Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 04:24, курсовая работа
Описание работы
Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПРАВА..................................5 1.1. Зарождение трудового права.................................................................5 1.2. Советское трудовое право.................................................................... 9 ГЛАВА II. ТРУДОВОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................16 2.1. Законодательство о труде в Российской Федерации........................16 2.2. Проблемы в сфере трудового права...................................................18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................23 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……....
С правовой точки зрения проблема
существования неформальных трудовых
отношений влечет за собой снижение уровня
гарантий прав работающих, а также сложности
с определением правового статуса лица,
обратившегося в государственные органы
по вопросам занятости за содействием
в трудоустройстве (в частности, возникают
затруднения при решении вопроса о том,
относится ли гражданин к категории занятых).
Современный рынок труда в России
характеризуется также рядом других не
менее важных проблем (постоянным ростом
безработицы, наличием трудностей в трудоустройстве
граждан, особенно наиболее нуждающихся
в повышенной социальной защите). Таким
образом, несмотря на благополучные, на
первый взгляд статистические оценки
уровня безработицы, можно с определенной
степенью уверенности полагать, что проблема
безработицы в России относится к разряду
глобальных.
Необходимость вмешательства
государства в сферу занятости и трудоустройства,
в том числе посредством разработки правовых
норм, вызвана также ростом миграции в
России. Согласно статистическим данным,
только в 2008 году общая численность прибывших
в РФ граждан в целях постоянного проживания
составляла 256,3 тысячи человек, в то время
как покинули Россию всего лишь 45,5 тысячи
человек. На практике очень сложно определить
конкретное число мигрантов, которые приезжают
в Россию и претендуют на рабочие места,
особенно если принять во внимание существование
нелегальной миграции с целью временного
трудоустройства, которое, как правило,
не оформляется юридически. Бесспорным
остается лишь факт общего роста миграции
в Российскую Федерацию и, как следствие,
существования проблем в сфере трудоустройства
мигрантов.
Закрепление гарантий прав
граждан в сфере трудоустройства приобретает
особую актуальность в России и в связи
с деятельностью негосударственных агентств
по трудоустройству. Создание негосударственной
системы трудового посредничества в России
относят к началу 1990-х годов. В настоящее
время в Российской Федерации насчитывается
более 250 негосударственных агентств по
трудоустройству.
Следует признать, что складывающиеся
общественные отношения с участием негосударственных
агентств по трудоустройству не урегулированы
в достаточной степени законодательством.
Вместе с тем необходимость вмешательства
права (и особенно - трудового) в данную
сферу общественных отношений объективно
существует. Так, практически всеми агентствами
применяются различные тесты для отбора
персонала, требования, к проведению которых
не установлены законодательством. В целях
разработки более эффективных соответствующих
правовых мер полезно изучить опыт зарубежных
стран, где существуют специальные правовые
нормы, направленные на регулирование
процесса отбора кадров, как работодателями,
так и негосударственными агентствами.
Так, например, Германское гражданское
уложение запрещает (за рядом исключений)
сообщать о вакансиях только для мужчин
или только для женщин. Подобные требования
нередко предъявляются российскими негосударственными
агентствами по трудоустройству.
Существует еще одна важная
проблема, связанная с деятельностью негосударственных
агентств по трудоустройству, которая
также обойдена вниманием российского
законодателя. В последнее время широко
распространенная за рубежом практика
"временного трудоустройства" (temporary
employment) начинает применяться и в России.
Речь идет о так называемых "треугольных
отношениях", одной из сторон которых
выступает агентство, предоставляющее
работу лицу, которое заключает договор
с агентством, а не с организацией-работодателем.
И хотя сегодня практика "временного
трудоустройства" не особо распространена
на российском рынке труда, надежды на
то, что "временное трудоустройство"
представляет собой одно из наиболее прибыльных
направлений деятельности негосударственных
агентств по трудоустройству в будущем,
неоднократно высказывались работниками
таких агентств. Следовательно, широко
обсуждаемая за рубежом (в том числе и
на уровне МОТ) проблема гарантий социально-трудовых
прав лиц, работающих на условиях временного
трудоустройства, в скором времени может
коснуться и России. Вместе с тем состояние
правового регулирования общественных
отношений с участием негосударственных
агентств по трудоустройству является
неудовлетворительным, если не сказать,
что оно характеризуется весьма существенными
пробелами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проделанной работе, сделаем
выводы по теме исследования.
В основном история трудового
права - это история борьбы работников
за свои права, которая тем или иным образом
находила в разное время закрепление в
действующем законодательстве. В ответ
на злоупотребление работодателей своей
организационной властью, работники шли
по пути объединения и представительства.
Трудовое законодательство
России как специфическая отрасль играет
особую роль в обществе. Оно призвано,
с одной стороны, осуществлять в полной
мере функцию социальной защиты, а с другой
- обеспечивать эффективное развитие производства
или, во всяком случае, не препятствовать
этому. Следует подчеркнуть, что за время
своего существования законодательство
о труде оставалось правом социальной
защиты работника, на том или ином этапе
менялись лишь приоритеты. В зависимости
от потребностей экономики и социально-экономической
политики государства на первое место
выдвигалась либо социальная либо производственная
функция трудового права.
Оценивая современный этап
развития трудовых правоотношений в нашей
стране нельзя не отметить наличие динамичного
процесса реформирования трудового законодательства.
Вместе с тем в трудовом законодательстве
имеется много пробелов, противоречий,
неясных или неточных формулировок, что
вызывает определенные сложности в практике
его применения и, как следствие нарушения
прав и законных интересов работников.
Подводя итоги краткому историческому
анализу становления и развития трудового
права, можно отметить следующее.
Каждая ступень развития трудового
права имела и достоинства и недостатки.
Но главное, что оно не останавливалось,
а развивалось с каждым новым этапом. Сейчас
мы имеем достаточную основу для дальнейшего
успешного развития трудового права.
Эффективность института трудового
права можно будет оценить только спустя
некоторое время.
В качестве итога можно выделить
тенденцию развития трудового законодательства
- это поиск адекватных правовых механизмов
для достижения установленных в ст. 1 Трудового
кодекса Российской Федерации целей в
условиях становления постиндустриального
общества с его новыми социальными технологиями
и интеграции России в мировые глобальные
процессы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Анисимов Л.М. Новое в трудовом законодательстве // М., ЗАО Юстицинформ, 2007
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991.
№ 18. Ст. 565.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. №
17. Ст. 890.
Ершова Е.А. Трудовое право России
// Статут, 2007.
Закон «О найме рабочих и правилах
надзора за фабричными заведениями» от
3.06.1886.
Кодекс законов о труде РСФСР
1918 года (утратил силу) // Собрание узаконений
и распоряжений Рабочего и Крестьянского
Правительства РСФСР. 1918. № 87 - 88. Ст. 905.
Кодекс законов о труде РСФСР
от 30.10.1922 (утратил силу) // Собрание узаконений
и распоряжений Рабочего и Крестьянского
Правительства РСФСР. 1922. № 70. Ст. 903.
Кодекс законов о труде Совета
РСФСР от 09.12.1971 (утратил силу) // Ведомости
Верховного Совета СССР. 1971. № 50. Ст. 1007.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета, № 237, 25.12.1993.
Лушникова М.В., Лушников А.М.
Очерки теории трудового права. СПб., 2006.
Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах.
Основы законодательства Союза
ССР и союзных республик от 23.11.1989(утратил
силу) // Ведомости Верховного Совета СССР.
Собрание законодательства
РФ. 1995. № 48. Ст. 4557.
Собрание законодательства
РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
Собрание законодательства
РФ. 1999. № 29. Ст. 3702.
Трудовой кодекс Российской
Федерации от 1.02.2002г.
Трудовое право России: проблемы
теории: Коллективная монография. Екатеринбург,
2006.
Указ Президиума Верховного
Совета СССР от 30.06.1945г.