Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:14, контрольная работа
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ1 судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Таким образом, закреплен основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов - исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ2.
4681
Вариант 4
Содержание
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ1 судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Таким образом, закреплен основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов - исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ2.
Право суда осуществлять правосудие проистекает из действия принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ и предусматривающего, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует самостоятельно и независимо от других, имеет исключительную компетенцию и не вправе вторгаться в компетенцию другой ветви власти.
Согласно ч. 2 ст. 1 указанного закона судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.
Принцип самостоятельности и независимости судебной власти означает право судьи действовать в рамках своей компетенции независимо от представителей законодательной, исполнительной властей, руководствуясь исключительно законом.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть осуществляется в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Порядок судопроизводства - это та процессуальная форма, в которой суд осуществляет свои полномочия по отправлению правосудия. Такая процессуальная форма различна в системе арбитражных судов, судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона РФ систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
1) Верховный Суд Российской Федерации;
2) верховные
суды республик, краевые,
3) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее - районные суды);
4) военные суды, полномочия, порядок образования и деятельности которых устанавливаются федеральным конституционным законом;
5) специализированные
суды, полномочия, порядок образования
и деятельности которых
К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.
Суды общей юрисдикции имеют трехзвенную систему. Если перечислить от высшего к низшему, то получим - Верховный Суд Российской Федерации, областной, краевой, суд республики, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) – районные (городские) суды.
Согласно ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации3 (далее ГПК РФ)
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства, в частности, если:
а) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
б) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
в) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
г) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
д) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
е) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;
ж) заявлено органом внутренних дел, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.
3) дела, возникающие из публичных правоотношений:
а) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
б) по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
в) по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ;
г) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
4) дела особого производства:
а) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
б) об усыновлении (удочерении) ребенка;
в) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
г) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
д) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
е) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
ж) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
з) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
и) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
к) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
л) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
5) дела об
оспаривании решений
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Ст. 26. Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрена возможность создания специализированных судов.
Специализированные
В настоящее время фактически военные суды представляют собой особо поименованные законом специализированные суды, которые к настоящему моменту достаточно четко оформились в качестве подсистемы в системе судов общей юрисдикции.
Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации» единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе в Российской Федерации»;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; однако, при этом необходимо отметить, что каждому виду судопроизводства присущи свои особенности, однако основные принципы судопроизводства, так сказать, его исходные начала, едины;
- применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; данное правило корреспондируется с нормами соответствующих законов, регламентирующих процедуры гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства
- законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Согласно ст. 5. Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"4 уголовно-исполнительная система включает в себя:
1) учреждения, исполняющие наказания;
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
3) федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
правоприменительные функции,
В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации.
Областным
судом рассматривалось
В своем
приговоре областной суд
Нарушены ли в данном случае конституционные принципы правосудия, какие?
Да нарушен принцип права на обжалование процессуальных действий и решений
Право на обжалование действий и решений субъектов, ответственных за ведение дела, закреплено в ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ). Его сущность сформулирована в следующих положениях закон действия (бездействие) и решения суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим Кодексом. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном главами 45.1, 47.1, 48.1 и 49 УПК РФ, т.е. в апелляционной, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Из приведенного положения видно, что закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. И в этом ст. 19 УПК РФ соответствует положениям ст. 46 Конституции РФ. Установление положения о прямом применении ст. 46 Конституции РФ способствовало расширению права на судебное обжалование решений, принятых на предварительном следствии и дознании. Развивая конституционные положения, законодатель в УПК РФ существенно изменил регламентацию порядка обжалования действий и решений должностных лиц, обладающих в уголовном процессе властными полномочиями, расширил возможности обжаловать в суд действия и решения органов расследования и прокурора. Право на обжалование в уголовном процессе обеспечивается установлением в нормах УПК РФ порядка и сроков принесения (в ряде случаев - и рассмотрения) жалоб на действия и решения суда, судьи, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя.
Генеральный
прокурор РФ при участии научно-
Дайте правовую оценку данной ситуации.
Согласно ст. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации5 (далее УК РФ) уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.