Особенности банкротства кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………….
2. Понятие и признаки кредитной организации. Отличие банковской кредитной организации от небанковской ……………………………….......……………
3. Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации………

4. Банкротство кредитных организаций…………………………………………

5. Заключение………………………………………………………………….…...

6. Список использованной литературы…………………………………………..

7. Задачи....................................................................................................................

Файлы: 1 файл

Банкротство кред.орг..doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема:      Особенности   банкротства кредитной организации

 

 

 

                                                                                  Выполнила              : студентка  4 курса

                                                                                 заочного отделения группы 13А41

                                                                                  Макарычева Г.Е.

 

                                                                                   Проверила: Коваленко

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011 год

План:

 

1.      Введение……………………………………………………………………….

  1. Понятие и признаки кредитной организации. Отличие банковской кредитной организации от небанковской ……………………………….......……………

3.      Особенности реорганизации и ликвидации кредитной организации………

 

4.      Банкротство кредитных организаций…………………………………………

 

5.      Заключение………………………………………………………………….…...

 

6.      Список использованной литературы…………………………………………..

 

7.      Задачи....................................................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  На формирование банковского законодательства оказывают влияние хозяйственные потребности общества, развитие тех или иных сфер экономической деятельности. Например, развитие рынка недвижимости привело к возникновению ипотечных банков, формирование рынка ценных бумаг - инвестиционных банков и т.д. Нормы, регулирующие правовое положение центральных банков, складываются, помимо иных факторов, под влиянием инфляционных процессов, поскольку основной задачей таких банков по законодательству большинства стран является поддержание устойчивости национальной валюты.

Государство в целях обеспечения стабильности в экономике стремится к стабильности в банковской системе. Для достижения этой цели оно старается балансировать между тем, чтобы, с одной стороны, предоставить банкам как можно больше предпринимательской самостоятельности, но, с другой стороны, чтобы не дать банкам ущемить интересы государства и общества в целом.

К сожалению, во всем мире, и в России в том числе, такой баланс не в полной мере соблюдается. Российское законодательство, во-первых, не отличается стабильностью и уже по одной этой причине не способно обеспечить обществу искомый баланс интересов. Во-вторых, оно не отличается качеством принимаемых норм, которые нередко противоречат друг другу. В-третьих, большинство действующих нормативных актов банковской сферы носят подзаконный характер, что, конечно, нельзя признать удовлетворительным, учитывая особенности объекта регулирования банковского законодательства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона  «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Следующим в системе банковского законодательства следует назвать Гражданский кодекс РФ (ч. 1 и 2). В нем определяются понятие предпринимательской деятельности и ее признаки, организационно-правовые формы юридических лиц; кодекс устанавливает понятие и содержание договоров банковского вклада, банковского счета, кредитного договора, основания ответственности сторон и т.п.

В регулировании банковской деятельности значительную роль играют подзаконные нормативные акты. Банковскому праву вообще присуще многоуровневое нормативное регулирование, что также нельзя признать положительным фактом.

До 1987 г. в России банковскую систему составляли Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР. За рубежом работала система совзагранбанков. В 1987 г. началась реформа банковской системы. На первом этапе была создана двухуровневая банковская система, то есть центральный эмиссионный банк и государственные специализированные банки. К числу последних относились Промстройбанк (промышленно-строительный банк), Агропромбанк (агропромышленный банк) и другие. Жестко централизованная банковская система СССР была разрушена. С принятием в 1990 г. законов «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности» банки получили экономическую самостоятельность, поскольку получили возможность не отвечать по обязательствам государства. Число коммерческих банков, возникших в последующие годы, было очень велико. В августе 1990 г. их было 202, а в 1992 г. - уже более 1600. На 1 декабря 1996 г. количество зарегистрированных кредитных организаций составляло 2604 единицы. В декабре 2000 г. было зарегистрировано 2 104 банка и 40 небанковских кредитных организаций. Августовский кризис 1998 г., резкое изменение курса рубля по отношению к доллару и прекращение выплат по ГКО привели к тому, что множество крупных российских банков уже к началу 1999 г. стали проблемными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки кредитной организации.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» ( в ред. Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ с изменениями) кредитной организацией признается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные этим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

 

Основными признаками кредитной организации являются следующие:

 

1. Кредитная организация является коммерческим юридическим лицом. Этот вывод следует из указания законодателя на основную цель деятельности кредитной организации — извлечение прибыли;

2. Кредитная организация может быть создана только в строго определенной законом организационно-правовой форме - хозяйственного общества. В соответствии с ГК РФ к хозяйственным обществам относятся общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество и открытое акционерное общество;

3. Кредитная организация осуществляет только ту деятельность, которая законом отнесена к банковской. Кредитная организация не имеет права осуществлять производственную, страховую и торговую деятельность;

4. Право осуществлять банковскую деятельность возникает у кредитной организации только после получения специального разрешения (лицензии) Банка России;

5. Кредитная организация может быть создана на основе любой формы собственности, то есть государственной, частной и иных форм собственности;

6. Кредитная организация является элементом банковской системы РФ.

Эти признаки являются общими для всех кредитных организаций.

Существует две разновидности кредитных организаций - банковские кредитные организации (банки) и небанковские кредитные организации.

Принципиальное отличие банковской кредитной организации от небанковской состоит в следующем. Только банковская кредитная организация имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

 

 

 

 

2. Банкротство кредитных организаций

 

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется Законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25февраля 1999г. №40-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ). Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются Законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998г., (в ред. Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ), если это предусмотрено самим законом или нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные этим законом, регулируются иными нормами.

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Признаками банкротства кредитной организации являются:

- неспособность ее удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии стоимость ее имущества недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами;

- требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации установлены законодательно. Такими мерами являются:

- финансовое оздоровление кредитной организации;

-назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;

- реорганизация кредитной организации.

В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры.

1. Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами:

- предоставление поручительств (банковских гарантий) по кредитам для кредитной организации;

- предоставление отсрочки и (или) рассрочки платежа;

- перевод долга кредитной организации с согласия ее кредиторов;

-отказ от распределения прибыли кредитной организации в качестве дивидендов и направление ее на осуществление мер по финансовому оздоровлению данной кредитной организации;

- дополнительный взнос в уставный капитал данной кредитной организации;

- иные формы.

2. Изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации:

- улучшение качества ее кредитного портфеля;

-сокращение расходов кредитной организации;

- увеличение собственных средств (капитала);

-иные меры по изменению структуры ее активов и пассивов.

3. Изменение организационной структуры кредитной организации:

- изменение состава и численности сотрудников кредитной организации;

- изменение структуры, сокращение и ликвидация обособленных и иных структурных подразделений кредитной организации, а также иными способами.

В целях финансового оздоровления применяются также иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами.

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России. Положением ЦБ РФ   (введена Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)«О временной администрации по управлению кредитной организацией» определен порядок осуществления деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией.

Задачами временной администрации являются:

1) применение мер по предупреждению банкротства финансовой организации и (или) контроль за применением таких мер;

2)           устранение оснований приостановления или ограничения действия лицензии финансовой организации.

Состав временной администрации, порядок и основания изменения ее состава утверждаются контрольным органом в порядке, установленном регулирующим органом. В состав временной администрации входят руководитель временной администрации и ее члены. Руководителем временной администрации утверждается арбитражный управляющий, соответствующий требованиям, установленным статьей 183.25 настоящего Федерального закона. Выбор кандидатуры руководителя временной администрации и ее членов осуществляется контрольным органом в порядке, установленном регулирующим органом.

Информация о работе Особенности банкротства кредитной организации