования, подтверждающая своевременное прохождение инвалидом  освидетельствования, поступила в  территориальный орган ПФР с  опозданием, т.е. позднее предусмотренного для этих целей срока. Приостановление  выплаты пенсии несет серьезные  правовые последствия, которые в  большинстве случаев препятствуют ежемесячному получению пенсионером  пенсии. Поскольку распоряжения о  приостановлении выплаты пенсии принимаются территориальным органом  ПФР безотлагательно, то в целях  осуществления контроля за выплатой пенсии по инвалидности территориальный  орган ПФР ведет специальный  учет пенсионеров, пенсия которым установлена  на определенный срок. Осуществляется такой контроль в автоматизированном режиме с применением специального кодирования лицевых счетов пенсионеров  и выдачи сообщений об истечении  срока установления инвалидности и  уведомлений для пенсионеров  о правовых последствиях несвоевременного прохождения освидетельствования. На основе полученной информации организовывается работа с учреждением медико-социальной экспертизы. При этом взаимодействие строится таким образом, чтобы у территориального органа ПФР всегда имелась актуальная информация о ходе проведения освидетельствования инвалидов. Пути решения этой задачи могут быть различными. К примеру, на заседаниях комиссии медико-социальной экспертизы присутствует работник территориального органа ПФР, который в этом случае может своевременно получить не только выписку из акта освидетельствования, но и сведения о пенсионерах, которые не явились на освидетельствование в назначенный срок, проходят дополнительное освидетельствование либо признаны трудоспособными. Кроме того, этот же работник предлагает инвалидам для заполнения бланки заявлений установленной формы о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, восстановлении ее выплаты в соответствующих случаях.

Возможна и иная форма  организации этой деятельности, определяемая в субъекте Российской Федерации  с учетом режима работы учреждений медико-социальной экспертизы. Важно, чтобы документ об инвалидности пенсионера (выписка из акта освидетельствования) поступил в территориальный орган  ПФР на рассмотрение как можно  быстрее. В рамках контроля за выплатой пенсии территориальный орган ПФР  заблаговременно извещает пенсионеров  об истечении установленного срока  инвалидности и о необходимости  прохождения освидетельствования. Это относится в первую очередь  к пенсионерам из числа инвалидов  с ограничением способности к  трудовой деятельности III степени, а  также пенсионеров, страдающих психическими расстройствами. В целом принятие территориальным органом ПФР  указанных мер позволяет обеспечить инвалиду непрерывную выплату пенсии, которая в большинстве случаев  является его единственным источником средств существования.

2.2 Основания прекращения  выплаты трудовой пенсии

Статья 22 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет основания для прекращения  выплаты пенсии (части пенсии) и  восстановления выплаты пенсии (части пенсии), а также сроки прекращения и восстановления этой выплаты. Законодатель предусмотрел три основания прекращения выплаты пенсии:

1) смерть пенсионера, а  также признание его в установленном  порядке умершим или безвестно  отсутствующим;

2) истечение шести месяцев  со дня приостановления выплаты  трудовой пенсии в соответствии  с пп.1 п.1 ст.21 Федерального закона;

3) утрата пенсионером  права на назначенную ему трудовую  пенсию (обнаружение обстоятельств  или документов, опровергающих достоверность  сведений, представленных в подтверждение  права на указанную пенсию; истечение  срока признания лица инвалидом;  приобретение трудоспособности  лицом, получающим пенсию по  случаю потери кормильца; поступление  на работу (возобновление иной  деятельности, подлежащей включению  в страховой стаж) лиц, предусмотренных  в пп.2 п.2 ст.9 Федерального закона). Прекращение выплаты пенсии производится  по инициативе территориального  органа ПФР на основании документов  об обстоятельствах, свидетельствующих  об утрате пенсионером права  на пенсию, документов о смерти  пенсионера и других документов, поступивших в распоряжение территориального  органа ПФР, либо по заявлению  пенсионера. Выплата пенсии в  связи со смертью пенсионера  прекращается в соответствии  с документами, подтверждающими  данное обстоятельство: свидетельство  о смерти, соответствующая запись  акта гражданского состояния,  решение суда об объявлении  гражданина умершим или безвестно  отсутствующим. Кроме того, на  практике прекращение выплаты  пенсии возможно на основании  сведений, полученных от организаций  и органов, располагающих указанными  данными по компетенции. При  этом для окончательного решения  вопроса о прекращении выплаты  пенсии территориальным органом  ПФР запрашивается из органа  загса документальное подтверждение  регистрации смерти пенсионера. При наличии соответствующей  актовой записи гражданского  состояния территориальным органом ПФР оформляется мотивированное решение о прекращении выплаты пенсии в соответствии со ст.22 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и п.23 Правил от 16.02.2004.

Прекращение выплаты пенсии при утрате права на пенсию производится по документам, свидетельствующим о  наступлении указанных обстоятельств  в следующих случаях:

Информация о работе Трудовые пенсии