Международный уголовный суд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:14, реферат

Описание работы

Международный уголовный суд (МУС) - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.
В отличие от других международных и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.03 Кб (Скачать файл)

Международный уголовный  суд

международный уголовный  суд регламент

Международный уголовный  суд (МУС) - первый постоянный правовой институт, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. Учреждён на основе Римского статута, принятого в 1998 году. Существует с июля 2002 года.

В отличие от других международных  и смешанных уголовных судов, МУС является постоянным учреждением. В его компетенцию входят преступления, совершённые после вступления Римского статута в силу.

Резиденция - Гаага, однако по желанию Суда заседания могут проходить в любом месте. Международный уголовный суд не следует путать с Международным судом ООН, который также заседает в Гааге, но имеет иную компетенцию. Международный уголовный суд не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций, хотя может возбуждать дела по представлению Совета Безопасности ООН.

Состав Международного уголовного суда.

Международный уголовный  суд состоит из 18 судей, избираемых на 9 лет ассамблеей государств участников суда, причём каждая из вышеперечисленных  групп должна быть представлена по крайней мере 2 судьями. В настоящее  время 2 судей представляют Восточную  Европу, 2 - Азию, 3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные 7 - Западную Европу и другие государства.

Составы преступлений Международного уголовного суда.

Внутренняя компетенция  суда ограничена тремя видами преступлений:

Геноцид - намерение целиком  или частично истребить национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую.

Преступления против человечности - часть масштабного или систематического преследования, направленного против мирного населения, причём о возможном преследовании преступнику заранее было известно.

Военные преступления - нарушение законов и обычаев ведения войны, регулирующих поведение вооружённых формирований во время войны и защищающих гражданское население, военнопленных, культурное достояние и др.

В компетенцию Международного уголовного суда предлагалось также  включить агрессию. Однако во время переговоров в Риме стороны не смогли прийти к единому определению этого преступления и поэтому было решено, что пока Суд не может осуществлять правосудия по вопросам, связанным с преступной агрессией.

Время в Международном  уголовном суде.

Компетенция Суда ограничена также и во времени, а именно преступлениями, совершёнными после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского статута в силу. Если некоторый конфликт - например, война в Уганде - продолжается уже двадцать лет, то компетенция Суда ограничена теми действиями, которые были там совершены после 1 июля 2002 года.

Территория и гражданство  в Международном уголовном суде.

В компетенцию Суда входят только преступления, которые были совершены либо на территории государства-участника, либо гражданином государства-участника. Если не соблюдается ни личный, ни территориальный  принцип, Суд не может действовать. Это положение гарантирует право  государств решать, подвергать или  нет своих граждан или свою территорию юрисдикции МУС.

Однако у этого принципа есть два исключения: во-первых, Совет Безопасности ООН может, посредством резолюции, принятой согласно главе VII Устава ООН, передать в Суд некоторую ситуацию, затрагивающую преступления, которые совершены ни на территории государства-участника, ни гражданами государства-участника. Совет Безопасности воспользовался этим правом, когда передал в Суд ситуацию в Дарфуре. Судан не является государством-участником МУС. Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 12 Статута, государство, не являющееся участником Статута, может посредством заявления, представленного Секретарю суда, признать осуществление Судом юрисдикции в отношении конкретного преступления.

Порядок возбуждения дел.

Важно подчеркнуть, что Международный  уголовный суд - это «последнее прибежище». Он действует только в случае, если государство, на территории которого совершено преступление или гражданином которого является преступник, не желает или фактически не может осуществить расследование и выдвинуть обвинение.

Эта система, так называемая система дополнительности, оставляет  государствам первичную ответственность  расследования и выдвижения обвинений  по международным преступлениям. В  отличие от созданных ad hoc трибуналов ООН по бывшей Югославии и по Руанде, компетенция государства имеет приоритет над компетенцией международного суда.

Однако, если следственная и  прокурорская деятельность, предпринятая некоторым государством, не соответствует  международным процессуальным стандартам или имеет целью защиту связанного с преступлением лица от юрисдикции МУС, этот последний имеет право  осуществить правосудие по данному  случаю.

Суд не может автоматически  осуществить правосудие по любому предполагаемому  преступлению. Для этого нужен  один из следующих механизмов, которые  задействуют это право:

прокурор государства-участника  передаёт Суду некоторую ситуацию;

Совет Безопасности ООН передаёт Суду некоторую ситуацию;

прокурор МУС начинает расследование в отношении некоторого государства-участника по своей  инициативе.

В последнем случае действия прокурора должны быть подтверждены палатой, состоящей из трёх независимых  и беспристрастных судей.

Кроме того, каждый ордер  на арест и каждое обвинение, выданное прокурором, должны утверждаться комитетом из трёх судей, принимающим решения исключительно в соответствии со строго определёнными правовыми принципами и доказательствами, которые предоставляет прокурор.

Функционирование Международного уголовного суда.

После занявшего примерно три года процесса формирования института  Международный суд является полностью  функциональным. Прокурору передавались дела по ситуациям в Уганде, Демократической Республике Конго и Центральноафриканской Республике. Кроме того, Совет Безопасности ООН передал Суду вопрос о ситуации в суданском регионе Дарфур.

Начались и рассмотрения Судом конкретных дел. Был арестован  и предан Международному уголовному суду гражданин Конго г-н Томам  Лубанга Дьило, предполагаемый создатель  и руководитель вооружённого ополчения. Он обвиняется в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет  и использовании их в военных  действиях. Начало суда над Лубангой планировалось на январь 2007 года, затем  на июнь 2008 года, но оба раза откладывалось  по процедурным соображениям.

Кроме того, прокурор выдал  ордеры на арест 5 членов вооружённого формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых  они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги или сексуальных  рабов.

21 июля 2008 года Международный  уголовный суд выдал ордер  на арест президента Судана Омар аль-Башира по обвинению в геноциде в связи с конфликтом в Дарфуре. Таким образом, аль-Башир стал первым действующим главой государства, против которого было выдвинуто обвинение органом международной юстиции.

27 июня 2011 Международный  уголовный суд (МУС) выдал ордеры  на арест ливийского лидера  Муаммара Каддафи, его сына  Саифа аль-Ислама и главы ливийской  разведки Абдуллы аль-Сенусси,  обвинив их в преступлениях  против человечности. Главный прокурор  МУС Луис Морено-Окампо в мае  просил выдать ордеры за "предумышленное" убийство демонстрантов в Ливии  после того, как Совбез ООН  обратился с данным вопросом  к суду. В своем постановлении  МУС сообщил, что существуют "достаточные  основания", чтобы считать, что  Каддафи, его сын и аль-Сенусси  совершили преступления, попадающие  под юрисдикцию суда, и что  следует выдать ордер на их  арест. Проведение арестов, однако, является сложной задачей для  МУС ввиду отсутствия собственной  полиции, что заставляет суд  полагаться в этом деле на  страны-участницы.

Международный уголовный  суд ООН

Международный Суд был  создан в качестве главного судебного  органа Организации Объединенных Наций. Его предшественником считается  Постоянная палата международного правосудия, действовавшая в рамках Лиги Наций  в 1922-1940 гг.

Правовую основу формирования, компетенции и деятельности Суда составляют гл. XIV Устава ООН и Статут Международного Суда, образующий неотъемлемую часть Устава. Суд имеет свой регламент.

Статут включает четыре главы:

I - Организация Суда;

II - Компетенция Суда;

III - Судопроизводство;

IV - Консультативные заключения.

Согласно ст. 93 Устава, все  члены Организации являются ipso facto (в силу членства) участниками этого  Статута. Предусмотрена возможность  участия в Статуcе и других государств, не являющихся членами  ООН, на условиях, определяемых Генеральной  Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Таков, например, статус Швейцарии.

Если участниками Статута  как международно-правового акта являются государства, то членами Суда являются индивиды - судьи, избираемые из числа лиц высоких моральных  качеств, которые удовлетворяют  требованиям, предъявляемым для  назначения на, высшие судебные должности, или являются юристами с признанным авторитетом в области международного права (ст. 2 Статута). При этом, как  сказано в ст. 9, "весь состав судей  в целом должен обеспечить представительство  главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира.

Суд состоит из 15 Членов, в числе которых не может быть двух граждан одного и того же государства.

Члены Суда избираются Генеральной  Ассамблеей и Советом Безопасности, которые проводят выборы одновременно и независимо друг от друга; для избрания необходимо в обоих органах получить абсолютное большинство голосов.

Срок полномочий члена  Суда - девять лет, но возможно переизбрание. Он не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда, по единогласному  мнению других членов Суда, он перестает  удовлетворять предъявляемым требованиям.

Суд избирает председателя и вице-председателя на трехлетний срок с возможным переизбранием, а также назначает секретаря.

В соответствии со ст. 19 Статута  члены Суда при исполнении судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Место пребывания и деятельности Суда - г. Гаага (Нидерланды). По решению  Суда возможно проведение его заседаний  в других местах.

Суд является постоянно действующим  органом. Он заседает, как правило, в  полном составе; для образования  судебного присутствия считается  достаточным кворум в девять судей. По мере необходимости образуются камеры в составе трех (или более) судей  для разбора определенных категорий  дел.

Официальными языками  Суда являются французский и английский. На этих языках готовятся материалы, ведется судопроизводство, формулируются  решения. По ходатайству стороны  ей должно быть предоставлено право  пользоваться другим языком, не относящимся  к категории официальных.

Стороны выступают в Суде через представителей и могут  пользоваться помощью поверенных или  адвокатов. Все эти лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для самостоятельности выполнения их обязанностей.

Судопроизводство состоит  из двух элементов - письменного и  устного.

Слушание проводится публично, но Суд может принять и иное решение и стороны могут потребовать  недопуска публики.

Компетенция Международного Суда определена в гл. II его Статута. Основная функция Суда - разрешение споров между государствами.

Согласно ст. 36 Статута  к ведению Суда относятся все  дела, которые передаются ему государствами  как сторонами в споре, и все  вопросы, специально предусмотренные  Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. В международных  договорах получили распространение  специальные нормы относительно юрисдикции Международного Суда в связи  со спором о толковании и (или) применении определенных договорных положений. В  качестве примера сошлемся на положение  ст. 22 Международной конвенции о  ликвидации всех форм расовой дискриминации: любой спор между государствами-участниками, который не разрешен путем переговоров  или предусмотренных процедур, передается по требованию любой из 5 сторон в  споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования спора.


Информация о работе Международный уголовный суд