Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

Судебная система РБ – это совокупность действующих на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ:
1. Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов.
2. Акты прокурорского реагирования: теория и практика применения.

Файлы: 1 файл

контрольная по судоустройству.doc

— 63.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования «Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы»

 

Юридический факультет

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студента 2 курса 2 группы

 

по дисциплине «Судоустройство»

 

Игнатович Ольги Юрьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2012

ВВЕДЕНИЕ:

1. Принципы построения  судебной системы (с учетом  международного опыта). Виды судов.

2. Акты прокурорского  реагирования: теория и практика применения.

3. Задача:

Председательствующий  в судебном заседании удалил из зала гр-на П., который хотел присутствовать при рассмотрении дела.

Нарушен ли какой-нибудь принцип правосудия, если да, то какой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы  построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов.

Судебная система  РБ – это совокупность действующих  на его территории госорганов, судов, призванных осуществлять в стране судебную власть. Суды, входящие в судебную систему  выполняют общие задачи. В основе их организации и деятельности лежат единые принципы. Судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Первый означает, что судебная система встраивается применительно административно-территориального деления государства. Второй предусматривает возможность образования специальных судов для разрешения определенных видов юридических конфликтов. Различают децентрализованные - судебная система государства состоит из нескольких самостоятельных судебных подсистем, централизованные – во главе всех судов судебной системы стоит вышестоящий суд и смешанная модель судебной системы. Так всю совокупность судов можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от государственного устройства существуют федеративные (союзные) и суды субъектов федерации. По предмету ведения различают общие и специальные суды. От места, занимаемого в судебной системе выделяют нижестоящие и вышестоящие суды. В зависимости от источника легитимности судебной власти различают светские и религиозные суды, по форме участия народа в осуществлении правосудия выделяют суд присяжных и суд шефенов.

Виды  судов. Начнем с того, что в Республике Беларусь система правосудия состоит из следующих судебных инстанций:

- общие суды;

- хозяйственные  суды;

- арбитраж (третейские  суды);

- Конституционный  суд.

Система общих судов в Республике Беларусь состоит из:

- Верховного  Суда Республики Беларусь;

- Областных,  Минского городского и Белорусского  военного судов;

- Районных (городских)  и межгарнизонных военных судов.

Система хозяйственных судов Республики Беларусь включает:

- Высший Хозяйственный  Суд Республики Беларусь;

- Хозяйственные  суды областей и г. Минска.

Арбитражей в РБ два:

- Международный  арбитражный суд при Белорусской  торгово-промышленной палате;

- Республиканский  трудовой арбитраж.

С Конституционным  судом все понятно, он один единственный.

Каждый из перечисленных  судов рассматривает определенные категории дел. Это называется подведомственностью.

И так, общим судам подведомственны дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин.

Хозяйственным судам подведомственны дела по хозяйственным спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в которых сторонами выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, государственные органы, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

Международному  арбитражному суду при БелТПП подведомственны: споры, если хотя бы один из этих субъектов находится за границей Республики Беларусь; споры между предприятиями с иностранными инвестициями, международными организациями, созданными на территории Республики Беларусь; споры этих юридических лиц с другими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь; споры между иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, расположенными за пределами Беларуси; иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда.

Республиканскому  трудовому арбитражу подведомственны коллективные трудовые споры, возникающие в социально-трудовой сфере.

Конституционный суд Республики Беларусь осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь. В отличие от Российской Федерации белорусский конституционный суд не рассматривает обращения граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Акты  прокурорского реагирования: теория  и практика применения.

Акты прокурорского реагирования — понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.  К ним относятся:

  1. Представление         

        Представление -  акт прокурорского надзора,  содержащий требование  об  устранении  нарушений  законодательства,  причин   и условий, способствующих этим нарушениям.

       Представление  вносится прокурором  или его  заместителем  в государственный  орган,  иную  организацию  или  должностному  лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять  меры  к устранению   способствующих  им  причин  и  условий.   Представление подлежит  безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в  месячный срок   со   дня   поступления  представления  должны  быть   приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований.  В этот  же  срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено  в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

       При   рассмотрении  представления коллегиальным   органом прокурору  или его заместителю заранее сообщается о дне,  времени  и месте   проведения   заседания  этого  органа.  Прокурор   или   его заместитель,  а  также по их поручению другой прокурорский  работник вправе принять участие в рассмотрении представления.

  1. Протест    

       Протест  -  акт прокурорского надзора,  который приносят прокурор  или  его  заместитель  на противоречащие  законодательству правовые   акты   и   решения  (действия)  республиканских   органов государственного  управления  и  иных  государственных  организаций, подчиненных   Совету   Министров   Республики   Беларусь,    местных представительных, исполнительных и распорядительных органов,  других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

     Протест   приносится в государственный  орган, иную  организацию, должностному  лицу  или  индивидуальному предпринимателю,  принявшим противоречащие   законодательству   правовой   акт    или    решение (совершившим незаконное действие), либо в суд.

       В протесте прокурор или его заместитель требуют отмены либо изменения  противоречащих законодательству правового  акта,  решения или прекращения незаконного действия.

     Протест  подлежит обязательному рассмотрению  соответствующим государственным   органом, иной организацией, должностным  лицом  или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный  срок с  момента его поступления, а местными представительными органами  - на  ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах,  требующих на  ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах,  требующих немедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или его заместитель   вправе   установить  сокращенный   срок   рассмотрения протеста.   О   результатах рассмотрения  протеста  незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

        Принесение    протеста    приостанавливает    исполнение  опротестованных правового акта  или решения (действия).

      При  рассмотрении протеста  коллегиальным органом  прокурору или  его  заместителю  заранее сообщается о  дне,  времени  и  месте проведения  заседания. Прокурор или его заместитель, а также  по  их поручению  другой  прокурорский работник вправе  принять  участие  в рассмотрении протеста.

      Протест  до его рассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителем либо вышестоящим прокурором.

      В случае отклонения протеста  прокурора или его заместителя,  принесенного  в  порядке,  предусмотренном   настоящим  Законом   (за  исключением протеста на судебные постановления), либо нерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могут принести протест   в  вышестоящий  государственный  орган,  иную  организацию (вышестоящему должностному лицу).

      Если  в сроки, предусмотренные пунктом 3 настоящей  статьи, вышестоящий  государственный  орган, иная  организация  (вышестоящее должностное  лицо)  не  отменят  опротестованные  правовой  акт  или решение  (действие), прокурор или его заместитель,  принесшие  такой протест,  вправе  обратиться с заявлением в соответствующий  суд  об отмене  противоречащих законодательству правового акта  или  решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления  в  суд приостанавливает действие опротестованных правового акта или решения (действия).

      Принесение, рассмотрение и разрешение  протеста и  заявления прокурора   в   суде   осуществляются  в  порядке,   предусмотренном  процессуальным законодательством.

  1. Постановление            

       Постановление  -  акт прокурорского надзора,  содержащий  в зависимости  от  характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица  к  материальной ответственности. Постановление как акт прокурорского надзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

      Постановление  при  осуществлении   надзора  за  исполнением закона   в   ходе   досудебного   производства,   при   производстве предварительного  следствия и дознания выносится  в  соответствии  с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

       Постановление  о  возбуждении  дисциплинарного  производства  или  о  привлечении  лица  к  материальной ответственности подлежит исполнению    соответствующим    государственным    органом,    иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со  дня его поступления.

     Иные  постановления подлежат рассмотрению  и исполнению в  срок, установленный прокурором или его заместителем.

       О   результатах   рассмотрения  постановления   сообщается прокурору  или его заместителю в письменной  форме.

        Постановление  до  его  исполнения  может  быть   отозвано вынесшим  его  прокурором  или  его  заместителем  либо  вышестоящим прокурором.

  1. Предписание    

      Предписание  -  акт  прокурорского   надзора  об  устранении нарушений   законодательства,   выносимый   прокурором    или    его  заместителем  в  случае  нарушения  законодательства,  которое  носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам  граждан,  в том числе индивидуальных предпринимателей,  и организаций, общественным и государственным интересам, если  оно  не будет немедленно устранено.

       Предписание  направляется  государственному  органу,  иной организации,  должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим    нарушение   законодательства,    либо    вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

       Предписание    должно   содержать   указание    на    акт  законодательства,   который   нарушен,  характер   правонарушения   и конкретные предложения о  мерах по его устранению.

       Предписание  подлежит  немедленному  исполнению,   о   чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.

       Государственный орган, иная организация,  должностное  лицо или  индивидуальный  предприниматель  могут  обжаловать  предписание вышестоящему  прокурору, если иное не предусмотрено законодательными актами,  который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный  срок  со дня  ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование  не  приостанавливает  исполнения  предписания.  Решение вышестоящего  прокурора по жалобе может быть обжаловано  в  судебном порядке.

Информация о работе Принципы построения судебной системы (с учетом международного опыта). Виды судов