Система арбитражных судов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:28, контрольная работа

Описание работы

Арбитражные суды, действующие в Российской Федерации в настоящее время, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. 1 октября 1991 года на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом «Об арбитражных судах в Российский Федерации», арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Содержание работы

1. Система арбитражных судов в Российской Федерации
2. Третейский суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

контрольная арбитр. право.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Общие правила принятия решения  по делу о взыскании обязательных платежей и санкций установлены  ст. 167, 168, 169, 170, 176 АПК РФ.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из следующих видов решений:

- об удовлетворении  заявления полностью или в  части и взыскании определенных  сумм;

- об отказе в удовлетворении  заявления.

Во вводной части  решения указываются: наименование арбитражного суда; персональный состав суда; фамилия лица, которое вело протокол судебного заседания; номер дела, дата и место принятия решения; наименование лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии лиц, присутствующих в заседании, с указанием их полномочий.

В описательной части  решения излагаются заявленные требования и возражения, объяснения заявления и ходатайства лиц, участвующих в деле.

В мотивировочной части  решения указываются: фактические  и иные обстоятельства, установленные  арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства, принял или отклонил доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.

В резолютивной части  решения указывается: наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации, общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с раздельным определением сумм основной задолженности, пени, санкций.

Решение по данной категории  дел вступает в законную силу и обжалуется в общем порядке (ст. 180, 181, 259, 276 АПК РФ). Копии решения направляются лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия заказным письмом с уведомлением или вручаются им под расписку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Третейский  суд как предмет изучения в курсе арбитражного процессуального права.

Трете́йский суд (арбитраж) — институт самоурегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Один из видов альтернативного урегулирования споров.

В Российской Федерации постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

Третейские суды бывают двух видов:

  • третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая)
  • образуемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, куда субъекты гражданских правоотношений своим соглашением могут передать на рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем (институциональный).

Председателем третейского  суда, суперарбитром, по решению сторон или в установленном законом порядке назначается или избирается один из судей.

К положительным моментам разрешения споров третейскими судами относятся: конфиденциальность, возможность  выбирать судей (арбитров), которые  будут рассматривать спор, в соответствии с их опытом, профессиональными знаниями и репутацией, а также немедленное вступление решения в силу. Кроме того, что касается решений третейских судов по спорам с участием иностранных лиц (международных коммерческих арбитражей), эти решения исполнимы в рамках Нью-Йоркской Конвенции 1958 г., в которой участвует большинство государств мира. В случае с государственными судами подобной всеобъемлющей конвенции не принято, и исполнение решений государственных судов за рубежом значительно более трудоемко.

К отрицательным моментам разрешения споров третейскими судами следует отнести:

  1. затратность третейского разбирательства по сравнению с разбирательством в государственном суде;
  2. возможные осложнения с обжалованием решений третейского суда, как то:
    • ограниченный круг лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда (исходя из договорной природы третейского разбирательства, третьи лица не имеют права на обжалование решений третейского суда;
    • пресекательный срок для подачи заявления об отмене решения третейского суда;
    • перечень оснований для обжалования решений третейского суда направлен на соблюдение процедурных требований, а не на защиту материальных либо процессуальных прав;
    • обжалование решений третейского суда возможно лишь в том случае, если стороны не договорились, что решение третейского суда не оспаривается и является окончательным;
  3. обязательность уплаты третейского сбора, как условия принятия третейским судом дела к своему производству, отсутствие процедуры освобождения неимущей стороны, которой необходимо обратиться за защитой нарушенного права в третейский суд, от уплаты третейского сбора.

К отрицательным моментам можно отнести также отсутствие у третейских судей или организаций, при которых действуют третейские суды, какой — либо ответственности за заведомо неправильное или ошибочное решение.

Компетенция третейских судов и обжалование их решений по законодательству России

Гражданским процессуальным (глава 46 ГПК РФ) и арбитражным  процессуальным (глава 30, параграф 1 АПК  РФ) законодательством определен  порядок оспаривания решений третейских судов. Принудительное исполнение решений третейского суда осуществляется на основании исполнительного листа, выдаваемого компетентным судом по заявлению стороны спора, после процедуры судебной проверки при отсутствии основания для отказа в его выдаче (глава 47 Гражданского процессуального кодекса (ГПК)РФ и глава 30, параграф 2 АПК РФ), в частности, если третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;сторона не была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения; решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением; состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону; решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда; спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом; решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров между российскими организациями на территории РФ определяется Федеральным Законом «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002г (до принятия этого закона — «Временным положением о третейском суде для разрешения экономических споров» (утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г.)), а рассмотрение споров с участием хотя бы одного из иностранных субъектов регулируется Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г.

Правовая природа решений третейских судов

Особую правовую природу  имеет решение третейского суда. По мнению ученого О. Скворцова, решение  третейского суда обладает следующими признаками:

  • не является общеобязательным актом;
  • принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны компетентного государственного суда;
  • решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом;
  • решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

 

 

Список использованных источников

1.Конституция Российской  Федерации 1993 года //Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

2.Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ //Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

3.Федеральный конституционный  закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ  "Об арбитражных судах в Российской Федерации" // Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

4.Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ 
"О судебной системе Российской Федерации" // //Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

5.Закон РФ от 26 июня 1992 г. №3132-1 «О статусе судей  в Российской Федерации» //Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

6. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» № 102-ФЗ от 24.07.2002//Консультант плюс: высшая школа: [Электронный ресурс], М.: Консультант Плюс, 2011

7.Арбитражный процесс.  Курс лекций. М., 2009 г. М-ИНФРА. С.340.

8.Арбитражный процесс:  Учебник (отв. ред. проф. В. В.  Ярков). - "Волтерс Клувер", 2010 г.

9.Власов А.А. и др., Комментарий к Арбитражному процессуальному  кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г.А. Жилина) - "ТК Велби", 2009.

10.Гуев А.Н. Постатейный  комментарий к Арбитражному процессуальном  кодексу Российской Федерации  - "Контракт", "Инфра-М", 2008 г.

11.Комментарий к Арбитражному  процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. проф. В.В.Яркова) - "БЕК", 2009 г.

12.Лукьянова И. Н. Арбитражный  процесс. М.: Юрайт-Издат, 2008. – 223 с.

13.Рогожин Н. А. Арбитражный  процесс: Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2006 г.




Информация о работе Система арбитражных судов в Российской Федерации