Закон об охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:21, реферат

Описание работы

Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

Содержание работы

Введение
1Понятие и значение охраны труда
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бжд.docx

— 31.94 Кб (Скачать файл)

Правовое значение охраны труда в том, что:

- она способствует работе  по способностям с учетом тяжести  условий труда, физиологических  особенностей женского организма,  его материнской функции и  психофизиологических особенностей  организма подростков, уровня трудоспособности  инвалидов;

- правовой статус гражданина  включает основное его право  на охрану труда и юридические  статусные гарантии этого права  не только в процессе трудовой  деятельности, но и при приеме  на работу лиц, требующих особой  защиты. Так, нельзя принимать  женщин, подростков на противопоказанные  для них по медицинским основаниям  работы;

- вопросы охраны труда  являются объектом организационно-управленческих  отношений трудового коллектива  и профкома с администрацией, работодателем, а также социально-партнерских  отношений на федеральном, отраслевом, региональном, профессиональном и  территориальном уровнях;

- она является важнейшим  элементом трудового правоотношения  работника с работодателем, по  которому работодатель (администрация)  обязан обеспечить охрану труда  на рабочем месте работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Хорошо известно, что мало провозгласить какие-либо права, главное - претворять их в жизнь. Не секрет, что  Россия в настоящее время находится  далеко не на первом месте по уровню жизни и ряд социально-экономических  прав человека государство практически  не может обеспечить.

Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы  процедур и механизмов защиты.

Государственный надзор и  контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов и функционирует на основе нормативного акта. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:

- беспрепятственно в любое  время суток при наличии удостоверений  установленного образца посещать  в целях проведения инспекции  организации всех организационно-правовых  форм;

- запрашивать и безвозмездно  получать от руководителей и  иных должностных лиц организации,  органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения  надзорных и контрольных функций;

- изымать для анализа  образцы используемых или обрабатываемых  материалов и веществ;

- расследовать в установленном  порядке несчастные случаи на  производстве;

- предъявлять руководителям  и иным должностным лицам организаций  обязательные для исполнения  предписания об устранении нарушений  законодательства об охране труда,  о привлечении виновных в указанных  нарушениях к дисциплинарной  ответственности или об отстранении  их от должности в установленном  порядке;

- приостанавливать работу  организаций, отдельных производственных  подразделений и оборудования  при выявлении нарушений требований  охраны труда, которые создают  угрозу жизни и здоровью работников  до устранения указанных нарушений;

- отстранять от работы  лиц, не прошедших в установленном  порядке обучение безопасным  методам и приемам выполнения  работ, инструктаж по охране  труда, стажировку на рабочих  местах и проверку знаний требований  охраны труда;

- запрещать использование  и производство не имеющих  сертификатов соответствия или  не соответствующих требованиям  охраны труда средств индивидуальной  и коллективной защиты работника;

- привлекать к административной  ответственности в порядке, установленном  законодательством РФ, лиц виновных  в нарушении требований охраны  труда, при необходимости приглашать  их в инспекцию труда в связи  с находящимися в производстве  делами и материалом, а также  направлять в правоохранительные  органы материалы о привлечении  указанных лиц к уголовной  ответственности;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. Государственные инспектора труда несут ответственность  за противоправные действия или бездействие  в соответствии с законодательством  РФ. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всероссийской  государственной экспертизой условий  труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ.

Задачами государственной  экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной  труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью  предоставления компенсаций за тяжелую  работу с вредными или опасными условиями  труда, а также подготовка предложений  об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ  по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм, запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда документацию.

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками предприятий представительных органов. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;

- проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности работников  организации;

- принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний, а также осуществлять  их самостоятельное расследование;

- получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организации об условиях  и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять требования  о приостановлении работ в  случаях угрозы жизни и здоровью  работников;

- осуществлять выдачу  работодателям обязательных к  рассмотрению представлений об  устранении выявленных нарушений  требований охраны труда;

- осуществлять проверку  условий и охраны труда, выполнения  обязательств работодателей по  охране труда, предусмотренных  коллективными договорами и соглашениями;

- принимать участие в  работе комиссии по испытаниям  и приемке в эксплуатацию производственных  объектов и средств производства  в качестве независимых экспертов;  принимать участие в разработке  проектов подзаконных нормативных  правовых актов об охране труда,  а также согласовывать их в  установленном Правительством РФ  порядке;

- обращаться в соответствующие  органы с требованиями о привлечении  к ответственности лиц, виноватых  в нарушении требований охраны  труда, сокрытии фактов несчастных  случаев на производстве;

- принимать участие в  рассмотрении трудовых споров  связанных с нарушением законодательства  об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными  договорами и соглашениями, а  также с изменениями условий  труда.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками  представительных органов имеют  право беспрепятственно проверять  в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений.

 

Заключение

Несмотря на принимаемые  меры, обстановка в стране с охраной  труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.

Занятость и безработица  являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в  сфере занятости в России специалисты  характеризуют как кризисную. Это  вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства и  т.д.

Безработица в России приобрела  массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются  на предприятиях военно-промышленного  комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь  пополняют армию безработных  граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие  детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.

Многие работодатели и  руководители предприятий и организаций  в погоне за прибылью в нарушение  требований закона не создают на рабочих  местах здоровые и безопасные условия  труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной  и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования  несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым  и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной  труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.

Таким образом, я считаю, что государственную политику по охране труда стоит развивать  далее, определив конкретные механизмы (гарантии) реализации трудовых прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25.07.2003 г.

2. ФЗ от 17 июля 1999 г. №  181 «Об основах охраны труда  в РФ».

3. Комментарии к Трудовому  Кодексу Российской Федерации. - М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2002

4. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

5. Гапоненко В.Ф., Михайлов  Ф.Н. Трудовое право, - М.: ЮНИТИ, 2002. - 463 с.

6. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право /конспект лекций/, - М.: ПРИОР, 2001. - 112 с.

7. Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. и дополн./, - М.: Издательская группа «Проспект», 2000. - 447 с.


Информация о работе Закон об охране труда