Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:07, курсовая работа
Актуальность данной работы на сегодняшний день очевидна. Отпуска в полном объёме в настоящее время предоставляются не на всех предприятиях, чем нарушаются нормы трудового законодательства. Многие предприятия перешли в частные руки и являются субъектами предпринимательской деятельности. А целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, притом её размер должен быть как можно выше. А реализация права трудящихся на отпуск требует от работодателей значительных материальных затрат. Экономический кризис, развивающийся в нашей стране, способствует простоям, вынужденным отпускам, повышению количества безработных, в том числе высвобожденных.
Введение
Глава 1. Общие положения об отпусках в трудовом праве РФ
§ 1. Источники правового регулирования отпусков
§ 2. Понятие и значение отпусков
Глава 2. Виды отпусков
§ 1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск
§ 2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
§3. Отпуск без сохранения заработной платы
Заключение
Список использованных источников
2) для организаций, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органом власти субъекта РФ;
3) для организаций, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
Другие организации решают этот вопрос самостоятельно с учетом наличия собственных средств[36].
Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 884 утверждены Правила предоставления ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета[37].
Дополнительный отпуск работникам Севера предусмотрен ст. 321 ТК РФ и ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях[38]».
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 24 календарных дня, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).
Дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней, предоставляемый работникам тех районов Севера, которые не относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, предусмотрен ст. 14 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1. И хотя Трудовой кодекс РФ дополнительного отпуска этим категориям работников не устанавливает, отпуск должен предоставляться, поскольку ст. 116 ТК РФ допускает возможность установления дополнительных отпусков иными федеральными законами. В связи с тем что Трудовым кодексом РФ дополнительный отпуск для работников районов Севера, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки и которые не относятся к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к ним, не предусмотрен, у работодателей возникает вопрос о том, не противоречит ли ст. 14 Закона от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 ТК РФ и, следовательно, подлежит ли она применению?
Действительно, Трудовой кодекс РФ такой отпуск не устанавливает, однако в ст. 116 ТК РФ указано, что дополнительные отпуска могут также предоставляться в случаях, предусмотренных иными федеральными законами (каковым и является Закон от 19 февраля 1993 г. № 4520-1).
Трудовое законодательство не содержит норм, которые бы регулировали вопрос исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск работникам Севера. Поэтому, по моему мнению, при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск работникам Севера, следует руководствоваться положениями ч. 1 и 2 ст. 121 ТК РФ, то есть должен применяется порядок, аналогичный порядку исчисления стажа работы, дающего право на основной отпуск.
При этом в стаж работы включаются только те периоды времени, в которые трудовым договором предусматривалась обязанность работника выполнять определенную трудовую функцию в районах Крайнего Севера, местностях, к ним приравненных, или в иных районах Севера, где установлены районный коэффициент или процентная надбавка.
Дополнительные отпуска работникам Севера предоставляются только по основному месту работы (ч. 1 ст. 287 ТК РФ). Часть 2 ст. 321 ТК РФ, согласно которой общая продолжительность ежегодного отпуска работающим по совместительству устанавливается на общих основаниях, лишь еще раз подчеркивает правило ч. 2 ст. 286 ТК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 286 ТК РФ если на работе по совместительству продолжительность ежегодного отпуска меньше, чем продолжительность отпуска по основной работе, то работающему по совместительству по его просьбе предоставляется отпуск без сохранения заработной платы соответствующей продолжительности[39].
Иногда утверждают, что на дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 321 ТК РФ, ч. 1 ст. 287 ТК РФ не распространяется, поскольку отпуска не относятся к гарантиям и компенсациям. Но это не так. Исходя из формулировки ч. 1 ст. 164 ТК РФ, устанавливающей понятие гарантий, дополнительные отпуска работникам Севера вполне могут быть отнесены к гарантиям.
Часть 1 ст. 116 ТК РФ предусматривает, что дополнительные отпуска, за исключением предусмотренных выше, предоставляются работникам и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, отпуска, предоставляемые лицам, подвергшимся или подвергающимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в других случаях (Закон РСФСР от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС[40]").
Кроме дополнительных отпусков, имеющих компенсационное и защитное назначение, трудовое законодательство предусматривает ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска стимулирующего характера, например за выслугу лет на определенных должностях, за длительный стаж работы в одной и той же организации. Таким образом, в зависимости от конкретной категории работников, назначение дополнительного отпуска разное. Одни имеют целью компенсировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье работника в процессе выполнения трудовых обязанностей, другие — стимулировать длительную работу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями.
Дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска за выслугу лет предусмотрены:
1) за стаж службы в качестве прокурора или следователя, научного или педагогического работника системы прокуратуры РФ (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации[41]");
2) государственным гражданским служащим (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации[42]");
3) с учетом стажа работы судьям (Закон РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации[43]").
Со стажем непрерывной работы связано право на длительный отпуск педагогических работников.
Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (см. ст. 335 ТК, а также Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года[44]).
Если какими-либо нормативными актами, принятыми до введения в действие ТК РФ, кроме федеральных законов, предусмотрены дополнительные отпуска, которые не подпадают ни под одно из оснований предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных ч. 1 ст. 116 ТК РФ (вредные или опасные условия труда, особый характер работы, ненормированный рабочий день и т. д.), то такие дополнительные отпуска в настоящее время работодатели предоставлять не обязаны.
Так, например, решением Верховного Суда РФ от 21 мая 2002 г. № ГКПИ 2002-353 был признан незаконным и недействующим п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» в части установления дополнительного отпуска за многосменный режим работы, решение в этой части оставлено без изменений[45].
Решением Верховного Суда РФ от 17 июля 2003 г. № ГКПИ 2003-595 признан незаконным и недействующим п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 «О неотложных мерах по ускорению погрузки и разгрузки судов и вагонов и закреплению кадров в портах Министерства морского флота», которым были установлены дополнительные отпуска работникам (за непрерывный стаж работы) портов морского флота, занятым на погрузочно-разгрузочных работах. Решение оставлено без изменения[46].
Как указали суды в рассматриваемых ситуациях, ст. 116 ТК РФ не предусматривает таких видов дополнительных отпусков, как дополнительный отпуск за многосменный режим работы или дополнительный отпуск за непрерывный стаж работы, а поэтому п. 6 постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. № 558 и п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. № 194 (в части установления дополнительного отпуска) противоречат ТК РФ и, следовательно, применяться не могут.
Вместе с тем имеются убедительные доводы и в пользу иного решения.
Перечень дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренный статьей 116 ТК РФ, не носит исчерпывающего характера. Перечисляя эти отпуска, данная статья указывает, что дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются и в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно же статье 423 ТК РФ, изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов[47]. Поэтому можно сделать вывод, что дополнительные отпуска, предоставляемые на основании постановлений Правительства СССР, в частности дополнительные отпуска за многосменный режим работы, должны применяться впредь до принятия соответствующих федеральных законов.
Во избежание неоднозначных решений при применении нормативных правовых актов в сфере труда необходимо провести их инвентаризацию и отменить в кратчайшие сроки все акты, утратившие силу в связи с введением в действие ТК РФ.
Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать оплачиваемые дополнительные отпуска для работников (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
Хотя ч. 2 ст. 116 ТК РФ прямо этого не предусматривает, дополнительные отпуска могут быть установлены не только коллективным договором или локальным нормативным актом, но и, например, трудовым договором или соглашением (ст. 9 ТК РФ).
При предоставлении работникам дополнительных отпусков, которые установлены соглашением, коллективным, трудовым договорами, локальными нормативными актами, следует иметь в виду, что затраты работодателя на оплату таких отпусков не могут учитываться в расходах при исчислении налога на прибыль организаций (п. 7 ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК - РФ), п. 24 ст. 270 НК РФ[48]).
Обращу внимание на то, что к расходам организации, учитываемым в целях налогообложения прибыли, не могут быть отнесены затраты не только на предоставление дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством, но и на оплату удлиненных основных отпусков, не предусмотренных трудовым законодательством. Если, например, в организации всем работникам по коллективному договору предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день, то затраты организации на оплату трех дней этого отпуска не будут учтены в расходах по налогу на прибыль.
Ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику один раз не в календарном, а в рабочем году, который исчисляется с момента заключения трудового договора. Поэтому у каждого работника организации рабочий год индивидуален. Для реализации права на ежегодный оплачиваемый отпуск работник должен иметь необходимый стаж.
В связи с возникновением споров, связанных с предоставлением дополнительных отпусков, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что право на такие отпуска имеют работники, перечисленные в ч. 1 ст. 116 Кодекса, а также другие категории работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, коллективными договорами или локальными нормативными актами (ст. 116 ТК). При этом следует иметь в виду, что положения коллективных договоров или соглашений, а также локальных нормативных актов, регулирующие условия и порядок предоставления ежегодных дополнительных отпусков, ухудшающие по сравнению с законодательством о дополнительных отпусках положение работников (например, установление меньшей, чем в соответствующем законодательном акте, продолжительности дополнительного отпуска), не могут применяться судом, поскольку в силу ст. 5 и 8 Кодекса такие условия являются недействительными (п. 58)[49].
Основной проблемой в регулировании ежегодный оплачиваемых отпусков является многочисленность и разрозненность норм, регулирующих данный вид общественных отношений. Помимо ТК РФ существует множество источников, регулирующих различные виды отпусков. Все это значительно осложняет процесс применения законодательства об отпусках. Я считаю, что нужно систематизировать все законодательство об отпусках и принять единый федеральный закон о видах отпусков и порядке их предоставления.
§ 3. Отпуск без сохранения заработной платы
У каждого работника в ходе выполнения трудовой деятельности могут возникнуть обстоятельства, когда ему необходимо не работать несколько рабочих дней (без оплаты) для решения неотложных личных вопросов. Рассмотрим, как этот вопрос решается в трудовом законодательстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 128 ТК РФ по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Следует обратить внимание на слова «может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы», т.е. в данном контексте работодатель рассматривает заявление работника, но не обязан его удовлетворить. Вопрос о том, является ли причина, по которой работник просит предоставить ему такой отпуск, уважительной, решается работодателем. Он же с учетом интересов производства определяет возможность предоставления отпуска в указанное работником время, а также его продолжительность. Следует отметить, что продолжительность такого отпуска законодательством не определена и не ограничена. Она определяется на взаимоприемлемой основе по договоренности между сторонами трудового договора, т.е. между работником и работодателем[50].
За время отпуска без сохранения заработной платы за работником сохраняется место работы (должность). Время отпуска без сохранения заработной платы во всех случаях засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж работника. Однако необходимо иметь в виду, что в стаж работы, дающей право на очередной оплачиваемый отпуск (ст. 121 Трудового кодекса РФ), время предоставляемых по просьбе работника отпусков без сохранения заработной платы, если их общая продолжительность превышает 14 календарных дней в течение рабочего года, не включается. Специалисту кадровой службы организации целесообразно предупредить работника об этом заранее, т.е. до удовлетворения его просьбы и подписания соответствующего приказа по организации.
Отпуск без сохранения заработной платы должен предоставляться в интересах работника, то есть для удовлетворения возникших у него потребностей. Поэтому семейные и иные уважительные обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления отпуска без сохранения заработной платы, должны возникнуть у работника, а не у работодателя. К сожалению, зачастую работодатели в связи с отсутствием объема работ издают приказ о направлении работников в отпуск без сохранения заработной платы. В рассматриваемой ситуации отпуск предоставляется не в интересах работника, он обусловлен отсутствием работы. Обязанность по обеспечению работника работой в соответствии с заключенным трудовым договором лежит на работодателе, который путем направления работников в отпуск без сохранения заработной платы снимает ее с себя и перекладывает бремя неблагоприятных последствий на работников. Хотя в подобной ситуации возникает простой не по вине работника, который должен быть оплачен в соответствии с трудовым законодательством исходя из среднего заработка работника. Получение от работника заявления не освобождает работодателя от обязанности выполнить перед ним свои обязательства, в частности по оплате времени простоя. В соответствии со ст. 9 ТК РФ работодатель не вправе заключать с работником соглашения, ограничивающие права работников, гарантированные в законодательстве. Издание полномочным представителем работодателя приказа о направлении работников в отпуск без сохранения заработной платы и получение от работника заявления об оформлении этого отпуска является письменной сделкой об отпуске без сохранения заработной платы. При заключении и реализации данной сделки нарушаются следующие права работников. Во-первых, право на распоряжение своими способностями к труду, так как работник лишается возможности выполнять избранную им работу с получением соответствующего вознаграждения. Во-вторых, право на получение гарантийных выплат на период невыполнения работодателем обязательств по обеспечению работников работой в соответствии с заключенными трудовыми договорами. В-третьих, право на включение периода отпуска без сохранения заработной платы в части, превышающей четырнадцать календарных дней, в стаж, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Отпуск без сохранения заработной платы при отсутствии страховых платежей в течение календарного месяца может быть исключен и из страхового стажа, тогда как простой не по вине работника подлежит оплате, время такого простоя включается и в стаж, дающий право на отпуск, и в страховой стаж. В связи с изложенным следует сделать вывод о том, что при заключении соглашения между работодателем и работником об отпуске без сохранения заработной платы нарушаются перечисленные права работников, гарантированные законодательством, что позволяет признать такое соглашение противоречащим трудовому законодательству, в частности ст. 9 ТК РФ. Таким образом, предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы на основании их письменных заявлений, но в интересах работодателя, то есть при отсутствии семейных или иных уважительных причин у работника, является нарушением трудового законодательства. Отпуск без сохранения заработной платы должен предоставляться для удовлетворения потребностей работника. Удовлетворение потребностей работника предполагает предоставление единичных отпусков без сохранения заработной платы отдельным работникам, заявившим работодателю о наличии у них уважительных причин использования данного отпуска. Направление работников в массовом порядке в отпуск без сохранения заработной платы с получением от них заявлений об оформлении такого отпуска, наоборот, свидетельствует об отсутствии уважительных причин для предоставления отпуска работникам, а также о простое не по вине работников.