Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:54, реферат
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1 Понятие и формы защиты трудовых прав работников………………….4
Глава 2 Квалификация самозащиты трудовых прав работников………………9
Глава 3 Характеристика деятельности органов, осуществляющих защиту
трудовых прав работников…………………………………………………….…10
3.1 Защита трудовых прав работников профессиональными союзами…….10
3.2 Защита трудовых прав путем осуществления государственного
контроля за соблюдением трудовых законодательства………………...20
Глава 4 Понятие о трудовых спорах……………………………………………..21
Заключения…………………………………………………………………………25
Библиографический список……………………………………………………….26
Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».
Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, осуществляли это государственное надзорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Конвенцию, МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда, создало федеральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обязывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государственный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и охраны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные органы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Межрегиональные и территориальные организации профсоюзов на территории субъектов Федерации могут создавать правовые и технические инспекции, действующие на основании положений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типовым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового законодательства, а техническая - охрану труда. В Федеральном законе закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Содействие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны груда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая - трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Профсоюзные органы осуществляют повседневный контроль за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда.
Государственный надзор и контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда распространяются на организации всех видов и форм собственности.
Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены права профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
- принимать участие
в расследовании несчастных
- получать от администрации
организаций информацию о состо
- защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;
-предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда такие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. властного характера;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в качестве независимых экспертов в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
- принимать участие
в рассмотрении трудовых
- принимать участие
в разработке проектов
- обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов труда и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвержденное высшим профсоюзным органом) предоставил им существенные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использовали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.
Дополнительные гарантии выборным профсоюзным работникам
Трудовой кодекс устанавливает дополнительные гарантии: работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы; освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы; гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа. Это выражается в следующем:
1. Увольнение по инициативе
работодателей руководителей (
2. Члены выборных профсоюзных органов (всех уровней), не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов профсоюзных съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты такого времени определяются коллективным договором, соглашением.
Таким образом, по сравнению с Кодексом законов о труде (ст. 235) круг профсоюзных активистов, наделенных ранее двумя указанными гарантиями, значительно сузился. Ограничен и перечень оснований для указанных гарантий при увольнении этих работников по инициативе работодателя лишь тремя основаниями.
Статья 28 Европейской социальной хартии от 3 мая 1995 г. (пересмотренной), которую Россия ратифицировала постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. № 333, предусматривает, что государства обязуются добиться, чтобы на предприятиях представители работников пользовались эффективной защитой от действий, направленных против них, включая увольнение на основании их статуса или деятельности в качестве представителей работников на данном предприятии. Поэтому не было никаких оснований исключать из Трудового кодекса указанные гарантии при увольнении других членов профкома.
3. В Трудовом кодексе (ст. 375) сохранена гарантия, содержащаяся ранее в Кодексе законов о труде, для освобожденных профсоюзных работников. После окончания срока полномочий избранного профсоюзного деятеля в профсоюзный орган данной организации ему должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с его согласия другая равноценная работа в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) он увольняется по п. 7 ст. 77 ТК (за отказ от предложенной работы в связи с изменением существенных условий трудового договора).
При невозможности предоставления работы по прежнему месту работы из-за ликвидации или реорганизации организации общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.
4. Трудовой кодекс сохранил также гарантию, содержащуюся ранее в Кодексе законов о труде, для руководителей (и его заместителей) и профсоюзной организации, что увольнение их по инициативе работодателя в течение двух лет после окончания срока полномочии по п. 2 (сокращение численности или штата), по дп. «б» п. 3 (недостаточная квалификация) и п. 5 (неоднократное нарушение трудовых обязанностей) ст. 81 ТК допускается только с соблюдением ст. 374 ТК, т. е. с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа.
5. Статья 375 ТК предусматривает, что время работы освобожденных профсоюзных работников на выборной профсоюзной должности засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж. Такой работник обладает теми же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации, в соответствии с коллективным договором.
Обязанности работодателя по созданию условий для деятельности профкома организации. Ответственность за нарушение прав профсоюзов.
Все три российских Кодекса законов о труде обязывали работодателя создавать необходимые условия для осуществления защитной Деятельности профсоюзных комитетов организаций.
Трудовой кодекс воспринял эту демократическую традицию и в ст. 377 закрепил обязанности работодателей в данной сфере. Он предусмотрел, что работодатель обязан:
- безвозмездно предоставить
профсоюзному органу
- в организациях численностью
100 человек работодатель
- в соответствии с
коллективным договором
- работодатель отчисляет
профсоюзному органу
- при наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников;
- оплата труда руководителя профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.
Указанные материальные права профсоюзного органа организации и обязанности работодателя по их предоставлению соответствуют Европейской социальной хартии от 3 мая 1996 г. (ст. 28). Следует принимать во внимание также Конвенцию МОТ № 135 (1971 г.) «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» (не ратифицирована Россией) и одноименную Рекомендацию МОТ № ИЗ (1971 г.).
Указанные в ст. 377 ТК обязанности работодателя воспроизводят положение ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Как видно из перечня обязанностей работодателя по обеспечению материальных прав профсоюзного органа организации, ряд из них (см. п. 3 - 6 ст. 377 ТК) стимулируют профсоюзный орган к заключению с работодателем коллективного договора, чтобы предусмотреть в нем не только такие обязанности, но и другие, не предусмотренные Кодексом.
Ответственность за нарушение прав профсоюзов (ст. 378 ТК) установлена федеральными законами, и она такая же, как за нарушение трудового законодательства, т. с. дисциплинарная, административная, а в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом, и уголовная. Статья 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. гарантирует судебную защиту прав профсоюзов.
Статья 30 Федерального закона о профсоюзах (п. 2) предусматривает, что органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств по коллективным договорам, соглашениям.