Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 05:56, контрольная работа
Эффективное управление поведением работника в процессе труда возможно лишь при наличии достоверных сведений о его личности, представленных в достаточном объеме. В Трудовом кодексе РФ это обстоятельство нашло четкое закрепление. В специальной главе кодифицированного закона о труде работодателю разрешено получать, хранить, комбинировать, использовать персональные данные нанятого им работника. Законодатель установил общие требования к обработке персональных данных работника и определил гарантии их защиты. В современных социально-экономических условиях в связи с формированием в стране рыночной экономики и обострением социальных проблем роль защиты персональных данных работника значительно возрастает.
Так, приказом НКВД СССР от 29 декабря 1939 г. было предписано стенографировать все без исключения международные телефонные разговоры сотрудников иностранных посольств и иностранных корреспондентов, а также решением директивных органов была введена цензура всей входящей и исходящей международной корреспонденции.
Не только международные связи контролировались органами государственной безопасности, внутри государства «большое место в контроле над человеком и обществом отводилось деятельности по использованию осведомителей».
Несмотря на очевидное нарушение такой практикой права на неприкосновенность частной жизни, подобные действия оправдываются государствами как необходимые меры обеспечения безопасности.
Уже в 1940-е гг., с расширением репрессивно-карательной политики по отношению к инакомыслящим, с ужесточением тоталитарного режима, проблема прав человека фактически была «закрыта».
Вновь вопрос о правах человека был поднят только в период политической «оттепели» конца 1950-х - начала 1960-х гг., когда в СССР появились первые теоретические исследования по политическим и правовым учениям.
В 1977 г. в связи с ратификацией Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. была принята новая Конституция СССР. Конституция СССР 1977 г. стала первой и единственной за весь советский период конституцией, включавшей в отдельном разделе стандартный для развитых европейских стран комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Статьями 54-56 Конституции СССР 1977 г. гражданам были гарантированы неприкосновенность личности, жилища, а также охрана законом личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. В ст. 57 Конституции СССР 1977 г. было оговорено, что уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Впервые в России право на неприкосновенность частной жизни как самостоятельное право было сформулировано в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой накануне распада союзного государства Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года. В ней предусматривается запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Впоследствии данная норма будет закреплена в Конституции РФ 1993 года.
В 1995 году Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ впервые было законодательно закреплено понятие персональных данных. Согласно статье 2 указанного Федерального закона персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность. Кроме того, указанным законом устанавливались общие принципы сбора, использования информации о гражданах, согласно этому закону персональные данные были отнесены к информации конфиденциального характера.
Следует отметить, что разработка специального закона о защите персональной информации, началась в России еще до принятия Директивы Европейского Парламента и Совета Европы 95/46/ЕС 24 октября 1995 г. «О защите личности в отношениях обработки персональных данных и свободном обращении этих данных». Первоначальный проект закона с рабочим названием «Об информации персонального характера» разрабатывался в 1998 г. в Комитете по информационной политике и связи Государственной Думы РФ при участии рабочей группы экспертов в сфере информационного законодательства. Однако этот проект закона так и не был рассмотрен в Государственной Думе РФ. Затем по истечении более чем двух лет в Совете Безопасности РФ была сформирована другая рабочая группа, которой и был подготовлен проект принятого впоследствии Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 г. №152-ФЗ.
Основополагающие нормы, регулирующие отношения по поводу персональных данных, содержатся в Федеральном законе «О персональных данных». В соответствии с п. 1 ст. 3 этого Закона персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 Г. К РФ под персональными данными работника понимается информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника. Оценочный характер данного определения отражает лишь общий подход законодателя к категории персональных данных работника. Работодатель может собирать и обрабатывать не любую информацию о лице, являющемся его работником, а лишь ту, которая непосредственно связана с его трудовым правоотношением.
1.3Общие требования
к обработке персональных
Концентрация у работодателя персонифицированной информации (персональных данных) о работнике предполагает ее обработку. По определению, данному в ч. 2 ст. 85 ТК РФ, обработка персональных данных - это получение, хранение, комбинирование, передача или любое другое использование персональных данных работника.
Из этой дефиниции следует, что обработка персональных данных работника охватывает все стадии работы с информацией о работнике - от получения и до передачи ее другим лицам.
Общие требования, подлежащие соблюдению при обработке персональных данных работника, а также гарантии их защиты установлены в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ст. 86 ТК РФ, которая включает в себя девять пунктов, каждый из которых формулирует одно из требований, отнесенных к категории общих.
Так, п. 1 ст. 86 ТК РФ требует, чтобы обработка персональных данных работника осуществлялась исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества. Аналогичным образом решается вопрос о целях сбора персональных данных и в системе государственной службы. Так, в утвержденном Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. №609 Положении о персональных данных государственного гражданского служащего Российской федерации и ведении его личного дела на этот счет сказано, что при получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать требования, перечень которых приводится в ст. 5 данного Указа.
Первое из таких требований гласит, что обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации, в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей.
Пункт 2 ст. 86 ТК РФ устанавливает, что при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Данное требование следует рассматривать как ограничивающее право работодателя самому определять объем и характер сведений о работника, которые необходимы ему для организации эффективных трудовых отношений с работником. Собирая информацию о работнике, работодатель не должен выходить за пределы, установленные Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Так, работодатель не должен нарушать гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина и требовать от работника информацию, нарушающую его право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 23), самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность (ст. 26).
В Трудовом кодексе Российской Федерации объем и характер персональной информации о работнике, которую работодатель должен получить, определяются ст. 65, которая устанавливает перечень документов, представляемых гражданином работодателю при поступлении на работу, и запрещает требовать от лица, поступающего на работу, иные документы помимо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Как уже отмечалось, из этих документов работодатель может почерпнуть информацию о фамилии, имени, отчестве работника, его возрасте, дате и месте рождения, месте жительства, о наличии или отсутствии у него детей, семейных обязанностей, о трудовом стаже, регистрации в системе государственного пенсионного страхования, состоянии на воинском учете, об образовании, квалификации, наличии специальных знаний и т.д.
2. Порядок работы
с конфиденциальными
Конфиденциальными называются документы, содержащие сведения, известные только определенному кругу лиц, не подлежащие огласке, доступ к которым ограничен.
К конфиденциальным относятся документы, имеющие гриф ограничения доступа: «конфиденциально», «коммерческая тайна», «для служебного пользования».
Законодательством РФ предусмотрена ответственность за несанкционированный доступ, разглашение или продажу сведений, имеющих подобные грифы.
Сотрудники, допущенные к конфиденциальным документам, должны пройти инструктаж и ознакомиться с инструкцией по работе с конфиденциальными документами.
Организация делопроизводства, обеспечивающего сохранность и учет конфиденциальных документов, предусматривает:
-назначение должностного лица, ответственного за их учет, хранение и использование;
-порядок подготовки и размножения документов;
-отдельную регистрацию документов;
-формирование дел;
-организацию выдачи и хранения документов;
-проверку наличия документов;
-архивное хранение и порядок уничтожения.
Отпечатанные и подписанные документы передаются для регистрации должностному лицу, ответственному за их учет. Черновики, варианты документа, файлы уничтожаются с подтверждением факта уничтожения записью на копии документа.
Размножение конфиденциальных документов производится:
-с разрешения руководства предприятия;
-с ограниченным количеством копий;
-в специально выделенном помещении;
-в присутствии должностного лица, ответственного за документ;
-с немедленным уничтожением бракованных копий.
Конфиденциальные документы должны регистрироваться отдельно от остальной документации в «Журнале регистрации конфиденциальных документов».
Листы журналов регистрации нумеруются, прошиваются, опечатываются, указывается их общее количество (цифрами и прописью) в заверительном листе.
Все поступающие конфиденциальные документы принимаются и вскрываются специально назначенным должностным лицом.
При поступлении проверяется: количество листов; количество экземпляров; наличие приложений к документу.
Конфиденциальные документы формируются в отдельное дело, которое должно иметь: гриф ограничения доступа; список сотрудников, имеющих право пользоваться этим делом; нумерацию листов; внутреннюю опись документов; заверительный лист.
Хранение дел с конфиденциальными документами производится в опечатываемом сейфе, в специально отведенном помещении, оснащенном средствами охраны.
Выдача и возврат конфиденциальных документов должны отражаться в «Журнале учета выдачи конфиденциальных документов».
При выдаче документа сверяется номер документа с номером в журнале; сверяется количество листов; ставится подпись получателя документа и дата.
При возврате документа сверяется номер документа с номером в журнале; сверяется количество листов; ставится отметка о возврате; ставится подпись получателя документа и дата возврата.
Запрещается:
-изъятие конфиденциальных документов из дел;
-перемещение их одного
дела в другое без разрешения
руководства и отметок в «
-несанкционированный вынос
конфиденциальных документов
Проверка наличия конфиденциальных документов проводится с целью обеспечения их сохранности; предотвращения утечки конфиденциальной информации.
При установлении факта утраты конфиденциального документа:
-ставится в известность руководитель предприятия:
-служба безопасности;
-принимаются меры к розыску документа.
На утерянный документ составляется акт, вносится соответствующая отметка об утрате в «Журнале регистрации конфиденциальных документов».
Экспертная комиссия предприятия ежегодно отбирает конфиденциальные документы для архивного хранения или уничтожения.
Архивное хранение конфиденциальных документов производится в опечатанных коробках, в помещениях, исключающих несанкционированный доступ.
Уничтожение конфиденциальных документов производится с составлением акта, утверждаемого руководителем предприятия; в присутствии комиссии; с помощью специальной машины (шредера) или иным способом, исключающим возможность восстановления имеющейся в них информации.
2.1 Работа кадровой службы с персональными данными
Специфика защиты персональных данных лиц, осуществляющих свою профессиональную деятельность на основании трудового договора, проявляется в том, что основополагающие требования по обработке персональных данных устанавливаются нормами федерального законодательства, а порядок осуществления отдельных операций с персональными данными работника (сбор, хранение, использование, распространение) может детализироваться в локальных правовых актах. В соответствии с абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ за работодателями закреплено право принимать локальные нормативно-правовые акты, в которых могут быть отражены вопросы защиты конфиденциальной информации.