Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа
Цель работы – исследование природы трудовых споров и порядка их разрешения.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие трудовых споров и их классификация ………………………….…. 5
2 Индивидуальные трудовые споры. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров …………………………………………… 15
3 Коллективные трудовые споры …………………………………………….. 18
4 Способы прекращения трудовых споров …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников ……………………………………….… 35
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Понятие трудовых споров и их классификация ………………………….…. 5
2 Индивидуальные трудовые споры. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров …………………………………………… 15
3 Коллективные трудовые споры …………………………………………….. 18
4 Способы прекращения трудовых споров …………………………………... 23
Заключение ……………………………………………………………………... 32
Список использованных источников ……………………………………….… 35
Приложение …………………………………………………
Введение
Актуальность. Конфликты в сфере трудовых правоотношений могут возникать между сторонами по самым различным причинам (например, недобросовестное выполнение условий трудового договора, невыполнение своих обязанностей, несоблюдение законных интересов, прямое нарушение гарантированных законом прав). Трудовой конфликт не всегда трансформируется в трудовой спор, а спор редко становится предметом судебного разбирательства. Как известно, это происходит лишь в тех случаях, когда «обиженный» работник (а именно ему чаще всего закон предоставляет право возбуждения трудового спора, хотя виновником конфликта может быть любая из сторон) инициирует обращение в орган по рассмотрению трудовых споров, в том числе и в суд. Но зачастую работник не хочет или боится обращаться в органы по рассмотрению трудового спора, и, следовательно, конфликт остается неразрешенным. Это, в свою очередь, ведет к негативным последствиям для обеих сторон. У работника в результате неразрешенного трудового конфликта может возникнуть чувство неудовлетворенности, стресс, снизиться трудовая мотивация и производительность труда, у работодателя — появиться ощущение вседозволенности, являющееся благодатной почвой для дальнейших нарушений. Очевидно, что и для работодателя такая ситуация может обернуться стрессом, например в случае привлечения его к правовой ответственности. Принимая во внимание тенденцию усиления государственного контроля и надзора за соблюдением норм законодательства о труде, это становится вполне реальным.
Поскольку трудовые конфликты не учитываются, трудно сделать объективный вывод о том, стало ли их больше. Трудовые споры, как известно, подлежат регистрации как на досудебном уровне их рассмотрения (в комиссиях по трудовым спорам организаций (КТС)), так и в судах. Судебная статистика позволяет говорить о ежегодном увеличении количества трудовых споров, что, в свою очередь, может свидетельствовать о повышении правовой активности работников. На этот факт хотелось бы обратить внимание работодателей, принимающих незаконные решения в расчете на покорных, неконфликтных работников, которые даже в случае откровенных нарушений их прав в суд не пойдут. Не следует возлагать большие надежды и на распространенный негативный стереотип общественного мнения о личности «жалобщика». Если раньше считалось, что в суд обращаются только «кляузники», «сутяжники» и т.п., то сейчас в общественном сознании происходят значительные изменения, и работники, прибегающие к судебной защите нарушенных прав, все чаще вызывают уважение и поддержку коллег.
Цель работы – исследование природы трудовых споров и порядка их разрешения.
Объект исследования – правоотношения по разрешению трудовых споров.
Задачи исследования:
- определение понятия трудовых споров и оснований их классификации,
- изучение особенностей индивидуальных трудовых споров и деятельности органов по их разрешению,
- анализ специфики коллективных трудовых споров,
- исследование способов прекращения трудовых споров.
Методы исследования. В работе использованы следующие методы исследования обозначенной темы - изучение и анализ научной литературы, изучение практики по разрешению трудовых споров, сравнение и анализ.
Структура работы. Представленная работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения, библиографического списка, приложения и представляет собой единое исследование по обозначенным вопросам.
1 Понятие трудовых споров и их классификация
Статья 37 Конституции РФ признает право человека и гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Законодательство о труде не дает определение понятия «трудовой спор», устанавливая правила разрешения отдельных видов трудовых споров. Вместе с тем, данная категория всегда была объектом пристального внимания науки трудового права начиная с первых лет двадцатого века1.
Ключевым словом в
понимании спора выступает
В основе спора лежит отстаивание каждым его участником собственного мнения. Тем самым спор определяется в данном случае как некая форма активной деятельности людей, цель которой составляет стремление каждого из них отстоять собственное мнение. Эти мнения не являются тождественными, более того, они не совпадают и противоречат одно другому. Ведь если бы они совпадали, то спора, надо полагать, не было бы вовсе, т.к. отсутствовал бы мотив к состязанию и стремлению людей превзойти друг друга. Иначе говоря, спор - это словесное состязание, устное или письменное прение, в котором каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает свое. Отсюда следует, что генезис спора кроется не просто в собственном мнении того или иного человека, а в отсутствии согласия, или в разногласии мнений относительно чего-либо, т.е. в несовпадении или, что более точно, в столкновении мнений как минимум двух субъектов, каждый из которых стремится превзойти другого на основе собственного мнения.
Именно в таком понимании категория спора смыкается по своему содержанию с термином «конфликт» (лат. - conflictus), который в переводе на русский язык также означает столкновение, борьбу, бой2.
Любое возникшее между людьми разногласие имеет, если можно так выразиться, два варианта исхода. Первым из них является снятие данного разногласия либо путем достижения сторонами согласия, т.е. единства мнений относительно предмета разногласия, либо путем взаимных уступок в форме компромисса, устраивающего в данный момент обоих субъектов. Сама технология достижения такого согласия или компромисса может быть различной, важен в данном случае только ее итог, который свидетельствует об отсутствии разногласия.
Вторым возможным вариантом развития разногласия является переход его сторон к активной борьбе за реализацию своего интереса, отстаивание собственного мнения и опровержение мнения другой стороны. В этом случае разногласие перерастает по сути дела в спор, в котором каждая сторона преследует цель некой односторонней победы путем утверждения только собственного (личного) мнения, взгляда, интереса. Практических вариантов осуществления этой борьбы может быть сколько угодно: от мягких по форме словопрений, дебатов или диспута до открытого вооруженного конфликта. В случае когда лежащее в основе спора разногласие носит непримиримый характер и его стороны переходят к открытой борьбе за победу собственной позиции, имеет место конфликт.
Особое место в ряду споров занимают споры в собственно юридическом смысле слова. Для них характерны определенные отличительные признаки.
Первым из этих признаков является основа спора, в качестве которой фигурирует не всякое разногласие, а лишь то, которое имеет вполне конкретное юридическое значение, выражающееся в специфическом предмете разногласия. По существу в качестве предмета такого разногласия выступает объем правообладания участников конкретных общественных отношений. В большинстве случаев подобные разногласия возникают во взаимоотношениях субъектов материального права, уже связанных конкретными правоотношениями и в силу этого обладающих в отношении друг друга определенным комплексом прав и обязанностей. Желание изменить соотношение прав и обязанностей, наполняющих этот комплекс на стороне конкретного субъекта, по общему правилу в пользу увеличения объема прав и сокращения числа обязанностей и составляет юридическую основу данных споров.
Вторым признаком спора в собственно юридическом смысле слова является переход его субъектов к разрешению или урегулированию своего разногласия в рамках формализованных процессуально-правовых форм или юридически обязательных либо рекомендуемых процедур. Стороны разногласия становятся в данной ситуации субъектами соответствующих процессуальных либо процедурных правоотношений и приобретают характерные для субъектов этих отношений специфические права и обязанности.
Таким образом, к трудовым спорам в собственно юридическом смысле слова следует относить только те разногласия правового характера, которые возникли между субъектами трудового права и стали предметом разрешения или урегулирования, осуществляемого в рамках нормативно-урегулированных процессуальных форм или юридических процедур.
Вместе с тем, данное определение, будучи чрезмерно общим, нуждается в конкретизации с использованием того инструментария, который выработан в науке трудового права.
Во-первых, поскольку любое столкновение в социальной сфере является столкновением людей, групп, образований, вопрос о субъектах спора является одним из основных при определении существа трудовых споров.
Зачастую трудовой спор
рассматривается как
А раз так, то в качестве субъектов трудовых споров могут рассматриваться все субъекты трудового права. Вместе с тем, более подробно вопрос о субъектах трудовых споров будет рассмотрен применительно к различным видам трудовых споров.
Во-вторых, следует сказать,
что при определении предмета
трудовых споров стало классическим
использование термина «
Трудовые отношения
характеризуются
Можно с полной определенностью сказать, что разногласия между сторонами трудовых отношений, имеющими противоположные интересы, возникают на определенной стадии их взаимодействия. Данные разногласия имеют место, как правило, по какому-либо конкретному поводу, их предметом является конкретный факт применения установленных условий труда, по-разному оцениваемый сторонами трудовых или тесно связанных с ними отношений, либо конкретное условие труда, предлагаемое к установлению одним из субъектов договорного регулирования трудовых отношений и отвергаемое полностью или частично другим (другими).
Помимо разногласий, являющихся предметом трудового спора того или иного вида, между субъектами трудового права могут возникать разногласия, не связанные с их взаимоотношениями в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Например, между профсоюзной организацией и работодателем на практике возникают разногласия, связанные с условиями безналичного перечисления работодателем членских профсоюзных взносов на банковский счет профсоюзной организации. И, хотя данный спор возникает между субъектами трудового права, он носит гражданско-правовой характер и рассматривается по правилам, установленным арбитражным процессуальным законодательством.
Особое значение имеет правильное разграничение трудовых и корпоративных споров, рассматриваемых арбитражными судами на основании гл. 28.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ. К числу последних отнесены споры, связанные с назначением или избранием, прекращением, приостановлением полномочий и ответственностью лиц, входящих или входивших в состав органов управления и органов контроля юридического лица, а также споры, возникающие из гражданских правоотношений, между указанными лицами и юридическим лицом в связи с осуществлением, прекращением, приостановлением полномочий указанных лиц; споры об обжаловании решений органов управления юридического лица.
Разногласия между субъектами трудового права по поводу применения существующих условий труда или установления новых условий труда могут разрешаться без какого-либо участия юрисдикционных органов самими сторонами, причем не только в порядке, установленном законом, но и с использованием иных способов, прямо не урегулированных действующим законодательством. Поэтому возможно говорить о том, что трудовые споры могут разрешаться в порядке, не противоречащем закону.
Исходя из вышеизложенного можно предложить следующее определение трудового спора: трудовой спор - разногласия, возникающие между субъектами трудового права по поводу применения существующих условий труда или установления новых условий труда, разрешаемые в порядке, не противоречащем закону.
Трудовые споры относятся к категории общественных разногласий, поэтому они изучаются разными социальными науками.
Все трудовые споры могут быть классифицированы по нескольким основаниям.
Так, они могут различаться: 1) по субъектному составу; 2) по содержанию; 3) по объекту; 4) по подведомственности (порядку разрешения).
1. Прежде всего, все трудовые споры подразделяются на два вида с точки зрения своего субъектного состава. По этому критерию их принято подразделять на споры индивидуальные и споры коллективные.