Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:34, реферат
Административные правонарушения предполагают возможность привлечения к административной ответственности, а также оспаривание решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Поэтому в структуре АПК РФ в главе 25 выделяются процессуальные особенности рассмотрения указанных видов дел.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Процессуальные основы рассмотрения дел об административных правонарушениях арбитражными судами………………………………………5
Глава 2. Рассмотрение арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности……………………………………………..9
Глава 3. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………………….26
3. Законность и обоснованность оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Проверка законности означает прежде всего установление отсутствия обстоятельств, исключающих производство по делу. Статья 24.5 КоАП РФ устанавливает перечень таких обстоятельств. О законности и обоснованности решения свидетельствует совокупность фактов.
3.1. Наличие события
3.2. Наличие состава
Объектом административного правонарушения является определенный вид общественных отношений, охраняемый административным правом.
Объективная сторона - это противоправное деяние или бездействие субъекта, в результате которого причинен вред охраняемым общественным отношениям, а также причинная связь между действиями и причиненным вредом.
Здесь же проверяется соответствие неправомерных действий диспозиции той статьи, которая предусматривает ответственность за правонарушение, характер и размер причиненного административным правонарушением ущерба. Деятельность субъекта должна быть связана с предпринимательской деятельностью или с иной экономической деятельностью.
Субъект административного правонарушения - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Субъективная сторона - элемент состава административного правонарушения, свидетельствующий о наличии виновности лица в совершении административного правонарушения. Данный факт должен быть установлен в арбитражном суде.
3.3. Факт, что лицо действовало
не в состоянии крайней
3.4. Отсутствие акта амнистии,
устраняющего применение
3.5. Действие закона, установившего административную ответственность.
3.6. Неистечение сроков
давности привлечения к
3.7. Отсутствие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
3.8. Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Данная норма в основном относится к гражданам, однако граждане могут обладать и статусом индивидуального предпринимателя. В этом случае его смерть может привести к прекращению производства по административному правонарушению.
4. Наличие обстоятельств,
смягчающих административную
5. Наличие обстоятельств,
отягчающих административную
6. Имущественное положение
индивидуального
7. Соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. Поскольку арбитражный суд рассматривает заявление об оспаривании уже примененного административного взыскания, то проверке подлежит не только правильность применения норм материального права о наложении административного взыскания, но и соблюдение установленного порядка привлечения к административной ответственности.
8. Соответствие наложенного
взыскания тяжести
9. Другие обстоятельства, имеющие отношение к делу.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение 29. Относительно иных обстоятельств дела действует общее правило распределения обязанности по доказыванию - каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые ссылается.
В силу специфики распределения обязанности по доказыванию в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе 30. Порядок истребования доказательств установлен в Общей части АПК РФ 31.
Обязательными (или необходимыми) доказательствами по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности являются следующие:
1) решение административного
органа о привлечении лица
к административной
2) протокол об административном правонарушении.
3) документы, подтверждающие статус индивидуального предпринимателя или юридического лица (свидетельство о регистрации);
4) документы, подтверждающие
правомочие административного
5) подтверждение того, что административное правонарушение связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью.
6) доказательства, подтверждающие
или опровергающие наличие
7) доказательства, характеризующие имущественное положение заявителя и его личность (если заявителем выступает индивидуальный предприниматель).
При рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности действуют общие правила об исследовании различных видов доказательств, предусмотренных гл. 7 АПК РФ: письменные доказательства, среди которых обязательными являются протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, документы, приобщенные к протоколу, акты, решение административного органа о привлечении к административной ответственности и т.д.; объяснения лиц, участвующих в деле; показания свидетелей; заключение экспертов; вещественные доказательства, иные документы, включая показания специальных технических средств.
В отличие от искового порядка рассмотрения дел АПК РФ установил сокращенный срок для рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности - не превышающий 10 дней со дня поступления в арбитражный суд заявления. Иными словами, в течение 10 дней дело должно быть и подготовлено, и рассмотрено в арбитражном суде. Однако иные сроки могут быть установлены федеральным законом. Исчисление десятидневного срока начинается со дня регистрации поступившего в арбитражный суд заявления. Окончание срока рассмотрения дела - вынесение решения по делу.
Все дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются судьей арбитражного суда единолично.
Не облагается государственной пошлиной заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле, и других заинтересованных лиц. Но неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. В подготовительной части судебного разбирательства устанавливается явка в суд извещенных лиц, проверяется, надлежащим ли образом они были извещены.
Арбитражный суд может признать обязательной явку представителя административного органа, принявшего оспариваемое решение, и лица, обратившегося в суд с заявлением, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений. Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения на них штрафа.
Арбитражный суд вправе принять одно из следующих решений:
1) о признании решения
незаконным и об отмене оспарив
2) об отказе в удовлетворении
требования заявителя
Помимо возможных решений суда, приведенных в ст. 211 АПК РФ, допустимы отмена решения административного органа и прекращение производства по делу, если имеются для этого основания.
КоАП РФ в п. 4, 5 ст. 30.7 содержит указание еще на два полномочия:
1) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
2) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом. О данном полномочии и о возможности в случае его реализации нарушений диспозитивных начал судопроизводства уже говорилось в настоящей главе.
Часть 4 ст. 211 АПК РФ содержит перечень основных положений, которые должны быть отражены в решении арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.
Для проверки законности и обоснованности вынесенного решения по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлен апелляционный порядок обжалования.
Заключение
Арбитражные же суды не могут привлекать юридических лиц к административной ответственности по составам административных правонарушений, указанных в абзаце 3 части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как это не соответствует их правовой природе и их функциональному назначению как органа судебной системы. Арбитражные суды имеют право только рассматривать дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Информация о работе Рассмотрение дел об административных правонарушениях арбитражными судами