Деятельность прокурора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 06:15, реферат

Описание работы

Воля государства, направленная на урегулирование общественных отношений, как известно, объективно выражается через систему правовых норм. Толковаться и реализовываться в их чистом, идеальном виде нормы не могут. Для этого они должны приобрести некоторую чувственно воспринимаемую форму, быть зафиксированными таким образом, чтобы государственная воля, выраженная в них, могла храниться и доводиться до сведения всех заинтересованных субъектов.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность юридической техники 4
2. Приемы и средства юридической техники и их классификация 7
3. Цели, задачи и структура юридической техники 9
3.1 Цели и задачи юридической техники 9
3.2 Законодательная и правоприменительная техника 11
4. Технико-правовые категории, используемые в юридической технике 14
5. Юридические документы и их классификация 16
Заключение 14

Файлы: 1 файл

Введение в професию.docx

— 41.31 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Законодательная и правоприменительная  техника

 

Юридическая техника подразделяется на законодательную и правоприменительную.

В законодательной технике выделяют следующие части6.

1. Правила построения нормативных  правовых актов. Они предполагают  логическую последовательность  изложения нормативного материала, в частности выделение общих  предписаний (общая часть) и конкретных  предписаний (особенная часть). Важна  также структуризация нормативного  материала по соответствующим  разделам, главам, статьям, параграфам, пунктам, частям. Крупные акты обычно  имеют вводную часть — преамбулу. Она необходима при кардинальном  изменении правового регулирования  общественных отношений.

2. Правила оформления актов. Каждый  акт должен иметь название, указание  на орган, его издавший, дату и  место принятия, регистрационный  номер, подпись соответствующего  должностного лица, печать.

3. Приемы и средства формулирования  норм права и иных нормативных  предписаний. К ним относятся  терминологическая строгость, единство  и стабильность используемых  терминов, адекватное выражение  в терминах воли законодателя, общепризнанность терминов и  юридических понятий и т.д.

4. Язык и стиль нормативного  правового акта. Они во многом  определяют эффективность правового  регулирования, и важнейшие требования  к ним состоят в следующем:

а) краткость, однозначность и доступность для понимания;

б) отказ от использования метафор, аллегорий, архаизмов, жаргонных слов, заимствование из иностранных языков только полностью освоенных слов;

в) формулирование норм в форме обязывающего, предписывающего и констатирующего способов, поскольку нормативным правовым актам присущи директивность и официальность стиля.

5. Правила опубликования нормативных  правовых актов. Они охватывают  официальные источники опубликования, сроки, перевод с одного языка  на другой. Последнее особенно  важно для международных договоров  и соглашений, поскольку они не  всегда имеют русский аутентичный  текст. Данные правила определяют  также порядок вступления в  юридическую силу нормативных  актов, обратную силу закона, действие  акта во времени, в пространстве, по кругу лиц и другие важные  моменты.

6. Приемы, способы и методы систематизации  нормативных правовых актов распространяются  на их учет, консолидацию, инкорпорацию  и кодификацию.

Правоприменительная техника включает в себя следующее.

1. Правила оформления и построения  правоприменительных актов —  протоколов, приговоров, судебных решений  и др. Каждый правоприменительный  акт должен содержать такие  атрибуты, как название, место, время  его принятия, орган, от которого  исходит юридический документ, субъекты, к которым он обращен. Он должен  иметь определенное юридическое  содержание, а также языковое  и стилистическое единство и  подобие с нормативными актами.

Нередко используются унифицированные формы правоприменительных актов в виде утвержденных бланков, типовых образцов (договоров, доверенностей, протоколов и др.).

2. Способы легализации документов, т.е. придания им юридической силы. Среди таких способов наибольшее  распространение получили нотариальное  удостоверение сделок, документов  и государственная регистрация. Например, сделки с недвижимостью  требуют не только нотариального  удостоверения, но и регистрации  в государственных органах. Придать  легальный характер некоторым  документам могут также органы  загса, архивы, органы юстиции.

3. Способы и приемы толкования  юридических норм и нормативных  правовых актов.

4. Способы разрешения коллизий  в праве, преодоления пробельности.

5. Способы процедурно-процессуального  оформления юридической практики, в том числе следственной, оперативно-розыскной, судебной, арбитражной, надзорной и  т.д.

 

 

4. Технико-правовые категории, используемые  в юридической технике

 

К юридической технике принято относить такие категории, как правовые аксиомы, правовые (юридические) презумпции, юридические фикции, преюдиции.

Правовые аксиомы — это положения, принимаемые в юридической науке и практике без доказательств, в силу их очевидности, убедительности и истинности, например «закон обратной силы не имеет», «субъективному праву всегда соответствует юридическая обязанность», «никто не может быть судьей в своем деле» и др.

Юридическая презумпция представляет собой предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми и наличными фактами и подтвержденное предшествующим опытом.

Презумпция всегда носит предположительный характер. Это предположение недостоверное, но вероятное. Наиболее распространены презумпция невиновности, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативного акта, пока он не отменен, и др.

Юридические фикции — это положения, изначально лишенные истинности, однако признаваемые законодательством в качестве существующих и ставшие в силу такого признания общеобязательными.

Фикции широко применяются в гражданском законодательстве, например признание днем смерти гражданина, в судебном порядке объявленного умершим, дня вступления в законную силу соответствующего решения суда (п. 3 ст. 45 ГК РФ)7. Юридические фикции как прием юридической техники представляют собой конструирование условной реальности, которая охраняется законом, закреплена в нормативном правовом акте и является обязательным предписанием. Юридические фикции позволяют внести определенность в правовые отношения, так как с этими фактами связываются возникновение и прекращение правоотношений.

Преюдиции (дословный перевод с латыни — отношение к предыдущему судебному решению) представляют собой обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда.

Например, осуждение лица за хищение имущества может служить основанием для судебного решения по гражданскому иску о возмещении ущерба, причиненного данным хищением. При этом факт хищения данным лицом не подлежит в данном гражданском деле оспариванию.

При вступлении в законную силу решения стороны данного процесса и другие лица, участвовавшие в процессе, не могут вновь заявить в суде те же исковые требования и на том же основании. Но данный принцип действует только в отношении участвовавших в процессе сторон. Если же третьи лица имеют самостоятельные требования и по уважительным причинам не вступили в процесс, то в отношении этих лиц предыдущий судебный процесс не имеет преюдициального значения. Иначе говоря, третьи лица могут оспаривать факты, установленные предыдущим решением суда, в заседании которого они не участвовали. Но преюдициальность может отпасть вообще при пересмотре вступившего в законную силу решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

 

5. Юридические документы и их  классификация

 

Юридический документ — это внешнее словесно-оформленное выражение воли, закреплявшее правомерное или противоправное поведение и соответствующий результат. Юридические документы являются материальными носителями правовой информации, поэтому с помощью их изучения можно узнать о правовой жизни конкретного общества, страны, народа в определенный исторический период времени, о законодательстве, системе правосудия и т.д.

Юридический документ представляет собой, как правило, текстовой правовой акт на бумажном носителе. Но с развитием электронной информации появляются документы на машинных носителях — дискетах, пластиковых магнитных картах и др.

Юридические документы обладают следующими свойствами:

а) официальностью, т.е. они исходят от органов и лиц, уполномоченных на выдачу или принятие данных документов, например судебные решения, приказы министров, удостоверения личности, свидетельства о рождении, смерти, браке и др.;

б) содержат информацию, имеющую юридическую значимость;

в) особое внешнее оформление. В них указываются: кто выдает документ, кому, о чем, объект информации, юридические факты, реквизиты, необходимые подписи и печати, что придает документу юридическую силу;

г) сопутствуют всем стадиям правового регулирования — правотворчеству, правореализации, привлечению к юридической ответственности и др.

Юридические документы можно разделить на следующие четыре большие группы:

1) акты, содержащие нормы права;

2) правоприменительные акты —  документы, содержащие индивидуальные  властные предписания;

3) интерпретационные акты, т.е. документы, полученные в результате официального  толкования юридических норм  и нормативных правовых актов;

4) договорные документы, возникшие  в результате заключения договора (соглашения) между конкретными субъектами  и содержащие юридические нормы (нормативные договоры) или индивидуально-правовые  решения, оформляющие сделки между  различными субъектами.

Возможна классификация юридических документов и по их правовому содержанию, например выделение юридических документов, фиксирующих юридический статус лица (паспорт, свидетельство о браке и др.), правовой режим объектов права (например, документ об отводе земельного участка для строительства жилого дома), закрепляющие факты-волеизъявления субъектов права (например, доверенности, заявления и др.), факты движения товарно-материальных ценностей, например приходно-расходные документы и др. Но это уже более дробная, детализирующая классификация, которая проводится в рамках указанных выше четырех групп юридических документов.

Все юридические документы должны оформляться по правилам юридической техники, принятой для той или иной группы.

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Юридическая техника – это  совокупность правил, приемов и  специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации  нормативных правовых актов и  иных юридических документов.

2. Приемы юридической техники - это приемы, относящиеся к созданию  текста правового акта в целом  и его структуре, и приемы, направленные  на формулирование непосредственно  норм права.

3. Средства юридической техники  могут быть формально-атрибутивными, логическими, языковыми и специально-юридическими.

4. Цель юридической техники –  это изложение акта-волеизъявления  в акте-документе, для чего необходимо  решение следующих задач: обеспечения  ясности и доступности языка  акта, достижение его логической  непротиворечивости и предотвращение  пробелов и коллизий. Основной  задачей юридической техники  является задача обеспечения  однозначного и адекватного грамматического  толкования вновь создаваемого  правового акта в целом.

5. Юридическая техника подразделяется на законодательную, которая включает в себя правила построения нормативных правовых актов, приемы и средства формулирования норм права и иных нормативных предписаний, язык и стиль нормативного правового акта, правила опубликования нормативных правовых актов и их систематизацию и правоприменительную, в которую входят правила оформления и построения правоприменительных актов, способы легализации документов, способы и приемы толкования юридических норм и нормативных правовых актов, а также способы разрешения коллизий и способы процедурно-процессуального оформления юридической практики.

 

 

Список литературы

 

  1. Александров А.С. Юридическая техника - судебная лингвистика - грамматика права // Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2000.- С. 102.
  2. Воеводин Л.Д. Юридическая техника в конституционном праве // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право 1997. № 3. - С. 3-7.
  3. Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-метод. и уч. пособие. - М., 2000. -С. 7.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 1 (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006.- 778 с.
  5. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
  6. Муромцев Г.И. Юридическая техника: некоторые аспекты содержания понятия // Проблемы юридической техники: Сб. статей. - Н. Новгород, 2000. - С. 29
  7. Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138.
  8. Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1972. - С. 20.
  9. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Норма, 2006.
  10. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.
  11. Ушаков А.А. Содержание и форма в праве и советское правотворчество. Автореф. дис. ... д.ю.н. Свердловск, 1970.
  12. Юридическая техника: вопросы теории и истории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции 17 июня 2005 года / Под ред. Д.И.Луковской. СПб., 2005.

1 Ушаков А.А. О понятии юридической техники и ее основных проблемах. – М., Свердловск, 1970.С.82.

2 Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1972. - С. 20.

3 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 282-284.

4 Нашиц А. Правотворчество: теория и законодательная техника. М., 1974. - С. 138.

5 Алексеев С.С. Общая теория права. Т. II. М., 1982. - С. 285.

6 Керимов Д. А. Законодательная техника: Научно-метод. и уч. пособие. - М., 2000. -С. 7.

7 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части 1 (постатейный) / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006.- С. 377.

 

 


Информация о работе Деятельность прокурора