Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:54, контрольная работа
Решение арбитражного суда - это такой акт суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т.е. удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в определенной части.
Главный признак решения арбитражного суда - разрешение им дела по существу. Содержание и значение решения арбитражного суда понимаются по-разному в научной литературе. Обобщая изложенное, можно сказать, что понятие решения арбитражного суда раскрывается в ряде его существенных признаков, взятых в совокупности.
1. Решение арбитражного суда первой инстанции.
1.1. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда первой инстанции…………………………………………………………………3
1.2. Обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции………………………………………………………………………….4
1.3. Определенность и безусловность решения арбитражного суда первой инстанции…………………………………………………………………7
1.4. Процессуальная форма решения арбитражного суда первой инстанции………………………………………………………………………….8
2. Задача № 1…………………………………………………………………12
3. Задача № 2…………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………………….19
1.4 Процессуальная форма решения арбитражного суда первой инстанции
Требование процессуальной формы к решению арбитражного суда тесно связано с законностью. Процессуальную форму как требование к решению арбитражного суда можно понимать в двух аспектах.
Во-первых, соблюдение процессуальной формы с точки зрения соблюдения порядка вынесения решения. В соответствии со ст.167 АПК решение принимается в отдельном помещении, обеспечивающем тайну совещания судей (так называемой совещательной комнате) после окончания разбирательства дела в судебном заседании. Во время принятия решения в комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав арбитражного суда, рассматривающего дело. При коллегиальном рассмотрении дела решение арбитражного суда принимается большинством голосов. Если в разрешении дела принимали участие арбитражные заседатели, то они при принятии решения пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями (ч.6 ст.19 АПК).
При принятии решения в соответствии со ст.168 АПК арбитражный суд:
оценивает доказательства;
определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие не установлены;
решает, какие законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, не следует применять по данному делу;
определяет, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу;
устанавливает, каковы права и обязанности лиц, участвующих в деле;
решает, подлежит ли иск удовлетворению.
Арбитражный суд, признав во время
совещания необходимым
АПК установлены также и процессуальные формы изложения и объявления решения. В соответствии со ст.169 АПК решение излагается в виде отдельного документа в письменной форме. Содержание решения должно быть изложено языком, понятным для лиц, участвующих в деле, и других лиц. Решение изготавливается в одном экземпляре (все остальные экземпляры являются копиями), обязательно подписывается всеми судьями, его принявшими, в том числе и судьей, имеющим особое мнение.
В соответствии со ст.176 АПК решение после его принятия объявляется председательствующим в том же заседании, в котором рассматривалось дело. Для того чтобы не заставлять участников процесса ожидать объявления решения в полном объеме неопределенно долгое время (поскольку порой и сам судья не может знать, сколько ему потребуется времени для изложения решения), АПК допускает возможность объявления в судебном заседании только резолютивной части решения. При этом АПК устанавливает обязанность судьи объявить участникам процесса точный срок изготовления решения в полном объеме. Данный срок не может превышать пяти календарных дней, датой принятия решения в таком случае является дата, когда решение было объявлено в полном объеме, соответственно сроки вступления решения в законную силу и апелляционного обжалования начинаются с даты объявления решения.
Во-вторых, соблюдение процессуальной формы с точки зрения требований к решению арбитражного суда как документу. Как юридический документ, обладающий высокой юридической силой, решение арбитражного суда должно содержать определенные реквизиты и данные, соответствовать структуре, указанной в ст.167-175 АПК.
2 ЗАДАЧА №1
Комплекс складских помещений, находящихся на балансе НГЧ-7 Свердловской железной дороги, был передан по договору аренды воинской части для размещения военнослужащих и военной техники. Между тем воинская часть использовала арендуемые помещения не по назначению, предоставляя их в пользование (по договорам о совместной деятельности) для коммерческих целей различным торговым фирмам.
Решением областного комитета по управлению государственным имуществом комплекс складских помещений был передан в аренду Уральскому ОМОНу. Возник вопрос о занятии новым арендатором предоставленных помещений, выселение из них воинской части и торговых фирм.
Определите участников дела и их процессуальное положение.
РЕШЕНИЕ
Как следует из условия задачи, Свердловский комитет по управлению государственным имуществом передал в аренду складские помещения, балансодержателем которых является подразделение Свердловской железной дороги – НГЧ-7.
Министерство государственного
имущества Российской Федерации
осуществляет управление и распоряжение
объектами федеральной
В силу ст. 608 ГК Российской
Федерации, право сдачи имущества
в аренду принадлежит его собственнику,
а также лицам, уполномоченным законом
или собственником сдавать
Как усматривается из условия задачи, Свердловская железная дорога как юридическое лицо наделено государственным имуществом на праве хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 14.10.1992 г.№1230 исключительно комитеты по управлению имуществом осуществляют полномочия арендодателя при сдаче в аренду недвижимого имущества государственных предприятий.5
Однако исключение из общего правила предусмотрено ФЗ от 20.07.1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», согласно которому недвижимое имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения предприятиям железнодорожного транспорта, может сдаваться в аренду с согласия федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, то есть МПС Российской Федерации.6
Поскольку воинская часть использовала арендуемые помещения не по назначению, предоставляя их в пользование торговым фирмам, Свердловским комитетом по управлению государственным имуществом был поставлен вопрос о выселении из них воинской части и торговых фирм, то есть фактически о расторжении договора аренды, так как в соответствии с п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Если арендатор пользуется
имуществом в несоответствии с условиями
договора аренды или назначением
имущества, арендодатель имеет право
потребовать расторжения
В силу п. 1. ст. 619 ГК Российской Федерации по требования арендатора договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями.
Часть 1 ст. 622 ГК Российской Федерации гласит, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.7
Из условия задачи
следует, что арендатор предоставлял
в пользование арендуемый комплекс
складских помещений для
На практике договор о совместной деятельности нередко используется предприятиями, чтобы скрыть с помощью него аренду государственной недвижимости. Будучи притворным, такой договор является ничтожным (ст. 170 ГК Российской Федерации). К нему применяется двусторонняя реституция. Поэтому, если по мнимой сделке передано какое-либо имущество, заинтересованное лицо вправе требовать его возврата.8
Надлежащими сторонами по гражданскому делу выступают субъекты спорного материального правоотношения. Таким правоотношением является связь посредством юридических прав и обязанностей комитета по управлению государственным имуществом (а в данном случае – МПС Российской Федерации) и воинской части. Оно возникает в соответствии с нормами указанных статей Гражданского Кодекса и Федерального Закона «О федеральном железнодорожном транспорте». Таким образом, истец в данном деле – МПС Российской Федерации, а ответчик – воинская часть, так как она является юридическим лицом.
Соистцом в данном деле может выступать Свердловский комитет по управлению государственным имуществом (ст. 35 АПК Российской Федерации).
В исходе дела юридически заинтересованы торговые фирмы, пользующиеся по договорам и совместной деятельности арендуемыми воинской частью складскими помещениями: от него зависят их взаимоотношения с обеими сторонами в деле. Поэтому торговые фирмы должны быть привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, поскольку решение по нему явится фактом, способным оказать воздействие на взаимоотношения со сторонами в будущем.
Процессуальное положение третьего лица таково, что оно может принимать активное участие в доказательственной деятельности.
Третьи лица без самостоятельных требований, в силу ст. 39 АПК Российской Федерации, - это такие лица, которые вступают в уже начатый процесс, если решение по делу может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Необходимость их участия в процессе обусловлена спецификой материальных правоотношений, а именно – материально-правовая связь с одной из сторон в процессе (в данном случае – с воинской частью), что побуждает такое лицо – торговые фирмы – участвовать в процессе на стороне ответчика.9
Иными словами, вступление решения по данному делу или его исполнение станут юридическими фактами, влекущими возникновение новых либо изменение или прекращение существовавших прав и обязанностей, составляющих содержание этого «побочного» правоотношения, то есть если суд вынесет решение об удовлетворении иска, установленный таким решением факт будет иметь значение для истца и торговых фирм в будущем, при предъявлении к ним истцом иска о выселении из складских помещений.
Таким образом, истцом в данном деле является МПС Российской Федерации; соистцом – комитет по управлению государственным имуществом Свердловской области; ответчик – воинская часть; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – торговые фирмы.
В арбитражный суд Оренбургской области обратился прокурор Октябрьского района с просьбой вступить в дело стадии судебного слушания дела. Свою просьбу прокурор обосновал тем , что к нему обратился истец, жалуясь на действия должностных лиц, отказавших ему в государственной регистрации в качестве предпринимателя. Изучив суть жалобы, прокурор, как должностное лицо, призванное осуществлять надзор за деятельностью органов местного самоуправления, попросил суд позволить ему вступить в дело в стадии рассмотрения дела по существу для защиты законных прав и интересов истца.
Прав ли прокурор?
РЕШЕНИЕ:
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную
10окружающую среду; образования.
Таким образом, прокурор может вступить в дело в стадии рассмотрения дела по существу для защиты законных прав и интересов истца.
Список использованных источников
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95- ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. - 2002. - 27 июля (№137).
2. Витрянский В. Комментарий к Постановлению Пленума ВС Российской Федерации И ВАС Российской Федерации от 01.07.96. // Хозяйство и право. - 1996. - 9.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 11.02.2013) // Российская газета. - 1994. - 8 декабря (№238-239).
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 04.03.2013) // Российская газета. - 2002. - 20 ноября (№ 220).
5. Зинченко С.А., Лукьянцев А.А. Комментарий
к Арбитражному процессуальному кодексу
Российской Федерации. - Ростов-на-Дону:
изд-во "Феникс", 1996. - 448 с.
6. Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации. ч. 1 / Под ред. О.Н.
Садикова. - М.: Юринформцентр, 1997. - 448 с.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу
Российской Федерации. ч. 2 / Под ред. О.Н.
Садикова. - М.: Инфра-М-Норма, 1996. - 800 с.
8. Конституция Российской Федерации: принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993
года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря
(№237).
9. О некоторых вопросах практики разрешения
споров, связанных с защитой права собственности
и других вещных прав: Постановление Пленума
ВАС Российской Федерации от 25.02.98. 8 // Хозяйство
и право. - 1998. - 12.
10. О некоторых вопросах, связанных с применением
части 1 ГК Российской Федерации: Постановление
Пленума ВС Российской Федерации и ВАС
Российской Федерации от 01.07.96. 6/8 // Хозяйство
и право. - 1996. - 9.
11. Обзор судебной практики рассмотрения
дел, касающихся вопросов подведомственности
и подсудности (по материалам Пленума
ВАС Российской Федерации) // Хозяйство
и право. - 1997. - 3, 4.
12. О федеральном железнодорожном транспорте:
ФЗ от 20.07.95. // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1995. - 35. ст. 3505.
13. Постановление ВАС Российской Федерации
от 05.11.96. 8490/95 // Хозяйство и право. - 1999.
- 9.
Информация о работе Решение арбитражного суда первой инстанции