Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:21, реферат
Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.
Введение
1Понятие и значение охраны труда
2. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Заключение
Список литературы
Правовое значение охраны труда в том, что:
- она способствует работе
по способностям с учетом
- правовой статус гражданина
включает основное его право
на охрану труда и юридические
статусные гарантии этого
- вопросы охраны труда
являются объектом
- она является важнейшим
элементом трудового
2.Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда
Хорошо известно, что мало
провозгласить какие-либо права, главное
- претворять их в жизнь. Не секрет, что
Россия в настоящее время находится
далеко не на первом месте по уровню
жизни и ряд социально-
Причин нарушений прав в сфере труда немало. Одна из них - отсутствие строгой системы процедур и механизмов защиты.
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда - единой федеральной централизованной системой государственных органов и функционирует на основе нормативного акта. Положение о федеральной инспекции труда утверждается Правительством РФ. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право:
- беспрепятственно в любое
время суток при наличии
- запрашивать и безвозмездно
получать от руководителей и
иных должностных лиц
- изымать для анализа
образцы используемых или
- расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
- предъявлять руководителям
и иным должностным лицам
- приостанавливать работу
организаций, отдельных
- отстранять от работы
лиц, не прошедших в
- запрещать использование
и производство не имеющих
сертификатов соответствия или
не соответствующих
- привлекать к административной
ответственности в порядке,
- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством РФ. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с федеральной инспекцией труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.
Государственная экспертиза
условий труда осуществляется Всероссийской
государственной экспертизой
Задачами государственной
экспертизы условий труда являются
контроль за условиями и охраной
труда, качеством проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, правильностью
предоставления компенсаций за тяжелую
работу с вредными или опасными условиями
труда, а также подготовка предложений
об отнесении организаций к классу
профессионального риска в
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками, представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками предприятий представительных органов. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
- проводить независимую
экспертизу условий труда и
обеспечения безопасности
- принимать участие в
расследовании несчастных
- получать информацию
от руководителей и иных
- предъявлять требования
о приостановлении работ в
случаях угрозы жизни и
- осуществлять выдачу
работодателям обязательных к
рассмотрению представлений об
устранении выявленных
- осуществлять проверку
условий и охраны труда,
- принимать участие в
работе комиссии по испытаниям
и приемке в эксплуатацию
- обращаться в соответствующие
органы с требованиями о
- принимать участие в
рассмотрении трудовых споров
связанных с нарушением
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений.
Заключение
Несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.
Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства и т.д.
Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.
Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.
Таким образом, я считаю, что государственную политику по охране труда стоит развивать далее, определив конкретные механизмы (гарантии) реализации трудовых прав.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп. от 25.07.2003 г.
2. ФЗ от 17 июля 1999 г. № 181 «Об основах охраны труда в РФ».
3. Комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации. - М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2002
4. Кодекс Российской Федерации
об административных
5. Гапоненко В.Ф., Михайлов Ф.Н. Трудовое право, - М.: ЮНИТИ, 2002. - 463 с.
6. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право /конспект лекций/, - М.: ПРИОР, 2001. - 112 с.
7. Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. и дополн./, - М.: Издательская группа «Проспект», 2000. - 447 с.