Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 12:06, реферат
Актуальность защиты трудовых прав работников обусловлена изменениями в социально-экономическом устройстве страны и связанным с этим реформированием трудового законодательства. С переходом к рыночным отношениям увеличилось число нарушений трудовых прав работников. В то же время построение правового социального государства невозможно без совершенствования юридических гарантий осуществления трудовых прав работников и форм их защиты.
Деятельность этих органов представляет собой одну из основных правовых форм государственной деятельности, а в отдельных ее компонентах она выступает как правоохранительная деятельность, в том числе при реализации органами государственного надзора и контроля полномочий по привлечению к административной ответственности. Однако отношения по привлечению к административной ответственности не входят в предмет трудового права. Государственный контроль является одной из функций правового регулирования, призванных обеспечить соблюдение прав и законных интересов работников. Следует заметить, что контроль, выступая в качестве компонента правоохранительной деятельности, играет важную роль в обеспечении государственной дисциплины, законности и правопорядка в тех или иных сферах общественных отношений, реализуя специфические функции.
В сфере трудовых отношений сущность государственного надзора и контроля проявляется в установлении соответствия решений работодателя нормам трудового законодательства, а случае их несоответствия - в принятии мер по приведению указанных решений в соответствие с законом. Так, например, реализация полномочий, возложенных на Федеральную инспекцию труда, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст.356) должна способствовать предотвращению нарушению трудовых прав граждан, сокращению травматизма на производстве. Предупреждение и профилактика правонарушений в обществе могут реализовываться только в ходе деятельности по надзору и контролю.
Некоторые исследователи считают, что надзор и контроль - это различные формы проверочной деятельности уполномоченных на то общественных и государственных органов12. Подчеркнем еще раз, что данный вид деятельности становится защитой трудовых прав после устранения выявленных в результате проверочной деятельности прав и законных интересов работников.
Надзор и контроль следует рассматривать как единую функцию, направленную на защиту трудовых прав работников от нарушений со стороны работодателя. Данная функция может быть реализована в двух направлениях:
1) при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением трудовых прав работников;
2) при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права. Единство данной функции позволяет полномочным государственным органам при установлении профсоюзом фактов нарушения трудовых прав работников принимать к работодателю, допустившему такие нарушения, соответствующие меры принуждения без проведения дополнительной проверки.
2. Органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
Государственный надзор и контроль как форма защиты трудовых прав предполагает осуществление деятельности, в результате которой будет издан обязательный для работодателя правоприменительный акт об устранении допущенных им нарушений трудовых прав работников. Деятельность по надзору и контролю осуществляется различными органами, которые могут применять как отдельные нормы трудового законодательства, так и проводить проверку соблюдения всех имеющихся в его содержании правил. Поэтому данная деятельность протекает в различных формах13.
Во-первых, государственный контроль органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права. В соответствии с частью 4 статьи 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным применением норм трудового права осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Следовательно, органы прокуратуры могут быть субъектами отношений по соблюдению норм трудового права. В рамках этих отношений они могут выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. Так, например, деятельность органов прокуратуры за соблюдением норм трудового права может быть оформлена в виде протеста либо представления. Данные акты следует признать правоприменительными, они обязательны для исполнения.
Во-вторых, формой государственного контроля и надзора за соблюдением норм трудового права должна быть признана деятельность органов Федеральной инспекции труда.
На основании статей 356-357 ТК РФ должностные лица государственной инспекции труда могут не только выявлять нарушения трудового законодательства, но и принимать меры по их устранению. В частности, государственный инспектор труда может предъявить работодателю и его представителю обязательные для исполнения предписания о восстановлении трудовых прав работников. Такие предписания также являются правоприменительным актом, обязательным для исполнения.
В-третьих, формой государственного надзора и контроля в части 3 статьи 353 ТК РФ назван внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемый в подведомственных организациях федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных Федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный вид деятельности также может быть оформлен в виде приказа, обязательного для исполнения нижестоящими организациями и должностными лицами.
В-четвертых, формой государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности и его территориальных органов. Данный вид надзора осуществляется в отдельных отраслях промышленности на отдельных объектах. При его осуществлении должностные лица также могут не только выявлять нарушения норм трудового права, но и выдавать обязательные для исполнения указания (предписание).
В-пятых, формой государственного надзора и контроля может быть признана деятельность федерального органа исполнительной власти в области энергетического надзора, который осуществляет функцию по надзору и контролю в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В этих отношениях должностные лица также вправе выдавать предписания об устранении нарушений эксплуатации указанных установок и сетей, что позволяет устранить нарушение трудовых прав работников, выполняющих трудовую функцию.
В-шестых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В рамках указанных отношений должностные лица данного органа вправе выдавать предписания в пределах имеющихся у них полномочий по устранению нарушений норм трудового права, что может повлечь за собой восстановление нарушенных прав работников. Такие предписания являются обязательными для исполнения, то есть их следует признать правоприменительными актами.
В-седьмых, формой государственного надзора и контроля следует признать деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функцию по надзору и контролю в сфере безопасности при использовании атомной энергии. При осуществлении данного вида деятельности лица, осуществляющие надзор в сфере безопасности при использовании атомной энергии, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях. Осуществление данного надзора влечет возникновение отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях должностные лица вправе выдавать обязательные для исполнения предписания, что влечет возникновение у работодателя обязанности по их исполнению.
Следовательно, государственный надзор и контроль является одним из способов защиты трудовых прав работников, использование которого приводит к возникновению отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права. В этих отношениях может получить процессуальное оформление устранение допущенных работодателем нарушений трудовых прав работников. Однако функцию по защите трудовых прав государственный надзор и контроль выполняет только после реального восстановления трудовых прав, что предполагает принудительное исполнение решений органов государственного надзора и контроля по устранению выявленных ими нарушений трудовых прав и законных интересов работников14.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой вид государственной деятельности за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовых отношений, что, в свою очередь, является одним из направлений выполнения государством социальных функций. Кроме того, характеризуя надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства как выполнение данной функции всеми органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников, необходимо, на наш взгляд, говорить о существующем взаимодействии органов государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права с целью соблюдения работодателем установленных государством социальных стандартов в сфере труда.
В связи с изложенным государственный контроль и надзор за соблюдением норм трудового права следует рассматривать как совокупность следующих особенностей:
осуществление деятельности полномочными государственными органами;
возможность осуществления этой деятельности исключительно в рамках отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;
наличие самостоятельных оснований возникновения, изменения и прекращения отношений по государственному надзору и контролю за соблюдением норм трудового права;
достижение самостоятельной правовой цели - обеспечения соблюдения трудовых прав и законных интересов работников.
Подчеркнем еще раз, что защитой трудовых прав данный вид деятельности может быть признан только после реального устранения допущенных работодателем нарушений прав и законных интересов работников.
Очевидно, что судебной защитой трудовых прав могут воспользоваться работники и работодатели. Тогда как государственный надзор и контроль осуществляется за деятельностью работодателя с целью исключения из нее нарушенных трудовых прав и законных интересов работников. Поэтому самостоятельной целью этой деятельности является обеспечение полномочными государственными органами соблюдения трудовых прав и законных интересов работников15.
Трудовой кодекс РФ (в ред. от 09.05.2005 № 45-ФЗ) справедливо вызывал немало нареканий. В частности, он во многом не обеспечивал эффективную защиту трудовых прав работников и работодателей, в том числе судебную. В новой редакции законодатель попытался несколько исправить ситуацию.
Примером недостатков прежней редакции Трудового кодекса (от 09.05.2005) в вопросах, касающихся защиты трудовых прав, может служить ст.352. Она содержала закрытый перечень основных способов защиты трудовых прав, причем только работников. Ни способы защиты трудовых прав работодателей, ни судебная защита трудовых прав закреплены в ней не были. В таком виде данная статья вступала в явное противоречие по меньшей мере с двумя конституционными нормами.
Часть 2 ст.45 Конституции РФ (Основной Закон) предусматривает, что каждый вправе защищать свои права и свободы (в том числе в сфере труда) всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, Основной Закон (в отличие от Трудового кодекса РФ) исходит из открытости, неограниченности перечня способов защиты прав и свобод. Способы защиты могут быть любыми, главное - чтобы они не были прямо запрещены законом.
Часть 1 ст.46 Конституции РФ, в свою очередь, устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. То есть Основной Закон страны рассматривает судебную защиту в качестве приоритетного способа обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод (в том числе в сфере труда), поскольку именно право на судебную защиту не просто предоставляется, а гарантируется каждому в России.
Как выглядит ст.352 ТК РФ в новой редакции? Прежде всего, более широко сформулированы названия указанной статьи и всего раздел XIII. Теперь, если исходить из названий, раздел XIII и ст.352 ТК РФ посвящены способам защиты трудовых прав и свобод как таковых, то есть должны касаться работников, работодателей и других участников трудовых отношений.
Кроме того, в ч.1 данной статьи с учетом специфики трудового права воспроизведена основополагающая норма, закрепленная в ч.2 ст.45 Конституции РФ, - каждый вправе защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Таким образом, ранее существовавшее противоречие между Основным Законом и Трудовым кодексом РФ было законодателем устранено.
Наконец, в число основных способов защиты трудовых прав и свобод включена и судебная защита. Тем самым законодатель преодолел несогласованность между ст.46 Конституции РФ и ст.352 ТК РФ.
Вместе с тем новую редакцию ст.352 ТК РФ нельзя признать полностью удовлетворительной. В частности, ее название указывает на то, что в ней должны быть определены способы защиты трудовых прав и свобод не только сторон трудовых отношений (работников и работодателей), но и других носителей прав и свобод в сфере труда (профсоюзов, объединений работодателей и др.). Однако в данной статье фактически так и не получили прямого закрепления способы защиты трудовых прав и свобод каких-либо других участников общественных отношений в сфере труда, кроме работников.
В числе важнейших изменений, которые претерпело правовое регулирование судебной защиты, следует выделить следующие.
Расширилась сфера судебной защиты трудовых прав и свобод. Например, ч.5 ст.58 ТК РФ (новая редакция) предусматривает, что трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок. Таким образом, теперь решение вопросов правомерности заключения срочных трудовых договоров отнесено к исключительной судебной юрисдикции, а трудовая инспекция лишена законодателем этих полномочий.
Кроме того, анализ ч.2 ст.391 ТК РФ, содержащей перечень индивидуальных трудовых споров, подлежащих рассмотрению непосредственно в судах, позволяет сделать вывод о том, что отныне лишь суды обеспечивают восстановление индивидуальных трудовых прав, нарушенных неправомерными действиями (бездействием) работодателя при обработке и защите персональных данных работника.
Однако и новая редакция Трудового кодекса не разрешила всех возникающих на практике вопросов подведомственности судам дел о защите трудовых прав. Так, не изменена ч.3 ст.235 ТК РФ, которая устанавливает обязательный досудебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров о материальной ответственности работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника.