Федеральное Государственное Бюджетное
Учреждение Высшего Профессионального
Образования «Нижегородский государственный
архитектурно-строительный университет»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
по курсу: «Правоохранительные
органы»
Контрольная работа
Тема: «Адвокатура
Российской Федерации»
2012г.
Содержание:
Введение
1. Становление и эволюция
российской адвокатуры
2. Адвокатура и ее задачи
3. Организация коллегии
адвокатов
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Адвокатура
- это добровольное профессиональное
объединение граждан, осуществляющее
в установленном законом порядке
защиту на предварительном следствии,
дознании, в суде по уголовным
делам, кроме того, осуществляющее
представительство интересов истцов
и ответчиков по гражданским
делам. Адвокатура является общественной
самоуправляющейся организацией, призванной
на основе закона оказывать
населению и организациям юридическую
помощь путем консультирования
по правовым вопросам, составления
разного рода документов и
деловых бумаг.
Адвокатура занимает
важное место в системе правоохранительных
органов и организаций. Однако
она не является правоохранительным
органом, т.к. у адвоката нет
полномочий по принуждению за
соблюдением чьих-либо прав, он
действует на принципиально иной
основе: он - защитник, т.е. защищает.
Защита нужна для того, чтобы
не допустить следственных и
судебных ошибок особого рода:
привлечения к уголовной ответственности,
предания суду и осуждения
невинного либо осуждения виновного
по закону, предусматривающему ответственность
за более тяжкое преступление,
чем в действительности им
совершенное или назначения чрезмерно
сурового наказания, а также
в других случаях.
Устранение таких
ошибок является прерогативой
должностных лиц и органов,
ответственных за производство
по уголовному делу либо осуществляющих
надзорные полномочия. Задача же
защитника состоит в том, чтобы
своими ходатайствами, жалобами,
возражениями, объяснениями обращать
внимание компетентных должностных
лиц на допущенные следственные
и судебные ошибки и требовать
их устранения.
1. Становление и эволюция
российской адвокатуры.
Появление
профессиональной адвокатуры в
России связано с судебной
реформой 1864 г. Получив законодательное
закрепление в судебных уставах,
она стала новым юридическим
учреждением России.
В дореформенное время на
протяжении нескольких веков роль адвокатов
выполняли частные лица — стряпчие или
ходатаи по делам. Их функции не были законодательно
регламентированы, каких-либо требований
к ним (в виде наличия специального образования
и иных) не предъявлялось. Как правило,
их обязанности ограничивались составлением
некоторых документов (бумаг), их подачей
и т. д. И даже создание в 1832 г. института
присяжных стряпчих в силу сословного
характера их деятельности не могло гарантировать
новым социальным слоям России защиту
их интересов в суде и других учреждениях.
По судебным уставам
1864 г. адвокаты разделялись на
две категории — присяжных
поверенных и частных поверенных.
Присяжные поверенные объединялись
в особую корпорацию — сословие
присяжных поверенных. Для таких
корпораций было характерно внутреннее
самоуправление в виде выборных
ор-ганов (советов присяжных поверенных)
и надзор за их деятельностью со стороны
судебных органов. В задачи адвокатуры
помимо защиты по уголовным делам входило
представительство сторон в гражданском
процессе и оказание юридической помощи
населению, включая бесплатные консультации
для бедных .
Присяжными поверенными
могли быть лица, достигшие 25-летнего
возраста, имеющие высшее юридическое
образование и пять лет судебной
практики в качестве чиновника
судебного ведомства или помощника
присяжного поверенного. В не-которых
советах присяжных поверенных (например,
Петербургском) для кандидатов устраивались
экзамены с целью проверки их практической
подготовленности.
Определенное распространение
в это время получил институт
помощников присяжных поверенных.
К ним относились лица, получившие
юридическое образование, но нигде
не служившие.
В качестве органов
самоуправления корпорации присяжных
поверенных действовали (но далеко
не во всех губерниях) советы
присяжных поверенных. Они состояли
из председателей, товарищей председателя
и членов совета, чьи должности
были выборными. Выборы в совет
проводились отдельно на каждую
должность простым большинством
голосов. Совет переизбирался
ежегодно на общем собрании
присяжных поверенных после отчета
предыдущего состава.
Совет осуществлял
свою деятельность по различным
направлениям. Он принимал и увольнял
присяжных поверенных, осуществлял
дисциплинарную практику, распределял
“бесплатные” дела среди присяжных
поверенных, урегулировал различные
споры между ними и т. д.
Свои решения он принимал большинством
голосов. Деятельность совета
контролировалась судебной палатой.
6 июня 1874 г. был издан
закон, учредивший наряду с
присяжной адвокатурой институт
частных поверенных. Основанием
утверждения в должности частного
поверенного и получения права
на участие в производстве
гражданских дел у мировых
судей и в общих судебных
установлениях было получение
особого свидетельства, выдававшегося
теми судами, в округе которых
частный поверенный осуществлял
ходатайство по делам.
В подобном виде
институт присяжной и частной
адвокатуры просуществовал до
ноября 1917 г.
Декретом о суде
№ 2 предусматривалась организация
коллегий правозаступников при
Советах рабочих, солдатских, крестьянских
и казачьих депутатов. Чтобы
стать членом такой коллегии,
требовалась рекомендация местного
Совета. Право-заступничество осуществлялось
в форме общественного обвинения и общественной
защиты. Коллегии были едиными для общественных
обвинителей и общественных защитников.
Кроме указанных обвинителей и защитников
в судебных прениях могли принимать участие
один обвинитель и один защитник из присутствующих
на судебном заседании лиц.
Совершенствование судопроизводства
изменило и деятельность правозаступников.
Постепенно более четко разделяются
функции обвинения и защиты, намечается
урегулирование вопроса о заработной
плате членов коллегии правозаступников,
сужается, а затем и ликвидируется
допущение бесконтрольной защиты
в судах.
Положение о народном
суде от 30 ноября 1918 г. устанавливало,
что для содействия суду в
деле наиболее полного выяснения
всех обстоятельств, касающихся
интересов обвиняемого или сторон,
участвующих в гражданском процессе,
при уездных и губернских исполкомах
Советов должны учреждаться коллегии
защитников, обвинителей и представителей
сторон в гражданском процессе.
Члены коллегии считались должностными
лицами, им устанавливалась заработная
плата в размере оклада, выплачиваемого
народным судьям.
Несмотря на ряд мер по улучшению
организации коллегий правозаступников,
деятельность последних не отвечала тем
требованиям, которые государство к ним
предъявляло. Поэтому Положение о народном
суде от 21 октября 1920 г. упразднило коллегии
правозаступников и установило новую
форму судебной защиты. Осуществление
защиты рассматривалось как общественная
повинность всех граждан, способных выполнять
эту обязанность. Граждане, могущие выполнять
обязанности защитника, включались в списки,
составляемые в соответствии с Инструкцией
об организации обвинения и защиты на
суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые
в качестве защитников, освобождались
от основной работы на требуемый срок;
за ними сохранялась заработная плата
на время участия в процессе или выплачивались
суточные из государственных средств
в размере минимума заработной платы.
При недостатке защитников из числа указанных
лиц суды привлекали в качестве таковых
консультантов отделов юстиции. Такая
форма организации защиты просуществовала
до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.
Положение об адвокатуре,
утвержденное 26 мая 1922 г., определяло
адвокатуру как самоуправляющуюся
организацию, призванную оказывать
юридическую помощь населению.
При губернских отделах юстиции
образовывались коллегии защитников
по уголовным и гражданским
делам. Члены коллегии защитников
первого созыва подбирались губернскими
отделами юстиции с последующим
утверждением их губернскими
исполнительными комитетами. В дальнейшем
право приема новых членов
предоставлялось президиуму коллегии
защитников. Члены коллегии защитников
не имели права занимать должности
в государственных учреждениях
и предприятиях, за исключением
лиц, занимающих государственные
должности по выборам, профессоров
и преподавателей юридических
наук.
Кроме членов коллегии
защитников правом осуществлять
защиту на суде обладали близкие
родственники обвиняемого и потерпевшего,
представители предприятий, учреждений
и ВЦСПС.
После принятия Конституции
СССР в 1936 г. было разработано
новое Положение об адвокатуре,
утвержденное СНК СССР 16 августа
1939 г. В соответствии с этим
Положением коллегии адвокатов
создавались в пределах края,
области, автономной и союзной
республики. Лишь в тех республиках,
где не было краевого (областного)
деления, они организовывались
в пределах союзной республики.
Членами коллегии адвокатов
могли быть лица: имеющие высшее
юридическое образование; окончившие
юридические школы при наличии
стажа практической работы в
судебных, прокурорских и иных
органах юстиции не менее одного
года; не имеющие юридического
образования, но проработавшие
не менее трех лет в тех
же должностях. Лица, окончившие
юридические школы, но не имеющие
стажа практической работы в
судебных, прокурорских и иных органах
юстиции, принима-лись коллегии адвокатов
в качестве стажеров. Органами управления
коллегии являлись: общее собрание адвокатов,
президиум областной, краевой и республиканской
коллегии адвокатов и ревизионная комиссия.
Всю работу адвокаты вели в юридических
консультациях. Общее руководство коллегиями
адвокатов возлагалось на союзно-республиканский
Наркомат юстиции СССР и его местные органы,
которые были наделены весьма широкими
полномочиями, позволявшими им беспрепятственно
вмешиваться в дела коллегий и командовать
ими.
Общепризнанно, что
эффективность деятельности адвокатов,
особенно по уголовным делам,
в 30—40 гг. была снижена по ряду
причин. К ним следует отнести
негативное отношение к участию
адвокатов в уголовном судопроизводстве
судебных работников, руководителей
наркомата юстиции и других
правоохранительных органов. Огромную
негативную роль сыграли постановления
ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и
от 14 сентября 1937 г., установившие особый
порядок судопроизводства по
делам о террористических организациях
и террористических актах, контрреволюционном
вредительстве и диверсиях. Рассмотрение
этих дел в суде велось упрощенно,
в частности без участия обвинения
и защиты.
Основы законодательства
о судоустройстве 1958 г. установили,
что коллегии адвокатов действуют
в целях осуществления защиты
на суде, а также оказания иной
юридической помощи гражданам,
предприятиям, учреждениям и организациям.
Коллегии адвокатов являются добровольными
объединениями лиц, занимающихся адвокатской
деятельностью, и действуют на основании
Положения, утвержденного Верховным Советом
союзной республики.
Во исполнение указанного
акта все союзные республики
приняли свои положения об
адвокатуре. В РСФСР такое Положение
было утверждено Верховным Советом
РСФСР 25 июня 1962г.
В 1977 г. впервые в
истории советской адвокатуры
ее правовое положение было
закреплено в Конституции СССР
(ст. 161). В 1979 г. был принят Закон
“Об адвокатуре в СССР”. Этим
Законом регулировались вопросы
организации и деятельности адвокатуры
в общесоюзном масштабе. В пределах
каждой союзной республики действовало
свое положение об адвокатуре
(в РСФСР Положение утверждено
20 ноября 1980 г.).
2. Адвокатура и ее задачи.
Под адвокатурой принято
понимать организованное особым
образом объединение юристов-профессионалов,
главной функцией которого является
оказание квалифицированной юридической
помощи всем, кто в ней нуждается.
В наши дни перед ней официально поставлены
задачи содействия охране прав и законных
интересов всех физических и юридических
лиц, осуществлению правосудия, соблюдению
и укреплению законности, воспитанию граждан
в духе точного и неуклонного исполнения
законов, уважения к правам, свободам,
чести и достоинству других лиц.
Осуществлению этих
задач подчинены основные направления
деятельности адвокатуры:
дача консультаций
и разъяснений по юридическим
вопросам, устных и письменных
справок по действующему законодательству;
осуществление представительства
в судах и других государственных
органах по гражданским и административным
делам;
составление заявлений,
жалоб и других документов
правового характера;
участие адвокатов
при производстве дознания и
предварительного следствия, в
суде по уголовным делам в
качестве защитников подозреваемых,
обвиняемых и подсудимых, представителей
потерпевших, гражданских истцов,
гражданских от-ветчиков;
оказание правовой
помощи трудовым коллективам
и другим органам, ведущим борьбу
с правонарушениями;