Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы связана с тем что сейчас многие страны хотят стать членами ВТО, присоединение к ВТО гарантирует получение режима наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех стран-членов организации. Эти права позволят обеспечить доступ на мировые рынки для экспорта. Изучение международной торговли приобретает особую актуальность в современных условиях, поскольку для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира держится на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Содержание работы

Введение
3
1 Всемирная торговая организация и ее история, принципы и структура
4
2 Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли
16
3 Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития
24
Заключение
29
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Kursovaya_1.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Это не так; во многих положениях особое внимание уделяется  вопросам защиты окружающей среды.

 

 В преамбуле  Марракешского соглашения, учреждающего  Всемирную торговую организацию,  среди прочих задач предусмотрено  оптимальное использование мировых  ресурсов, поддержка развития и  защита окружающей среды. 

 

 В так  называемых зонтичных положениях, таких как статья 20 Генерального соглашения о тарифах и торговле, странам позволено предпринимать действия по защите жизни и здоровья человека, животных или растений; государства также имеют возможность сохранять истощающиеся природные ресурсы.

 

 “Члены ВТО  могут, должны и уже принимают  меры по защите видов, подвергаемых  опасности, а также по другим  направлениям защиты окружающей  среды”, – говорится в отчете  по решению, принятому по одному  из вынесенных на рассмотрение  ВТО споров, касающемся импорта креветок и защиты морских черепах.

 

 Особое внимание  задачам защиты окружающей среды  уделяется в соглашениях ВТО,  касающихся стандартов на продукцию,  безопасности пищевых продуктов,  защиты прав интеллектуальной  собственности и т.д. Для защиты  окружающей среды разрешены субсидии.

 

 Важно, однако, чтобы меры, принимаемые для защиты  окружающей среды, не были несправедливыми  и дискриминационными. Нельзя быть  снисходительным к своим собственным  производителям и в то же  время проявлять строгость по  отношению к иностранным товарам и услугам, как нельзя и допускать дискриминацию различных торговых партнеров. Этот момент оговаривается в положении о регулировании споров.

 

 Правила  системы ВТО могут помочь странам  распределять редкие ресурсы  более эффективно. К примеру, сокращение промышленных и сельскохозяйственных субсидий, о котором ведутся сейчас переговоры, снизит расточительное перепроизводство и позволит сохранить природные ресурсы.

 

 Установление  международных норм и правил  по защите окружающей среды  - задача специализированных международных агентств и конвенций, а не непосредственно Всемирной торговой организации. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (к примеру, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

 

“Коммерческие интересы преобладают над вопросами  здоровья и безопасности человека” 

Это не так. Ключевые положения в соглашениях ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных или растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы стандартов на продовольственную продукцию, качества и безопасности пищи и другой продукции животного и растительного происхождения. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.

 

 Но эти  действия определенным образом  регулируются для предотвращения  использования норм и правил  безопасности в качестве оправдания  для защиты внутренних производителей и дискриминации иностранных товаров и услуг, “замаскированного” протекционизма. Для этого применяемые меры должны быть основаны на научных фактах или стандартах, признанных во всем мире, например, нормах Кодекса Алиментариус, устанавливающего рекомендуемый уровень стандартов безопасности продуктов в рамках Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

 

 Правительства,  однако, могут устанавливать и  собственные стандарты при условии, что они совместимы с международными требованиями и не являются произвольными или дискриминационными.

 

  “ВТО лишает людей работы и  увеличивает разрыв между богатыми  и бедными”

Это обвинение  неточно; оно излишне упрощает факты. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности. Однако почти всегда ситуация осложняется тем, что необходим определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. Протекционизм как альтернатива – это не решение.

 

 Наибольшую  выгоду в сфере занятости от  свободной торговли получает  страна, которая понижает свои  собственные торговые барьеры.  Страны, осуществляющие экспорт  в эту страну, выигрывают также,  особенно отрасли, работающие  на экспорт, в которых ситуация более стабильна и заработная плата выше.

 

 При понижении  торговых барьеров производители,  которые раньше были защищены, сталкиваются с большей конкуренцией, и эффективность их приспособления  к новым условиям становится  жизненно важной. Страны с более действенной адаптационной политикой приспосабливаются лучше, чем те, которые упускают новые возможности, открываемые развитием торговли и экономики в целом.

 

 Проблема  приспособления производителей  к существованию в условиях  свободной торговли решается в ВТО несколькими путями.

 

 Так, либерализация  в рамках ВТО проводится путем  переговоров, и когда страны  чувствуют, что определенные изменения  существующих мер защиты неприемлемы,  они могут продолжать сопротивляться  требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.

 

 Кроме того, либерализация рынков согласно  уже достигнутым договоренностям  осуществляется постепенно, что  дает странам время на необходимую  адаптацию. Соглашения также позволяют  странам предпринимать ограничительные  меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, но делать это согласно строго определенным правилам.

 

 Протекционизм  как альтернатива торговле в  целях сохранения рабочих мест  неэффективен, так как он повышает  издержки на выпуск продукции и поощряет низкую производительность. Так, в соответствии с расчетами ОЭСР, взимание 30%-ой пошлины на импорт из развивающихся стран фактически сократило бы зарплату неквалифицированных рабочих в стране-импортере на 1% и зарплату квалифицированных рабочих на 5%, то есть применение протекционистских мер понижает уровень оплаты труда в стране.

 

 Кроме того, существует множество факторов, не связанных с деятельностью  ВТО, которые влияют на изменения  в уровне заработной платы.  Так, тот факт, что в развитых  странах увеличивается разрыв между оплатой труда квалифицированных и неквалифицированных рабочих, либерализацией торговли не объяснить. Большая часть изменений в зарплате в развитых странах объясняется технологическими изменениями, связанными с квалификацией, импорт же из стран с низким уровнем заработной платы, по данным ОЭСР, объясняет только 10-20% этих изменений.

 

 Кроме того, анализ исключительно импорта  товаров искажает картину. В  развитых странах 70% экономической  деятельности – это услуги, где  иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому: если, к примеру, телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал.

 

 Наконец,  хотя уровень жизни 1.5 миллиардов  людей все еще чрезвычайно низок, либерализация торговли со времен Второй мировой войны способствовала тому, что около 3 миллиардов человек были выведены из состояния нищеты.

 

“Маленькие  страны в ВТО бессильны”

 

 Это неверно.  В торговой системе ВТО все  придерживаются одних и тех же правил, что расширяет переговорные возможности маленьких стран. Так, в рамках процедуры разрешения споров развивающиеся страны успешно оспаривали в ВТО действия, предпринятые индустриальными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.

 

 И развивающиеся,  и развитые страны в ходе  переговоров должны идти на  уступки. Так, Уругвайский Раунд  (1986-94), стал возможным только потому, что индустриальные страны согласились  провести реформы в сфере торговли продукцией текстильной промышленности и сельского хозяйства, а обе эти отрасли были жизненно важны для развивающихся стран.

 

“ВТО  – это инструмент мощного лоббирования” 

 

 Это неверно.  Такая точка зрения связана  с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Бизнес, неправительственные организации и другие группы лоббистов не участвуют в работе ВТО, за исключением специальных мероприятий, таких как семинары и симпозиумы, и могут оказывать влияние на решения ВТО только через свои правительства.

 

 И наоборот, правительство может использовать  членство в ВТО для сопротивления  лоббированию узких интересов  отдельными группами. В ходе переговоров  ему легче противостоять давлению  лоббистов, приводя аргументы, свидетельствующие о том, что существует необходимость принятия общего пакета мер в интересах страны в целом.

 

“У  более слабых стран нет выбора, они вынуждены присоединяться к  ВТО”

 

 Это не  так. Быть или не быть в  ВТО – добровольный выбор любой  страны, и поэтому на данный момент переговоры ведут как большие, так и маленькие государства. Причины того, что все большее количество стран хотят присоединиться к данной системе, скорее позитивные, чем негативные; они заложены в ключевых принципах ВТО, таких как недискриминация и прозрачность. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства.

 

 Альтернативой  присоединению могли бы быть  переговоры по двусторонним соглашениям  с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где небольшие страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

 

 Вступая  в ВТО, страна берет на себя  обязательства, не требуя взаимности, по снижению таможенных тарифов,  внося тем самым свой вклад  в процесс торговой либерализации.  Формой этих обязательств является список тарифных уступок, состоящий из уровней ставки пошлин, которые страна-участница обязуется не превышать. Это требование едино для всех новых членов, и страны при вступлении также соглашаются на его выполнение добровольно.

 

“ВТО – недемократичная организация”

 

 Это неверно.  Решения в ВТО обычно принимаются  путем консенсуса, что даже более  демократично, чем принятие решений  большинством голосов. Принятые  соглашения ратифицируются в  парламентах стран-участниц.

 

 Несмотря  на то, что не каждая страна располагает одинаковыми переговорными возможностями, правило консенсуса означает, что каждый член организации имеет голос и решение принимается только тогда, когда несогласных нет.

 

 Таким образом,  механизм ВТО обеспечивает равные  возможности для правительств всех стран-участниц. 

  

Конкретными целями присоединения для стран СНГ можно считать следующие:

 

 Получение  лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа внутренней продукции на иностранные рынки;

 

 Доступ к  международному механизму разрешения  торговых споров;

 

 Создание  более благоприятного климата  для иностранных инвестиций в  результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 

 

 Расширение  возможностей для инвесторов  в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

 

 Создание  условий для повышения качества  и конкурентоспособности отечественной  продукции в результате увеличения  потока иностранных товаров, услуг  и инвестиций на внутренний рынок;

 

 Участие  в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

 

 Улучшение  имиджа страны в мире как полноправного участника международной торговли.

 

 

Задача ведущихся  переговоров о присоединении например России и Казахстана – добиться наилучших условий присоединения к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в  одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств стран при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, ВТО играет очень важную роль в международной торговле и мировой экономике. Практически все страны миры желают получить официальный статус страны-члена ВТО, и принимать самое непосредственное участие в процессе международной торговле и принимать условия выгодные для себя. 
Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в настоящее время существует целое направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих против либерализации международной торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение беднейших слоев населения в развивающихся странах, ведет к дальнейшему перераспределению "глобального мирового дохода" в пользу стран "золотого миллиарда", открывает доступ к достижениям НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим странам мира.

 

Для многих еще ВТО является неизвестной величиной. Это не удивительно, ведь в отличие от таких организаций, как Международный валютный фонд, деятельность ВТО не наглядна: ВТО не предоставляет многомиллиардных кредитов, не участвует в формировании текущей экономической политики государств. Но ее роль в мировой экономике велика, и с этим согласны как противники, так и сторонники ВТО. В нее сейчас входят почти 150 стран, на долю которых приходится 95% оборота мировой торговли. И именно через ВТО они устанавливают правила игры на мировом рынке.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования Всемирной торговой организации и пути ее нразвития