Кризис духовных ценностей в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:40, доклад

Описание работы

Сложность и трагизм претерпеваемых Россией перемен делают исключительно актуальной проблему осмысления нынешнего кризиса культуры. Нам не легче от того, что теория и практика культурного развития показывают, что кризис является необходимым и закономерным этапом в развитии современной культуры, ее динамика представляет собой непрерывный процесс дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, рассогласования и гармонизации социального и культурного миров. Можно говорить о наступлении «эры кризисов», связанных с ускорением культурного развития. В результате утрачивается тождество человека с самим собой и единство культуры.

Содержание работы

1.Введение.
2.Понятие культуры.
3.Проблемы современной российской культуры.
4.Заключение.
5.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

кризис духовных ценностей в РФ.docx

— 41.86 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

Доклад на тему: Кризис духовных ценностей в РФ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Студент гр. ЭК-524

                                                 Шеремет Сергей

Научный руководитель:

Богданова Е. А.

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону 2012 г.

План

 

 

1.Введение.

2.Понятие культуры.

3.Проблемы современной российской культуры.

4.Заключение.

5.Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Сложность и трагизм претерпеваемых Россией перемен делают исключительно актуальной проблему осмысления нынешнего кризиса культуры. Нам не легче от того, что теория и практика культурного развития показывают, что кризис является необходимым и закономерным этапом в развитии современной культуры, ее динамика представляет собой непрерывный процесс дестабилизации и достижения нового уровня стабильности, рассогласования и гармонизации социального и культурного миров. Можно говорить о наступлении «эры кризисов», связанных с ускорением культурного развития. В результате утрачивается тождество человека с самим собой и единство культуры.

Ощущение чуждости и абсурдности  происходящих событий пронизывает индивидуальное сознание человека в эпоху культурных катаклизмов. С одной стороны, это заставляет человека задуматься о той культуре, которая была привычна, не замечалась в старом обществе. Старая культура была настолько естественна, что человек принимал ее нормы, ценности и правила поведения, не осознавая этого.

Резкие изменения в  культурной среде заставляют четче  осознавать те культурные нормы и  ценности, которые уходят в прошлое, сравнивать их с новыми, возникающими непосредственно и спонтанным образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие культуры.

 

Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном  обиходе. Отчасти это объясняется  тем, что оно имеет сложную  и запутанную языковую историю, а  отчасти тем, что оно применяется  крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.

О том, как формировались  и развивались разные значения слова  культура, рассказывал языковед Уильямс. Появлению этого слова в различных европейских языках непосредственно предшествовало латинское слово Cultura, происходившее от colere. Последнее имело множество значений: возделывать, культивировать и др. Некоторые из них со временем образовали самостоятельные термины, хотя и частично перекрывающие друг друга значениями. Так значение населять через латинское colonus трансформировалось в колонию, а почитать, покланяться через латинское cultus - в культ. В английском языке слово culture первоначально имело смысл развивать, культивировать, хотя и с оттенком служения, почитания, при этом в средневековом английском оно иногда прямо употреблялось как служение [2].

Во всех случаях раннего  употребления слово culture означало процесс культивирования, выращивания чего-нибудь, животных и растений.  
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о “культуре и удобрении умов”.  
Два момента нужно отметить особо. Во-первых, метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура относящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура [4].

Примерно те же процессы (правда, с определёнными задержками) отмечаются и в русском языке. Само слово культура впервые зарегистрировано в Карманном словаре иностранных слов, но особого применения не имело, и не встречалось даже у властителей дум. Но уже в 60-е годы оно полноправно обосновывается в словарях русского языка, а в 80-е получает широкое распространение. Согласно В. Далю, культура - это обработка и уход, возделывание, образование умственное и нравственное.

Попытаемся подвести итог лингвистического развития слова культура в современных языках:

1) абстрактное обозначение  общего процесса интеллектуального,  духовного, эстетического развития;

2) обозначение состояния  общества, основанного на праве  и порядке, мягкости нравов  и т.д. в этом смысле слово  культура совпадает с одним  из значений слова цивилизация;

3) абстрактное указание  на особенности способа существования  или образа жизни, свойственных  какому то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

4) абстрактное обозначение  форм и продуктов интеллектуальной  и, прежде всего художественной  деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и. (то есть всё  то, чем занимается министерство  культуры); пожалуй, именно этот смысл слова культуры наиболее распространён среди местной публики [1].

Перечисленные значения слова  культура связаны между собой  частично по происхождению, частично по смыслу.

Рассмотрим само понятие  культуры. Существует множество определений, которые можно систематизировать, а также выделить подходы, существующие в науке:

    1. Антропологический, изучающий культуру малых и первобытных народов;
    2. Философский, объединяющий в себе деятельностный подход, «технологический», гуманистически – смысловой и «достиженческий»;
    3. Социологический [5].

Сейчас наблюдается попытка  создания единой культурологической теории. Наибольшее распространение получили следующие концепции культуры:

    • Как совокупности материальных и духовных ценностей, что соответствует «достиженческому» подходу;
    • Как творческой деятельности человека (деятельностный подход);
    • Как специфического способа человеческой деятельности («технологический»).

Понятие «культура» сегодня  все чаще используется для характеристики творческих сил и способностей человека, его единства с природой и обществом.

Такое многообразие подходов обусловлено сложностью философского осмысления этого феномена, а также различиями в исследовательских целях. Культуру можно рассматривать с разных сторон в зависимости от целей и задач исследования, что естественно, допускает и плюрализм мнений.

Нет единого, устоявшегося определения, тем более что эта наука  развивалась менее интенсивно, чем философия культуры. Есть попытка определения культуры как «репрезентативной» (Ф. Тенбрук), т. е. представляющей в сознании членов общества все и любые факты, которые что-либо означают для действующих индивидов. Л. Г. Ионин считает, что такой подход исключает отношение к культуре как к феномену, пассивно сопровождающему общественные явления и процессы и протекающему вне и независимо от них. Однако здесь явно просматривается понимание культуры как субъективного отражения общественных явлений и процессов, что связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия, поэтому представляется неточным [1].

Наиболее удачным, возможно, является определение, данное Э. Тейлором в 1871 г.: «Культура…это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верование, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретенные и достигнутые человеком как членом общества». К этому он считает необходимым добавить «материализованные знания, верования и умения» и заключает, что «культура – это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества».

Структура культуры. Выделяются две основные части: культурная статика и культурная динамика:

      • Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры - совокупность базисных элементов или черт, и  формы культуры  - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
      • К культурной динамике отнесем средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два  измерения и подразделяется на материальную и нематериальную культуру.

Материальная культура включает объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества [3]

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные предметы нельзя трогать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

При анализе культуры выделяют и ряд уровней:

  1. Эмпирический, представленный учреждениями и организациями, институтами культуры;
  2. Уровень, который обычно называют «нормативным», имеются в виду входящие в культуру установленные нормы и правила, регулирующие поведение человека и социальных групп;
  3. Высший уровень культуры образует область фундаментальных ценностей, идей, символов, значений.

В нем сконцентрированы наиболее жизненно важные ценности и смысл  существования общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Проблемы современной российской культуры.

 

В наше время культура все  чаще осознается как эпицентр человеческого бытия. Укрепляется убеждение в том, что любой народ, любая нация могут существовать и развиваться только в том случае, если они сохраняют свою культурную идентичность, не теряют своеобразия своей культуры. При этом они вовсе не отгораживаются «китайской стеной» от других народов и наций, взаимодействуют с ними, обмениваясь культурными ценностями.

В сложных исторических и  природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культуры. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача – выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Тем не менее решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на протяжении ее исторического развития [5].

Эти противоречия постоянно проявляли себя в различных сферах жизни, отражаясь в искусстве, прежде всего в художественной литературе поисками высокого ценностно-смыслового содержания жизни, что и придало русской культуре несомненное мировое значение. В нашей культуре можно обнаружить немало противоречий, присущих любым другим культурам: между индивидуализмом и коллективизмом, высоким и обыденным, элитарным и народным и т.п. наряду с ними в русской культуре постоянно присутствовали черты очень глубокого разрыва между природно-языческим началом и высокой православной религиозностью, культом материализма и приверженностью к возвышенным духовным идеалам, тотальной государственностью и безудержной анархией и др.

Смутное время, которое переживает сейчас русская культура, - не новое явление, а постоянно повторяющееся, и всегда культура находила те или иные ответы на вызовы времени, продолжала развиваться. Более того, именно в самые трудные периоды отечественной истории рождались самые великие идеи и произведения, возникали новые традиции и ценностные ориентации. Особенность нынешнего «смутного времени» в России заключается в том, что оно совпадает с глобальным мировым кризисом, и что российский кризис – часть всемирного кризиса, который ощущается в России наиболее остро [4].

Весь мир оказался на перепутье  на рубеже XXI века, речь идет о смене самого типа культуры, который сформировался в рамках западной цивилизации в течение нескольких последних веков. Поэтому представляется весьма спорным тезис о якобы имевшим место выпадении России после событий 1917 г. Из мировой цивилизации и необходимости теперь вернуться в эту цивилизацию. Невозможно выпасть из цивилизации, находясь на Земле, к тому же мировая цивилизация – это совокупность цивилизаций разных стран и народов, которые вовсе не шагали в ногу. В ряду этих цивилизаций и российская, которая и в советский период истории внесла немалый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.

Информация о работе Кризис духовных ценностей в РФ