Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:35, контрольная работа
Моя работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
Цель работы - исследовать правовые аспекты деятельности Конституционного суда.
Введение
1. Конституционный Суд РФ
1.1 Порядок назначения судей
1.2 Состав и структура Конституционного Суда РФ
2. Компетенция Конституционного Суда РФ
3. Принятие решений
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
1. Конституционный Суд РФ
1.1 Порядок назначения судей
1.2 Состав и
структура Конституционного
2. Компетенция Конституционного Суда РФ
3. Принятие решений
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Конституционный
суд Российской Федерации, в свое
время задумывался как
С созданием Конституционного Суда в каждой политической системе связываются надежды на то, что он послужит укреплению конституционного строя в стране, формированию и развитию правового государства, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении. Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Затем, получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе "правотворчества".
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном суде РФ, Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Моя работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, роль, место и принципы организации Конституционного суда России.
Цель
работы - исследовать правовые аспекты
деятельности Конституционного суда.
1.
Конституционный
Суд РФ
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства1.
Идея
демократизации общества, построения
правового государства стала
важнейшим компонентом
Соблюдение
основных прав и свобод человека, охрана
его законных интересов возможны
только в том государстве, где
обеспечивается верховенство закона.
Это возможно лишь в обществе, где
функционирует полноценный
При таких условиях приобретает актуальность проблема становления и функционирования судебной власти, которая может быть решена лишь тогда, когда носители этой власти самостоятельны, не подвержены никакому влиянию при принятии решений в рамках своей компетенции.
Традиционное понимание суда, как специализированного органа государственной власти, осуществляющего лишь одну основную функцию - функцию правосудия, должно уступить место более широкому пониманию суда, как самостоятельной власти, наделённой и функцией правосудия, и функцией судебно - конституционного контроля.[3]
Конституционный контроль в нашей стране в начальный период (1924-1936) осуществлялся Верховным Судом СССР, а затем перешёл к самому Верховному Совету СССР (1936-1989) исходя из принципа, что контроль за исполнением законов должен осуществляться теми, кто законы принимает. Новые подходы к организации контроля связаны с началом перестройки. 23 декабря 1989г. Был принят Закон СССР "О конституционном надзоре в СССР" и в соответствии с ним образован Комитет конституционного надзора СССР (в отличие от надзора, конституционный контроль-это проверка, включающая и право отмены неконституционного акта).
Конституционное правосудие было учреждено в РСФСР на основе Закона от 15 декабря 1990г. 423-I "Об изменении и дополнении Конституции (Основного закона) РСФСР".
Новая
редакция ст. 119 устанавливала, что Конституционный
Суд РСФСР избирается народных депутатов,
а порядок его избрания и деятельности
устанавливается специальным
Дальнейшее формирование правовых основ конституционного контроля связано, прежде всего, с новой Конституцией РФ и федеральными конституционными законами. Эти акты определили роль и место Конституционного Суда РФ в судебной системе РФ.[4]
1.1 Порядок назначения судей
Порядок
назначения на должность судьи
Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет
Федерации рассматривает вопрос
о назначении на должность судьи
Конституционного Суда Российской Федерации
в срок не позднее четырнадцати дней
с момента получения
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Российской Федерации представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом Российской Федерации в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.
По инициативе
не менее пяти судей Конституционного
Суда Российской Федерации, считающих,
что Председатель или заместитель
Председателя Конституционного Суда Российской
Федерации недобросовестно
В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.[5]
1.2 Состав и структура Конституционного Суда РФ
Состав и структура Конституционного Суда РФ
Конституционный Суд России состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.
В соответствии
со ст.20 Закона «О Конституционном Суде
РФ» Конституционный Суд
Конституционный
Суд Российской Федерации состоит
из двух палат, включающих в себя соответственно
десять и девять судей Конституционного
Суда Российской Федерации. Персональный
состав палат определяется путем
жеребьевки, порядок проведения которой
устанавливается Регламентом
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.
Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.
Ст. 21 и
22 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»
устанавливают перечни
Конституционный Суд Российской Федерации исключительно в пленарных заседаниях:
1) разрешает
дела о соответствии
2) дает
толкование Конституции
3) дает
заключение о соблюдении
4) принимает
послания Конституционного
5) решает
вопрос о выступлении с
Конституционный Суд Российской Федерации в пленарных заседаниях также:
1) утратил силу. - Федеральный конституционный закон от 02.06.2009 N 2-ФКЗ;
2) формирует
персональные составы палат
3) принимает
Регламент Конституционного
4) устанавливает
очередность рассмотрения дел
в пленарных заседаниях
5) принимает
решения о приостановлении или
прекращении полномочий судьи
Конституционного Суда
Вопросы, рассматриваемые в заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат разрешает дела, отнесенные к ведению Конституционного Суда Российской Федерации и не подлежащие рассмотрению согласно настоящему Федеральному конституционному закону исключительно в пленарных заседаниях.
Конституционный Суд Российской Федерации в заседаниях палат:
1) разрешает
дела о соответствии
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;