Подведомственность дел арбитражным судам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Понятие “государственный арбитраж”, применявшееся в нашей правовой системе длительное время, не идентично принятому в иных системах права понятию “арбитраж”. Под “арбитражем” в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами, которым стороны по соглашению передают свои правовые споры и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров, т.е. третейскими судами.

Содержание работы

Введение.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов: состав, задачи и функции.
Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.
Принципы арбитражного судопроизводства:
Принцип законности в арбитражном процессе
Принципы организации системы арбитражных судов
Функциональные принципы арбитражного процесса
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Арбитражный процесс.docx

— 34.27 Кб (Скачать файл)

Международный Славянский Институт

Юридический факультет

 

                                   

                                  Контрольная работа

                                                   по учебной дисциплине

                                     «Арбитражный процесс»

 

на тему: «Подведомственность дел арбитражным судам»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 5 курса группы №500

Соловьев  Сергей Владимирович

 

Проверила:

                                                                                                                                          ______________________

 

                                                       Москва 2012

 

Содержание работы:

 

 

  1. Введение.
  2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов: состав, задачи и функции.
  3. Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.
  4. Принципы арбитражного судопроизводства:
    • Принцип законности в арбитражном процессе
    • Принципы организации системы арбитражных судов
    • Функциональные принципы арбитражного процесса
  5. Заключение

 

 

1. Введение.

 

Система арбитражных судов  Российской Федерации пришла на смену  государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона “Об арбитражном  суде”, введенного в действие в РФ с 1 октября 1991 г.

 

Понятие “государственный арбитраж”, применявшееся в нашей  правовой системе длительное время, не идентично принятому в иных системах права понятию “арбитраж”. Под “арбитражем” в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами, которым стороны по соглашению передают свои правовые споры  и принимают обязательства добровольно  подчиниться решению арбитров, т.е. третейскими судами.

 

Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской  деятельности споров, вытекающих из гражданских  правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры, если они вытекают из отношений организаций  и граждан-предпринимателей между  собой, а также из отношений организаций  и граждан с государственными или иными органами.

 

Прототипом арбитражных  судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие  торговые и вексельные дела, дела о  торговой несостоятельности.

 

В первые годы после октябрьской  революции в условиях слаборазвитых  товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия  между предприятиями и организациями  решались в административном порядке  вышестоящими органами управления.

 

Однако с развитием  хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между  государственными предприятиями и  организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные  комиссии.

 

В мае 1931 г. в системе органов  государственного управления был образован  государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры  между учреждениями, предприятиями  и организациями социалистического  хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

 

С момента образования  арбитраж существовал в двух видах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже  разрешались споры предприятий  и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету и  т.д.)

 

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом “О государственном арбитраже в СССР”, принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

 

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном  суде”. Органы государственного арбитража  в отдельных областях России исполняли  свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных  судов в соответствии с законом  РСФСР “об арбитражном суде”, принятым 4 июля 1991 г., с изменениями  и дополнениями, внесенными Законом  РФ от 24 июня 1992 г.

 

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования  нескольких форм собственности.

 

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции  РФ, первой части нового Гражданского кодекса РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г., другого законодательства, а также внутренние потребности  дальнейшего совершенствования  арбитражной судебной системы и  ее функционирования вызвали потребность  принятия нового Закона “Об арбитражных  судах в Российской Федерации” и  нового Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, которые  в настоящее время и определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации и  система арбитражных судов: состав, задачи и функции.

 

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему, определяемую Законом  “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Согласно этому закону в России действует Высший Арбитражный  Суд Российской Федерации, десять федеральных  арбитражных судов округов, арбитражные  суды субъектов РФ.

 

Высший Арбитражный Суд  РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью  и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 

Высший Арбитражный Суд  РФ действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

Для подготовки и прохождения  материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, разработки предложений по совершенствованию  законодательства, выполнению иных функций  арбитражных судов создается  аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения. Аппарат  арбитражного суда организует предварительный  досудебный прием лиц, участвующих  в деле, принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной  пошлины, судебных расходов и т.п.

 

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Судья организует разрешение дел, способствуя  достижению мирового соглашения между  спорящими сторонами; участвует  в рассмотрении жалоб (протестов) на решение арбитражных судов, изучает  и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, разрабатывает  предложения по совершенствованию  законодательства, осуществляет другие функции, возложенные на него законом.

 

Что касается состава арбитражных  судов первой инстанции, дела в них, как правило, рассматриваются судьей единолично. В подобных случаях судья  действует от имени арбитражного суда. Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

 

В апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях все дела рассматриваются коллегиально (т.е. в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей).

 

Существуют две категории  задач, стоящих перед арбитражными судами:

 

  1. Свойственные всем арбитражным судам (защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций, единообразное и правильное применение законодательства, содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях)
  2. Возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ (изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации; на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы)

 

Для решения задач арбитражные  суды выполняют органично связанные  между собой функции:

 

  • разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;
  • предупреждают нарушения законодательства;
  • ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;
  • осуществляют международные связи в установленном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. подведомственность  и подсудность дел арбитражному  суду.

 

Подведомственность - это  круг дел, отнесенных законодательством  к рассмотрению и разрешению системы  арбитражных судов РФ. Критерии подведомственности: субъектный состав участников спора  и характер спорного правоотношения.

 

  1. Арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса предпринимателя в случает обжалования отказа в государственной регистрации в положенный срок, когда такая регистрация предусмотрена законом и т.п. Участниками спора в арбитражном суде могут быть государственные органы, органы местного самоуправления и т.п. (в качестве ответчиков по делам о признании недействительными изданных ими ненормативных актов, об обжаловании отказа в государственной регистрации и т.п. и в качестве истцов по делам о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей различного рода штрафов)
  2. Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к его компетенции Кодексом и др. федеральными законами. К экономическим спорам, в частности, относятся:

 

  1. экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений:
    • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
    • об изменении условий или о расторжении договоров;
    • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
    • о признании права собственности;
    • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
    • о возмещении убытков;
    • о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  2. экономические споры, возникающие из административных правоотношений:
    • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
    • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного другого документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
    • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
    • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
    • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

 

Институт подсудности  в арбитражном процессе позволяет  распределить дела, подведомственные арбитражным судам, между различными элементами арбитражно-судебной системы. Подсудность делится на родовую и территориальную.

 

  1. Арбитражное процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов РФ. Высшему Арбитражному Суду подсудны:
    • экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ;
    • дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации И Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражным судам