Виды судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание работы

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ1 судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Таким образом, закреплен основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов - исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ2.

Файлы: 1 файл

4681 гот.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

4681

Вариант 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды судов общей  юрисдикции

 

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона  РФ «О судебной системе Российской Федерации»  от 31.12.1996 N 1-ФКЗ1  судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Таким образом, закреплен основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов - исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ2.

Право суда осуществлять правосудие проистекает из действия принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ и предусматривающего, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует самостоятельно и независимо от других, имеет исключительную компетенцию и не вправе вторгаться в компетенцию другой ветви власти.

Согласно ч. 2 ст. 1 указанного закона судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Принцип самостоятельности  и независимости судебной власти означает право судьи действовать в рамках своей компетенции независимо от представителей законодательной, исполнительной властей, руководствуясь исключительно законом.

 

Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона  РФ «О судебной системе Российской Федерации»  судебная власть осуществляется в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Порядок судопроизводства - это та процессуальная форма, в которой суд осуществляет свои полномочия по отправлению правосудия. Такая процессуальная форма различна в системе арбитражных судов, судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным  судам общей юрисдикции относятся:

1) Верховный Суд Российской Федерации;

2) верховные  суды республик, краевые, областные  суды, суды городов федерального  значения, суд автономной области,  суды автономных округов;

3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);

4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;

5) специализированные  суды, полномочия, порядок образования  и деятельности которых устанавливаются  федеральным конституционным законом.

К судам общей  юрисдикции субъектов Российской Федерации  относятся мировые судьи.

Суды общей  юрисдикции имеют трехзвенную систему. Если перечислить  от высшего к  низшему, то получим - Верховный Суд Российской Федерации, областной, краевой, суд республики, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) – районные (городские) суды.

Согласно ст. 126 Конституции РФ  Верховный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В соответствии со ст.  22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации3 (далее ГПК РФ)

Суды общей  юрисдикции рассматривают и разрешают:

1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

2) дела по требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства, в частности, если:

а) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

б) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

в) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

г) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

д) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

е) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

ж) заявлено органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

3) дела, возникающие  из публичных правоотношений:

а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

в) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;

г) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

4) дела особого  производства:

а) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

б) об усыновлении (удочерении) ребенка;

в) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

г) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

д) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

е) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

ж) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

з) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

и) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

к) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

л) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

5) дела об  оспаривании решений третейских  судов и о выдаче исполнительных  листов на принудительное исполнение  решений третейских судов;

6) дела о признании  и приведении в исполнение  решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Ст. 26. Федерального конституционного закона  РФ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность создания специализированных судов.

Специализированные федеральные  суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». А полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

В настоящее время фактически военные суды представляют собой  особо поименованные законом  специализированные суды, которые к  настоящему моменту достаточно четко  оформились в качестве подсистемы в  системе судов общей юрисдикции.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона  РФ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; однако, при этом необходимо отметить, что каждому виду судопроизводства присущи свои особенности, однако основные принципы судопроизводства, так сказать, его исходные начала, едины;

- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; данное правило корреспондируется с нормами соответствующих законов, регламентирующих процедуры гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства

- законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Состав уголовно-исполнительной системы в РФ (органы и учреждения)

Согласно ст. 5. Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"4 уголовно-исполнительная система включает в себя:

1) учреждения, исполняющие  наказания;

2) территориальные  органы уголовно-исполнительной системы;

3) федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий  правоприменительные функции, функции  по контролю и надзору в  сфере исполнения уголовных наказаний  в отношении осужденных (далее  - федеральный орган уголовно-исполнительной  системы).

В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.

Задача 1

Областным судом рассматривалось уголовное  дело по обвинению Савельева в  совершении убийства нескольких человек  с помощью самодельного взрывного  устройства.

В своем  приговоре областной суд указал, что Савельев приговаривается к пожизненному заключению, приговор окончательный и обжалованию не подлежит.

Нарушены  ли в данном случае конституционные  принципы правосудия, какие?

 

Да нарушен принцип права на обжалование процессуальных действий и решений

Право на обжалование действий и решений субъектов, ответственных за ведение дела, закреплено в ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Его сущность сформулирована в следующих положениях закон действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 45.1, 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ, т.е. в апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права  на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. И в этом ст. 19 УПК РФ соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ. Установление положения о прямом применении ст. 46 Конституции РФ способствовало расширению права на судебное обжалование решений, принятых на предварительном следствии и дознании. Развивая конституционные положения, законодатель в УПК РФ существенно изменил регламентацию порядка обжалования действий и решений должностных лиц, обладающих в уголовном процессе властными полномочиями, расширил возможности обжаловать в суд действия и решения органов расследования и прокурора. Право на обжалование в уголовном процессе обеспечивается установлением в нормах УПК РФ порядка и сроков принесения (в ряде случаев - и рассмотрения) жалоб на действия и решения суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя.

Задача 2

Генеральный прокурор РФ при участии научно-исследовательского института прокуратуры подготовил проект закона, усиливающего уголовную  ответственность за ряд тяжких преступлений, и направил его (проект) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ для обсуждения и принятия.

Дайте правовую оценку данной ситуации.

 

Согласно ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации5 (далее УК РФ) уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Информация о работе Виды судов общей юрисдикции