Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:20, шпаргалка
Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений.
Вопрос № 1
Арбитражные суды - это
специализированные суды по разрешению
имущественных, коммерческих споров между
предприятиями. Они также рассматривают
иски предпринимателей о признании
недействительными актов
В соответствии со ст. 127 Конституции арбитражные суды в Российской Федерации представляют собой самостоятельную систему органов судебной власти.Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:Высший Арбитражный Суд РФ;федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);арбитражные апелляционные суды;арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.
Система арбитражных судов и характеристика их деятельности
Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.
Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционными законами: "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации", а также Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами -ст. 2 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (далее - Закона).
Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:
- высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
- федеральные арбитражные суды округов;
- арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:
- между юридическими лицами (далее - организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане);
- между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации между субъектами Российской Федерации (ч. 1 ст. 3
АПК). '
Основными задачами арбитражных судов при решении подведомственных им споров являются:
- защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- содействие укреплению законности и предупреждению право¬нарушений в сфере вышеуказанных видов деятельности.
Деятельность арбитражных судов строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.
В арбитражных судах дела в первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют дела о:
- признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов;
- несостоятельности (банкротстве).
По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено коллегиально.
Все дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях рассматриваются арбитражным судом коллегиально, при этом в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
В соответствии со ст. 7 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Деятельность арбитражного суда обеспечивается аппаратом арбитражного суда. В соответствии со ст. 45 Закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" аппарат арбитражного суда:
1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;
3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов, а также осуществляет иные функции по организационному обеспечению деятельности арбитражных судов. Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Вопрос №2
В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в условиях ослабления товарно-денежных отношений, слабости экономических отношений в целом судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Разногласия между предпринимателями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления. С развитием экономических отношений, особенно в 20-х гг. прошлого века - в период новой экономической политики (НЭПа), возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и учреждениями, в связи с чем в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. <3> был образован государственный арбитраж, разрешавший споры между социалистическими учреждениями и предприятиями и выполнявший задачу по укреплению договорной, плановой дисциплины и хозяйственного расчета. При этом образовались два вида арбитража: государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, а в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету)
Задачи арбитражных судов
а) свойственные всем арбитражным судам;
б) возложенные только на Высший Арбитражный
Суд РФ.
Общие задачи всех арбитражных
судов закреплены в ст. 2 АПК:
1) защита нарушенных или оспариваемых
прав и законных интересов лиц, осуществляющих
предпринимательскую и иную экономическую
деятельность, а также прав и законных
интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации, муниципальных
образований в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, органов
государственной власти Российской Федерации,
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных
лиц в указанной сфере;
2) обеспечение доступности правосудия
в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности;
3) справедливое публичное судебное разбирательство
в установленный законом срок независимым
и беспристрастным судом;
4) укрепление законности и предупреждение
правонарушений в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности;
5) формирование уважительного отношения
к закону и суду;
6) содействие становлению и развитию партнерских
деловых отношений, формированию обычаев
и этики делового оборота.
Кроме того, как вытекает из практики осуществления
экономического правосудия, задачей арбитражных
судов является также защита в равной
степени как частных, так и публичных прав
и интересов.
Вопросы внутренней деятельности арбитражных судов и их взаимоотношений друг с другом, в том числе вопросы, связанные с образованием судебных коллегий и судебных составов, урегулированы в Регламенте арбитражных судов, утверждаемом постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (последняя редакция Регламента утверждена Постановлением Пленума ВАС РФ от 30 декабря 2002 г. N 12
Вопрос №3
Арбитражный процесс - это
установленная нормами
В арбитражном процессе суд, лица, участвующие
в деле, и другие участники могут совершать
только те действия, которые предусмотрены
арбитражными процессуальными нормами,
т.е. АПК и другими федеральными законами,
содержащими процессуальные нормы. Арбитражному
суду, сторонам и другим участникам процесса
арбитражным процессуальным законодательством,
с одной стороны, предоставляются права,
с другой - возлагаются обязанности, соответствующие
их процессуальному положению.
Арбитражный процесс
- формализованный процесс, т.е. все действия
участников арбитражного процесса в рамках
процессуальных отношений совершаются
в определенной процессуальной форме,
установленной АПК. Ее соблюдение направлено
на своевременное рассмотрение и разрешение
арбитражным судом спора и, соответственно,
на судебную защиту нарушенных или оспариваемых
прав.
Арбитражный
процесс имеет 8 стадий
1) возбуждение производства по делу, судья в 5-дневный срок решает вопрос о принятии искового заявления к производству, оставлении без движения, возвращении.
2) подготовка материалов дела к рассмотрению в судебном заседании, судья в 2-х месячный срок проводит собеседование со сторонами и предварительное заседание.
3) (основная) непосредственно судебное разбирательство, в месячный срок спор рассматривается и разрешается по существу в первой инстанции в судебном заседании.
4) производство в суде апелляционной инстанции при проверке законности судебных актов суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.
5) производство в суде кассационной инстанции при проверке законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу.
6) производство в суде надзорной инстанции при проверке законности судебных актов судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, вступивших в законную силу.
7) пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу по вновь открывшимся обстоятельствам
8) исполнение вступивших в законную силу судебных актов арбитражного суда (исполнительное производство).
Вопрос №4
Под принципами арбитражного процессуального
права понимаются закрепленные в нормах
арбитражного процессуального права,
в законодательстве об арбитражных судах
общие руководящие положения, основополагающие
начала нормативного характера, на основе
которых осуществляется судопроизводство
в арбитражных судах, правосудие в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности. Они регулируют важнейшие стороны правоприменительной
деятельности арбитражных судов и арбитражного
процесса. Можно разделить на две
группы:
а) принципы организационные, т.е. определяющие
организационное устройство арбитражных
судов;
б) принципы функциональные, т.е. определяющие
процессуальную деятельность суда и других
участников процесса.
Организационные принципы:
Функциональные принципы:
Законность по существу означает полное соответствие всех судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий суда и участников арбитражного процесса действующим нормам материального и процессуального права.
Этот принцип означает,
что лица, участвующие в деле,
имеют возможность
Содержание этого принципа заключается в том, что стороны и другие участвующие в деле лица, если они желают добиться в свою пользу благоприятного решения, должны сообщить арбитражному суду все значимые для рассмотрения дела юридические факты и представить соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, чтобы аргументированно убедить арбитражный суд в своей правоте
В силу данного принципа
арбитражный суд при
Вопрос №6
Основными критериями, определяющими
подведомственность дел арбитражному
суду, если иное не установлено законом
или АПК, в совокупности являются:
а) характер спорного правоотношения;
б) субъектный состав участников спора.
Характер спорного правоотношения
определяется сущностью взаимоотношений
спорящих сторон, а субъектный состав
участников спора связывается с наличием
определенного правового статуса.
Однако экономическое содержание спора,
характеризующее спорное правоотношение,
может выступать в ряде случаев основным
критерием подведомственности.
Субъектами
споров, подведомственных арбитражному суду,
согласно ч. 2 ст. 27 АПК могут быть:
а) организации, являющиеся юридическими
лицами;
б) граждане - индивидуальные предприниматели;
в) Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования,
государственные органы, органы местного
самоуправления, иные органы, должностные
лица;
г) образования, не имеющие статуса юридического
лица;
д) граждане, не имеющие статуса индивидуального
предпринимателя;
е) российские организации, граждане Российской
Федерации, а также иностранные организации,
международные организации, иностранные
граждане, лица без гражданства, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, организации
с иностранными инвестициями, если иное
не предусмотрено международным договором
Российской Федерации.
К специальной подведомственности дел арбитражным судам, при рассмотрении
которых субъектный состав не имеет значения,
в силу закона отнесены споры:
а) о создании, реорганизации и ликвидации
организаций;
б) об отказе в государственной регистрации,
уклонении от государственной регистрации
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
в) споры между акционером и акционерным
обществом, участниками иных хозяйственных
товариществ и обществ, вытекающие из
деятельности хозяйственных товариществ
и обществ, за исключением трудовых споров;
г) о защите деловой репутации в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности. Заявление, принятое арбитражным судом
к своему производству с соблюдением правил
подведомственности, должно быть рассмотрено
им по существу, даже если в дальнейшем
к участию в деле будет привлечен гражданин,
не имеющий статуса индивидуального предпринимателя,
в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований относительно
предмета спора (ч. 4 ст. 27 АПК). Если объединяются несколько связанных
между собой требований, одни из которых
подведомственны суду, другие - арбитражному
суду, все требования подлежат рассмотрению
в суде общей юрисдикции.