Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:09, реферат
Концепция судебной реформы, одобренная Верховным Советом Российской Федерации в1991 году, и Программа Правительства Российской Федерации «Развитие судебной реформы в России» на 2002 — 2006 гг., принятаяв 2001 году, определяют содержание качественных изменений в становлении самостоятельной судебной власти. Положения о судебной власти, закрепленные в главе 7Конституции Российской Федерации 1993 года, получили свое развитие в ряде федеральных конституционных законов и федеральных законов, актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации. В Концепции судебной реформы, утвержденной Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г., было подтверждено сохранение курса на создание наравне с судами общей юрисдикции арбитражных судов и конституционных судов.
сались такие ученые, как И.А. Костян, В.И. Миронов, И.К.
Пискарев, Б.А. Шеломов и др.
Важная особенность судебного рассмотрения трудо=
вых дел, и это очевидно на примере деятельности трудо=
вых судов в Германии, — это направленность его на дос=
тижение компромисса, иными словами, на заключение
мирового соглашения. Разбирательство начинается с
обязательных попыток примирения. В процедуре прими=
рения участвует только профессиональный судья без
непрофессиональных судей (народных заседателей) и
обе стороны спора.
По имеющейся статистике, в Германии около 80% тру=
довых споров разрешаются в процессе процедуры при=
мирения и только около 20% споров передаются для рас=
смотрения в ходе судебного разбирательства. Стремле=
ние к «мировой» характерно не только для примиритель=
ной стадии процесса, но и для разбирательства в целом.
Закон о трудовых судах 1953 года вменяет в обязанность
этих судов добиваться достижения примирения на всех
стадиях процесса. Это же стимулируют правила о судеб=
ных издержках. Если стороны заключили мировое согла=__
шение в трудовом суде первой инстанции или если при=
мирение достигнуто вне суда, судебные расходы не взыс=
киваются, а в земельных и федеральных трудовых судах
сокращаются наполовину.
В соответствии с Рекомендациями парламентских слу=
шаний в Государственной Думе от 12 ноября 2002 года
«Проблемы совершенствования трудового законода=
тельства и практики его применения» на основе раннее
проводимых исследований были подготовлены проекты
концепций федеральных законов о поэтапном создании
специализированных судов по трудовым делам и Трудо=
вого процессуального кодекса.
В сентябре 2003 года в Академии труда и социальных
отношений при участии Московского отделения МОТ
Комитет Государственной Думы по труду и социальной
политике провел конференцию на тему «Защита трудо=
вых прав работников», в ноябре 2003
года в Колонном зале Дома союзов
прошла общероссийская научно=прак=
тическая конференция «Перспективы
развития законодательства о разреше=
нии коллективных и индивидуальных
трудовых споров в Российской Федера=
ции». На этих конференциях с учетом
имеющегося зарубежного опыта были
обсуждены проблемы, связанные с со=
вершенствованием системы разреше=
ния трудовых споров в Российской Фе=
дерации, повышением ее эффективнос=
ти. При их подготовке были использова=
ны работы ведущих ученых в области
трудового права, судоустройства — док=
торов юридических наук, профессоров
И.Я. Киселева, В.И. Миронова, И.Л. Петрухина, С.В. Пе=
редерина, В.Н. Скобелкина, E.Б. Хохлова и др.
Действующие в настоящее время система и процессу=
альная форма судебной защиты в области трудовых пра=
воотношений значительно отстают от требований опера=
тивности, качественности рассмотрения трудовых спо=
ров, при разрешении которых в полной мере должны
учитываться и находить свое воплощение все основопо=
лагающие принципы трудового права и права социаль=
ного обеспечения. Без этого невозможна реальная защи=
та прав и охраняемых законом интересов участников тру=
довых и иных связанных с ними правоотношений.
Трудовое законодательство в вопросах правоприме=
нения является довольно сложным, и в нем есть противо=
речивые моменты. Подготовленный к рассмотрению в Го=
сударственной Думе и насчитывающий более 900 попра=
вок, законопроект о внесении изменений в Трудовой ко=
декс Российской Федерации, несомненно, приведет к су=
щественному повышению качества кодекса, но, на наш
взгляд, всех его проблем не решит.
Нормы трудового и смежных с ним отраслей права,
как носящие материально= правовой характер не могут
не влиять на процедуру разрешения трудовых споров,
причем это влияние настолько существенно, что содер=
жание процессуальных особенностей разрешения дел по
спорам, вытекающим из трудовых и связанных с ними от=
ношений, в совокупности образует такое качественное
состояние, которое уже не вписывается в общие положе=
ния гражданского процессуального законодательства.
В настоящее время создание специализированных
трудовых судебных органов наиболее характерно для
стран, принадлежащих к романо=германской правовой
семье (Франция, Германия). Для стран, принадлежащих
к англосаксонской правовой семье, можно отметить тен=
денцию к созданию специализированных трудовых су=
дебных органов, не образующих самостоятельных судеб=
ных систем, а также административных
учреждений, выполняющих квазисудеб=
ные функции1 .
Причиной создания специализиро=
ванных трудовых судебных органов
прежде всего являются необходимость
учета специфики при рассмотрении этой
категорий дел и существенный объем за=
конодательства о труде и его дифферен=
циация, хотя нельзя отрицать и влияние
конкретных исторических условий. Не=
сомненным преимуществом специали=
зированных трудовых судов является
возможность учета специфики правовых
споров при рассмотрении конкретных
судебных дел. Очевидно, что учрежде=
ние специализированных трудовых су=
дов в Российской Федерации приведет к повышению эф=
фективности судебной системы в целом.
На наш взгляд, необходимо сосредоточить внимание
на надлежащей организации работы подсистем как
действующих, так
и формируемых
судов, подсистемы судов общей юрисдикции, что в нас=
тоящее время приобретает особое значение. Все пробле=
мы, с которыми сталкиваются специализированные суды,
суды общей юрисдикции, наиболее болезненно сказыва=
ются на общем уровне обеспечения прав и свобод чело=
века в России. Завершение судебной реформы, в первую
очередь применительно к организации и деятельности
специализированных судов, в том числе трудовых, на=
равне с судами общей юрисдикции, развитие демократи=
ческих принципов, лежащих в основе Концепции судеб=
ной реформы, должны стать одной из главных задач го=
сударственного строительства России в настоящее время.
Необходимо, чтобы научная разработка современных
проблем правовой реформы стала тем базисом, на кото=
ром основываются эти преобразования.
1 См.: Оробец В.М. Трудовая юстиция европейских стран. Осуществление трудовой специализации в судебной системе России. — М.:
НИИ ТРУДА, 1999. — 80 с.
На наш взгляд, необD
ходимо сосредоточить
внимание на надлежаD
щей организации рабоD
ты подсистем как
действующих, так и
формируемых специаD
лизированных судов,
подсистемы судов обD
щей юрисдикции, что в
настоящее время приобD
ретает особое значение.__