Конституционный суд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 00:26, реферат

Описание работы

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. [4]

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. История Конституционного Суда РФ
4
Глава 2. Структура Конституционного Суда РФ
5
Глава 3. Компетенция Конституционного Суда РФ
6
Глава 4. Наиболее известные решения Конституционного Суда РФ
7
Глава 5. Состав Конституционного Суда РФ
8
Заключение
9
Литература

Файлы: 1 файл

правоМинистерство образования и науки РФ (2).docx

— 109.01 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Содержание

1

Введение

2

Глава 1. История Конституционного Суда РФ

4

Глава 2. Структура Конституционного Суда РФ

5

Глава 3. Компетенция Конституционного Суда РФ

6

Глава 4. Наиболее известные решения Конституционного Суда РФ

7

Глава 5. Состав Конституционного Суда РФ

8

Заключение

9

Литература

10


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Судебная система – понятие конституционное. Под судебной системой понимается установленная Конституцией и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. [4]

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации».

Принципы деятельности судебной системы РФ - характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

    • принцип законности. (ссылке на все)
    • принцип единства судебной системы РФ
    • принцип осуществления правосудия только судом.
    • принцип равенства всех перед законом и судом.
    • принцип независимости судей.
    • принцип презумпции невиновности.
    • принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.
    • принцип состязательности сторон.
    • принцип открытости судопроизводства.
    • принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
    • принцип обязательности судебных решений.
    • принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ – это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ. Система судо РФ представлена на рис.1.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.
  • Районные суды.
  • Военные и специализированные суды.
  • Высший арбитражный суд РФ
  • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)
  • Арбитражные апелляционные суды.
  • Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

  • Конституционные (суды) субъектов РФ.
  • Мировые судьи.

[3]

 

 

Рис. 1. Система судов в РФ

 

Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе страны, выполняет функции высшего органа судебной власти по защите основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории государства. Конституционный Суд выполняет судопроизводство самостоятельно, независимо от иных государственных структур и других подсистем судебной власти.

Глава 1. История Конституционного Суда РФ

 

Конституционный Суд был создан 12 июля 1991 года законом РСФСР «О конституционном суде». Впервые был избран Съездом народных депутатов РСФСР 30 октября 1991 года в составе 13 судей:

    • Зорькин, Валерий Дмитриевич — председатель
    • Кононов, Анатолий Леонидович
    • Эбзеев, Борис Сафарович
    • Лучин, Виктор Осипович
    • Олейник, Владимир Иванович
    • Гаджиев, Гадис Абдуллаевич
    • Витрук, Николай Васильевич
    • Селезнёв, Николай Васильевич
    • Ведерников, Николай Трофимович
    • Тиунов, Олег Иванович
    • Морщакова, Тамара Георгиевна
    • Аметистов, Эрнест Михайлович
    • Рудкин, Юрий Дмитриевич

В 1992 – 1993 годах Конституционный Суд активно участвовал в урегулировании конституционного кризиса. Его председатель Валерий Зорькин принимал участие в переговорах между президентом Борисом Ельциным и Верховным Советом в декабре 1992 года, что закончилось тогда подписанием соглашения между Ельциным и Хасбулатовым, согласно которому предусматривалась отсрочка вступления в силу поправок к Конституции, которые урезали полномочия президента, до проведения референдума в апреле 1993 года.

23 марта 1993 года Конституционный  Суд признал телеобращение президента  Ельцина к народу от 20 марта неконституционным, что послужило основанием для рассмотрения вопроса об отрешении президента от должности.

21 сентября 1993 года президент  Ельцин объявил о роспуске  Съезда народных депутатов и  Верховного Совета. Конституционный  Суд собрался в ночь с 21 на 22 сентября по собственной инициативе (что не противоречило действовавшему  тогда закону о КС) или, по другой  версии, по устному запросу членов  Верховного Совета Российской  Федерации, и признал действия  президента неконституционными, которые  служили основанием для отрешения  Президента Российской Федерации  Б. Н. Ельцина от должности или  приведения в действие иных  специальных механизмов его ответственности  в порядке статьи 121.10 или 121.6 Конституции Российской Федерации – России (РСФСР) 1978 года.

После событий 3 – 4 октября 1993 года президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного Суда, а в 1994 году был принят новый закон о Конституционном Суде. Согласно нему, суд утратил право рассматривать дела по собственной инициативе и оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.

Вновь Конституционный Суд был назначен Советом Федерации Российской Федерации в феврале 1995 года в количестве 19 судей (по оценке судьи КС Г. Гаджиева, расширение состава КС было вызвано желанием президента Ельцина обеспечить себе перевес над 9 судьями, голосовавшими против него во время кризиса), его председателем был избран Владимир Туманов, в 1997 году новым председателем стал Марат Баглай, а в 2003 году снова был избран Валерий Зорькин.

За это время Конституционный Суд принял более 200 постановлений. Большая часть рассмотренных дел касалась проверки конституционности законов. Более 30 раз неконституционными признавались отдельные положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

 

Глава 2. Структура Конституционного Суда РФ

 

Конституционный суд РФ действует в составе 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации. Текущее руководство работой Конституционного Суда РФ осуществляется его Председателем, заместителем Председателя и судьей-секретарем, избираемых на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на три года. Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и иных подразделений. В состав Секретариата Конституционного Суда входят: девять управлений (пять отраслевых управлений, осуществляющих научно-аналитическое обеспечение Конституционного Суда по соответствующим отраслям права, управления судебных заседаний, редакционно-издательское, международных связей и обобщения зарубежной практики конституционного контроля, правовой информации); четыре отдела (контроля и исполнения решений, по работе с письмами); канцелярия; приемная и ряд других подразделений.

К числу иных подразделений аппарата Конституционного Суда относятся пресс-служба, отдел кадров, финансовое управление, управление делами. Их задачи сводятся преимущественно к осуществлению кадрового, материально-технического и социально-бытового обеспечения Конституционного Суда. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в состав одной и той же палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты. Председательствуют на заседаниях палат поочередно судьи, входящие в их составы. Заседания Конституционного Суда РФ проходят в форме пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ.

На пленарном заседании должны присутствовать все судьи Конституционного Суда РФ, а руководит такими заседаниями Председатель Конституционного Суда РФ. Пленарные заседания правомочны при присутствии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей (не считая тех, чьи полномочия приостановлены в установленном законом порядке).

Палаты вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, кроме вопросов, отнесенных, к исключительной компетенции пленарных заседании. Участниками процесса в Конституционном Суде считаются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.

Судья Конституционного Суда РФ может быть отстранен от рассмотрения конкретного дела мотивированным решением большинства участников заседания в случае, когда есть сомнения в беспристрастности судьи вследствие его заинтересованности в исходе дела из-за семейных, родственных, иных отношений с участниками дела или по иным причинам. [6]

 

Глава 3. Компетенция Конституционного Суда РФ

 

На пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ рассматриваются вопросы о:

• соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ;

• толковании Конституции РФ;

• даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; .

• посланиях Конституционного Суда РФ;

• выступлении с законодательной инициативой;

• избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ;

• формировании персонального состава палат Конституционного Суда РФ;

• утверждении регламента Конституционного Суда РФ и внесении в него изменений;

• установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и о распределении дел между палатами Конституционного Суда РФ;

•приостановлении или прекращении полномочий судей Конституционного Суда РФ, о досрочном освобождении от должности Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судьи-секретаря.

Вышеперечисленные вопросы относятся к исключительной компетенции пленарных заседаний Конституционного Суда РФ;

• любые иные вопросы, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ.

 

Рис. 2. Компетенция Конституционного Суда РФ [5].

 

 

Глава 4. Наиболее известные решения Конституционного Суда РФ

 

  • 1993 год – Конституционный Суд Российской Федерации выносит заключение о неконституционности действий президента, Верховный Совет принимает решение о прекращении полномочий президента Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту А. В. Руцкому, объявляет созыв X (Чрезвычайного) Съезда народных депутатов.
  • 1995 год – Конституционный Суд подтвердил конституционность большинства положений актов президента и правительства, направленных на восстановление конституционной законности в Чеченской Республике;
  • 1996 год – Конституционный Суд признал неконституционными положения Устава Алтайского края, согласно которым законодательное собрание края обладало правом назначать на должность и освобождать от должности губернатора;
  • 1996 год – Конституционный Суд признал неконституционными ряд положений законов некоторых субъектов Российской Федерации (города Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области), ограничивающих свободу передвижения граждан;
  • 2000 год – Конституционный Суд признал неконституционными положения Конституции Республики Алтай, а впоследствии – ряда других российских республик, провозглашавшие суверенитет этих республик и ущемлявших права Федерации;
  • 2005 год – Конституционный суд подтвердил конституционность принятого по инициативе Президента Российской Федерации закона о новом порядке назначения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации законодательными органами по предложению президента России.

Информация о работе Конституционный суд РФ