Защита трудовых прав рабочих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 07:01, реферат

Описание работы

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека.
Ст. 352 ТК установлено, что каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
- самозащита работниками трудовых прав;
- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

Защита трудовых прав рабочих

     В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется защита прав и свобод человека.

     Ст. 352 ТК установлено, что каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

    Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

- самозащита работниками  трудовых прав;

- защита трудовых прав  и законных интересов работников  профессиональными союзами;

- государственный надзор  и контроль соблюдения трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права; судебная защита.

     Государственный надзор и контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

     Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с федеральной инспекцией труда осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

     На территории Российской Федерации создана и действует Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 401. Указанная служба является:

- органом государственного  регулирования безопасности при  использовании атомной энергии;

- специально уполномоченным  органом в области промышленной  безопасности;

- органом государственного  горного надзора;

- органом энергетического  надзора;

- специально уполномоченным  государственным органом в области           экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;

- специально уполномоченным  органом в области атмосферного  воздуха.

     Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации (см. Положение о службе).

     Внутриведомственный государственный контроль соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

     Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом (ст. 353 ТК). Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министрами и службами, иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении надзора за исполнением законов и иных нормативных правовых актов о труде органы прокуратуры не подменяют другие надзорные и контрольные органы. Наделенные определенными властными полномочиями, органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов. Прокурор вносит представление об устранении нарушений трудовых прав работника в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (см. Закон о прокуратуре).

    Федеральная инспекция труда (ст. 354 ТК) - единая централизованная система состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

     Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основании принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст. 355 ТК).

     Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

- обеспечение соблюдения  и защита трудовых прав и  свобод граждан, включая право  на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения  работодателем трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права;

- обеспечение работодателей  и работников информацией о  наиболее эффективных средствах  и методах соблюдения положений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- доведение до сведения  соответствующих органов государственной  власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не попадают под действие  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

     В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда (ст. 356 ТК) реализует следующие основные полномочия:

- осуществляет государственный  надзор и контроль за соблюдением  работодателями трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, содержащих нормы трудового  права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения  предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных  правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности  в соответствии с законами  и иными нормативными правовыми  актами РФ;

- анализирует обстоятельства  и причины выявленных нарушений  трудовых прав граждан принимают  меры по их устранению и  восстановлению нарушенных трудовых  прав граждан;

- осуществляет в соответствии  с законодательством Российской  Федерации рассмотрение дел об  административных правонарушениях;

- направляет в установленном  порядке соответствующую информацию  в федеральные органы исполнительной  власти, органы исполнительной власти  субъектов РФ, органы местного  самоуправления, правоохранительные  органы и в суды;

- осуществляет надзор  и контроль за реализацией  прав работников на получение  обеспечения по обязательному  социальному страхованию от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, а  также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

- осуществляет контроль  и надзор за соблюдением установленного  порядка расследования и учета  несчастных случаев на производстве;

- обобщает практику применения, анализирует причины нарушений  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения  по их совершенствованию;

- анализирует состояние  и причины производственного  травматизма и разрабатывает  предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании  несчастных случаев на производстве  или проводит его самостоятельно;

- принимает необходимые  меры по привлечению в установленном  порядке квалифицированных экспертов  в целях обеспечения применения  положений трудового законодательства  и иных нормативных правовых  актов, относящихся к охране здоровья  и безопасности работников во  время их работы, а также получения  информации о влиянии применяемых  технологий, используемых материалов  и методов на состояние здоровья  и безопасность работников;

- запрашивает у федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов, органов исполнительной власти  субъектов РФ, органов местного  самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других  организаций и безвозмездно получает  от них информацию, необходимую  для выполнения возложенных на  низ задач;

- ведет прием и рассматривает  заявления, письма, жалобы и иные  обращения граждан о нарушениях  их трудовых прав, принимает меры  по устранению выявленных нарушений  и восстановлению нарушенных  прав;    - осуществляет информирование  и консультирование работодателей  и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- информирует общественность  о выявленных нарушениях трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права, ведет разъяснительную  работу о трудовых правах граждан;

- готовит и публикует  ежегодные доклады о соблюдении  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет  их Президенту Российской Федерации  и в Правительство Российской  Федерации;

- иные полномочия в  соответствии с федеральными  законами и иными нормативными  правовыми актами РФ.

     Основные права государственной инспекции труда, их обязанности и порядок инспектирования организаций изложены в Трудовом кодексе .

     В соответствии со ст. 359 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и подчиняются только закону (ст. 359 ТК).

     В соответствии со ст.ст. 362, 363 Трудового кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели – физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ТК и иными федеральными законами. Лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. ст. 362, 363 ТК).

    Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы у соответствующего руководителя по подчиненности, главного государственного инспектора труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в судебном порядке. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. ст. 361, 364 ТК).

    В соответствии со ст. 365 Трудового кодекса Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного управления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК).

Разрешение трудовых споров

     При исполнении трудовых обязанностей работник имеет право защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы, используя при этом все не запрещенные законом способы и процедуры. При этом Конституцией Российской Федерации (ст. 37) и трудовым законодательством признается право работника на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

    Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора между работником и работодателем установлен гл. 60 ТК РФ. А порядок разрешения коллективных трудовых споров предусмотрен гл. 61 ТК РФ и носит название «примирительные процедуры», при этом работники имеют право на забастовку.

     Трудовой спор — это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа.

   Разногласие — это различная оценка ситуации взаимодействующими сторонами.

     Причиной трудового спора, как правило, являются трудовые правонарушения или в некоторых случаях добросовестное заблуждение по поводу наличия правонарушения.

     Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям.

     Виды трудовых споров по спорящим субъектам:

- индивидуальные трудовые споры — когда они затрагивают интересы отдельных работников;

- коллективные трудовые споры — когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).

Информация о работе Защита трудовых прав рабочих