Понятие и значения статуса судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе

Файлы: 1 файл

1.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие и значение  статуса судей, его принципы

 

Судья – носитель судебной власти, главное действующее лицо любой  судебной системы. Именно он единолично или в составе судей коллегиально принимает окончательные решения  по юридическим делам, отнесенным к  судебной юрисдикции. Важно также отметить, что судья – это ответственное должностное лицо, которое в конституционном порядке наделено правами по отправлению правосудия и исполнению других своих служебных обязанностей на профессиональной основе. Тем самым будет подчеркнуто его отличие от временных судей – представителей общественности, народа, которые осуществляют правосудие на непрофессиональной основе в качестве народных или присяжных заседателей. Поскольку судья облечен высокой и почетной обязанностью от имени государства разрешать правовые споры и конфликты, судья – не рядовой чиновник, а судебный деятель, служитель правосудия, носитель судебной власти. Отсюда особое внимание уделяется определению его правового и социального статуса. Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, ответственность, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита. В советский период многие десятилетия правовой статус судьи определялся в самых общих чертах, что отражало непрестижное, приниженное положение суда и соответственно судьи в государстве и обществе, превращение суда в рядовое государственное учреждение, а судьи в обычного заурядного государственного служащего. Теперь главное претворить закрепленные правоположения о статусе судей в жизнь. На это обратил внимание в своей резолюции и первый съезд судей нашей республики. Следует отметить, что в России, на Украине и в некоторых других странах СНГ приняты отдельные законы о статусе судей. В Беларуси – комплексный Закон о судоустройстве и статусе судей. Летом 1998 г. Советом Европы в г. Страсбурге единогласно принята Европейская Хартия о статусе судей, предназначенная для судей, юристов, политических деятелей, заинтересованных в развитии институтов правового государства и демократии. Она устанавливает европейские стандарты статуса судей, на которые следует ориентироваться европейским государствам.

 

2. Требования, предъявляемые к судьям  и к кандидатам на должность  судьи

 

Требования, предъявляемые к судьям. Их права и обязанности Закон о судоустройстве и статусе судей четко и лаконично определяет права и обязанности судей в статьях 61, 67 и 68-ой. При осуществлении судебной власти, подчеркивается законом, судьи должны неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь, быть справедливыми и непредвзятыми. При исполнении своих обязанностей, а также внеслужебных отношениях судьи должны избегать всего, что принижает авторитет судебной власти, достоинство судьи. Закон запрещает заниматься судьям какой-либо иной деятельностью, кроме научной или педагогической, не связанной с занятием штатных должностей, быть депутатом, осуществлять предпринимательскую деятельность, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям. Судья, будучи носителем судебной власти, наделен властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Он имеет право: n требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей; n вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения и организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений; n ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта; n запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. Государственные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица и граждане обязаны выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением судебной деятельности, своевременно отвечать на их представления и запросы. Неисполнение требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. При осуществлении правосудия судьи обязаны точно выполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Первый съезд судей Республики Беларусь, желая закрепить правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи, независимо от занимаемой должности, 5 декабря 1997 г. принял Кодекс чести судьи . Они распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное. В ст.2 Кодекса еще раз подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Никакие ссылки на “высшую справедливость” и “целесообразность”, чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции Республики Беларусь и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. Закон превыше всего для носителей судебной власти. Можно считать, что это требование предъявляется к судьям с античных времен и выражается в известном постулате: “Судья – это говорящий закон, а закон – это немой судья” (Цицерон). В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только закону.

Недопустимо использование судьей своего служебного положения в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции и закона. Весьма важно для судьи быть осмотрительным в выборе друзей, знакомых, а также следует избегать связей, которые могут его скомпрометировать. В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Его должны отличать вежливость, корректность, терпение, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений. Судья обязан также, записано в ст. 6 Кодекса чести судьи, воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо также публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности. В целях надлежащего выполнения своих служебных обязанностей по осуществлению правосудия судья обязан постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, обновлять и пополнять свой профессиональный багаж. Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей. Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия, проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении сторон и других участников процесса, а также реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей. Профессиональной обязанностью судьи является сохранение профессиональной тайны в отношении информации, связанной со служебной деятельностью. Исключение составляет лишь информация, полученная в открытом судебном заседании. За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо должностного или иного преступления судья несет ответственность в соответствии с законом.

Наконец, за судьей обеспечивается право  на проверку его заявлений соответствующим судом и органами судейского самоуправления. Отбор кандидатов на судебные должности. Многие десятилетия требования к кандидатам в судьи существенно занижались, что отрицательно сказывалось на качестве судебного рассмотрения дел, авторитете суда. Но это была объективная необходимость, отражавшая ту кадровую политику, которая проводилась в те годы. Как известно, старые дореволюционные кадры юристов, как правило, не допускались к судебной деятельности. В связи с чем ощущался острый дефицит специалистов с юридическим образованием. К осуществлению правосудия, как и к другим видам государственной работы, привлекались представители рабоче-крестьянских масс, нередко с начальным образованием. Поэтому действовавшие тогда нормативно-правовые акты о судебной организации устанавливали минимальные требования к кандидатам в судьи: наличие избирательного права и опыта работы в партийных и советских организациях. В 1949 г. возраст для судей был установлен 23 года, а позже с1958 г. – 25 лет. Такое положение с требованиями к кандидатам в судьи сохранялось до конца 80-х годов. Они были повышены Законом СССР “О статусе судей в СССР” 1989 г.

В частности, в соответствии со ст. 8 этого закона в качестве обязательного  требования впервые за годы советского государства устанавливалось требование наличия высшего юридического образования и сдача квалификационного экзамена. Следующий шаг в повышении требований к кандидатам в судьи был сделан Законом о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь. Согласно ст. 62 этого закона судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Кроме того, кандидаты на должность: судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет; судьи Верховного Суда Республики Беларусь должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Судьей по административным делам и исполнительным производствам может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 23 лет, имеющий высшее юридическое образование и не совершивший порочащих его поступков.

Таким образом, действующий закон  о судоустройстве не только сформулировал  общие требования к кандидатам в  судьи, но и дифференцировал их применительно  к судьям различных категорий, т.е. установил повышенные требования к кандидатам на судебные должности в вышестоящие суды и пониженные к кандидатам на должность судей по административным делам и исполнительным производствам. Законом от 9 июля 1998 № 184-3 внесены изменения и дополнения в ст.62 Закона о судоустройстве и статусе судей в части, касающейся требований к кандидатам на должности судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь. В частности, установлено, что судьями указанной Судебной коллегии могут быть лица, имеющие как высшее юридическое, так и высшее техническое или естественнонаучное образование. Кроме того, на них не распространяется требование, касающееся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена. При этом судьи данной судебной коллегии, не имеющие высшего юридического образования, должны иметь стаж работы в области патентоведения не менее трех лет. Требования к кандидатам в судьи хозяйственного суда в принципе такие же, как и к кандидатам в судьи общих судов. “Судьей хозяйственного суда, – гласит ст. 6 Закона Республики Беларусь о хозяйственных судах от 9 декабря 1998 г., – может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший в установленном порядке стажировку на протяжении двух лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей хозяйственных судов”. При этом судьей Высшего Хозяйственного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (Судьи Верховного Суда, как ранее указывалось, должны иметь стаж судебной работы не менее пяти лет). Это позволяет привлекать на работу в Высший Хозяйственный Суд высококвалифицированных специалистов из разных сфер юридической деятельности, имеющих практический опыт в области экономических отношений. Высокие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Статья 116 Конституции нашей страны устанавливает, что на эту должность могут быть назначены (избраны) высококвалифицированных специалисты в области права, имеющие, как правило, ученую степень. Для этой категории судей определен повышенный предельный возраст – 70 лет. Для судей остальных судов предполагается общепенсионный предельный возраст, хотя по нашему мнению, было бы более правильно решать этот вопрос индивидуально, как это было предусмотрено Судебными Уставами 1864 г., установившими такой возраст только для присяжных заседателей. В ст. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов, принятых ООН в 1985 г., указывается на то, что “Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответственную подготовку и квалификацию в области права”. Как видим, моральные качества претендента на должность судьи ставятся на первое место. И это правильно. Чтобы судить других, нужно самому быть нравственно безупречным, как того требуют высокая ответственность и высокое положение судьи. В действующем белорусском судоустройственном законодательстве кандидат в судьи должен быть “не совершившим порочащих его поступков” (ст. 62 Закона о судоустройстве и статусе судей). Такая же редакция этой нормы и в РФ. Однако, следует отдать предпочтение формулировке закона, где говорится о безупречной репутации кандидата в судьи или о его безукоризненном гражданском и нравственном поведении (Казахстан, Италия). Подбор, подготовку кандидатов в судьи, повышение их квалификации осуществляют органы юстиции с участием соответствующих судов (ст.15 Закона о судоустройстве и статусе судей). В Законе о хозяйственных судах 1998 г. в ст. 7 указывается, что отбор кандидатов на должность судьи хозяйственного суда осуществляется на конкурсной основе. Каждый гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности и достигший 25-летнего возраста, в соответствии со ст. 6 названного Закона имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на указанную должность. Квалификационный экзамен принимает действующая при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационная комиссия, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов. Результаты этого экзамена действительны в течение года с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи хозяйственного суда. Сдавший квалификационный экзамен и отвечающий требованиям на должность судьи хозяйственного суда вправе обратиться в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность, которая и решает этот вопрос. При отказе в такой рекомендации повторное обращение в квалификационную коллегию, допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов представляет Председателю Высшего Хозяйственного Суда заключение на каждого из рекомендуемых кандидатов. В случае несогласия с заключением коллегии судей Председатель данного суда возвращает его для повторного рассмотрения. Повторное заключение квалификационной коллегии на рекомендуемого кандидата является окончательным. Наделение судей полномочиями осуществляется в порядке, установленном Основным законом государства (см. Гл. II § 3; гл. Ш § 12). Впервые избранные или назначенные на должность судьи приносят присягу, текст которой установлен ст. 66 Закона о судоустройстве и статусе судей. Порядок принесения присяги судьями определяется законодательством Республики Беларусь. Она приносится в торжественной обстановке в присутствии судей, соответствующего суда или на конференции судей и представителей власти перед государственным флагом Республики Беларусь. Ее текст следующего содержания; “Торжественно присягаю добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть”.

 

3. Полномочия судей. Гарантии  независимости судей. Основные  принципы правового и социального статуса судьи

 

Анализ соответствующих норм Конституции  и Закона о судоустройстве и статусе  судей позволяет выделить следующие  принципы статуса судьи: 1. Единство судейского статуса; 2. Независимость  судьи; 3. Несменяемость судьи; 4. Неприкосновенность судьи; 5. Политическая нейтральность; 6. Надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита. Единство правового статуса судьи выражается в том, что все судьи в Республике Беларусь имеют единое правовое положение, одинаковые права, обязанности, ответственность. Особенность статуса судей отдельных категорий определены законом. Присвоение судьям квалификационного класса не изменяет их статуса. Независимость судьи, как уже не раз отмечалось, – это его самостоятельность при осуществлении правосудия. Недопустимость вмешательства в деятельность судей в какой бы форме это не проявлялось. Согласно ст. 64 Закона о судоустройстве и статусе судей воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного решения, приговора, определения или постановления влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд или судью.

Судье запрещается давать какие  бы то ни было толкования по существу рассмотренных  или находящихся в производстве суда дел, а также передавать их кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом. Реальная независимость судей обеспечивается не только установленными в законе гарантиями (ст.9 Закона о судоустройстве и статусе судей), но и в значительной мере зависит от самих судей, их принципиальности, достоинства, понимания ими служебного долга, верности присяги. Совершенно верно замечено, что “Судья, у которого нет желания быть независимым, не станет им, несмотря ни на какие гарантии. Существенную роль призвана здесь играть и профессиональная образованность судьи. Малограмотный судья нуждается в подсказке” . Проблема независимости судей – проблема номер один во всех странах мира. Ей уделяется внимание на международном уровне в рамках сотрудничества в области прав человека. В уже упоминавшемся международно-правовом документе ООН – Основных принципах, касающихся независимости судебных органов, предусмотрено, что каждое государство – член ООН гарантирует независимость суда и предоставляет соответствующие средства, позволяющие обеспечить реальное осуществление этой независимости (п.п.1,7). Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в упоминавшемся уже постановлении № 14 от 23 декабря 1999 г. “О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов” счел необходимым подчеркнуть, что обеспечение независимости суда должно стать нравственным долгом судьи и важнейшей гарантией выполнения требований закона при осуществлении правосудия.

Несменяемость судей означает назначение (избрание) судей на неограниченный срок, т.е. бессрочно, пожизненно, до ухода в отставку. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без личного согласия. Его полномочия не могут быть прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом (ст. 63 Закона о судоустройстве и статусе судей). Несменяемость судей издавна рассматривается как одна из важнейших гарантий судейской независимости. По словам известного дореволюционного юриста Н.Н. Розина, она обеспечивает “прочность служебного положения и возможность для него безбоязненно отправлять свою профессию”.

В самом деле, судья, назначаемый (или  избираемый) на должность неуязвим, если он профессионально исполняет  свои служебные обязанности и  надлежащим образом ведет себя. Ему не надо оглядываться на начальство и беспокоиться о завтрашнем дне. Неслучайно принцип несменяемости судей получил мировое признание и включен в Конституции многих стран, в том числе России и Украины. В Российском государстве этот принцип был провозглашен Судебными Уставами 1864 г. В послеоктябрьское время отвергнут наряду с другими демократическими принципами и институтами. Классики марксизма-ленинизма вы ступали с критикой этого положения и поэтому на смену несменяемости в Советском государстве была провозглашена сменяемость и подотчетность судей избирателям и органам, избиравшим судей. Это подорвало независимость судей, заставило их учитывать мнение руководящих органов и должностных лиц, а то и просто выполнять их волю, как это нередко имело место по так называемым политическим делам в годы сталинского режима. Теперь в нашем законодательстве вновь закреплена несменяемость судей как гарантия независимости судей. В белорусском законодательстве первоначально она была введена для судей хозяйственных судов (ст. ст. 10, 11 Закона о хозяйственном суде 1991 г.). Закон о судоустройстве и статусе судей распространил ее на судей общих судов, в том числе и впервые назначенных на должность и судей по административным делам и их исполнительным производствам (ст. 7), которые назначаются сроком на пять лет. На 11 лет назначаются (избираются) на должность судьи Конституционного Суда Республики Беларусь. Продолжительный срок их полномочий также обеспечивает независимость судей этого суда. Хотя, конечно, о полной несменяемости судей может идти речь только применительно к судьям, назначаемым на судебную должность бессрочно. Следует отметить, что несменяемость судей не означает, что нет механизма своевременного избавления от некомпетентных и недобросовестных судей. Как уже отмечалось, при наличии предусмотренных в законе оснований и в порядке, установленном законом, полномочия любого судьи могут быть прекращены досрочно, в любое время. Однако смещение с должности судьи не может быть произвольным, при отсутствии предусмотренных законом оснований. Неприкосновенность судей или так называемый судейский иммунитет (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей) также непременная гарантия независимости судей, ограждения их от постороннего воздействия и вмешательства в их профессиональную деятельность и личную жизнь. Неприкосновенность ставит судью и членов его семьи, а также его имущество под особую защиту государства с учетом значимости выполняемых судейских функций. В отличие от прежнего законодательства о судоустройстве, которое весьма узко трактовало неприкосновенность судьи, сводя ее по существу к особому порядку привлечения судьи к уголовной ответственности, ареста и применения мер административного характера, налагаемого в судебном порядке, Закон о судоустройстве и статусе судей детально и широко регулирует этот институт. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия органа, его избравшего либо назначившего, с учетом заключения квалификационной коллегии судей. В отношении судьи не допускается задержание, привод, личный досмотр. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении. Задержанный по подозрению в совершении преступления или административного правонарушения, судья, доставленный в орган внутренних дел или иной государственный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступления. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь. Проникновение в жилище, или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, в отношении судьи могут осуществляться только с санкции Генерального прокурора или лица, исполняющего его обязанности, или по судебному решению и только по возбужденному уголовному делу. Уголовные дела в отношении судей подсудны Верховному Суду Республики Беларусь. Политическая нейтральность судей также непременная черта правового статуса судьи. (Этот вопрос рассматривался в главе II-ой §§ 2 и 4).

Информация о работе Понятие и значения статуса судей