Система организации и комплектования военных судов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:30, реферат

Описание работы

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

Содержание работы

Введение 2
Основные положения организации
работы военных судов РФ 3
Система организации и комплектования военных судов РФ 5
Полномочия военных судов РФ 7
Заключение 10
Список литературы ……11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные  сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие  федеральные процессуальные законы.

Подсудность военным судам уголовных дел  о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.

В соответствии с указанной нормой подсудность  дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с  военной службы (прошедшие военные  сборы), совершившие преступления в  период военной службы (то есть лица, дела, в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские  лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Поэтому, если уголовное дело по обвинению  одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

Согласно  ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Существовавшее  ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей  юрисдикции, утратило силу.

В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный  суд рассматривает в первой инстанции  гражданские, административные и уголовные  дела, не отнесенные настоящим Федеральным  конституционным законом к подсудности  Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также  рассматривает дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  решений, приговоров, определений и  постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд принимает решения  об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении  прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее.

Гарнизонный военный суд рассматривает также  жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения  в случаях и порядке, которые  установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный  суд рассматривает в первой инстанции  гражданские дела, связанные с  государственной тайной, и дела о  преступлениях, за совершение которых  может быть назначено наказание  в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы  или смертной казни. Он также в  пределах, установленных настоящим  Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и  протестам на решения, приговоры, определения  и постановления гарнизонных  военных судов, принятые ими в  первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный  суд рассматривает дела по протестам  на решения, приговоры, определения  и постановления гарнизонных  военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным  судом во второй инстанции. Кроме  того, окружной (флотский) военный суд  рассматривает дела по вновь открывшимся  обстоятельствам в отношении  решений, приговоров, определений и  постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Законом впервые предусмотрена возможность  рассмотрения окружным (флотским) военным  судом дел с участием присяжных  заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел  в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных  процессуальным законом. В настоящее  время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

 Военная  коллегия рассматривает в первой  инстанции дела об оспаривании  ненормативных актов Президента  РФ, нормативных актов Правительства,  Министерства обороны, иных федеральных  органов исполнительной власти, в которых федеральным законом  предусмотрена военная служба, касающихся  прав, свобод и охраняемых законом  интересов военнослужащих, граждан,  проходящих военные сборы; дела  о преступлениях, в совершении  которых обвиняется судья военного  суда, если им заявлено соответствующее  ходатайство, а также дела о  преступлениях особой сложности  или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе  принять к своему производству  при наличии ходатайства обвиняемого. 

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления  окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции  и не вступившие в силу, а также  дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления  военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам  в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная  коллегия Верховного Суда РФ рассматривает  дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и  постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и  не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления  Военной коллегии Верховного Суда и  военных судов, вступившие в силу.

 

 

 

Заключение.

 

Вступивший  в силу Федеральный конституционный  закон "О военных судах Российской Федерации" создал солидную правовую базу для деятельности военных судов  в Российской Федерации. С принятием  этого акта на законодательном уровне завершено создание самостоятельной  и независимой от органов исполнительной власти силы, способной быть гарантом законности и справедливости в одном  из важнейших государственных механизмов России - ее Вооруженных Силах.

Вооруженные Силы государства  могут успешно действовать и  выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них  поддерживается основанный на законах  строгий воинский порядок, когда  личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные  органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные  суды.

Как органы правосудия военные  суды выполняют единые для всех судов  общей юрисдикции задачи. Однако осуществление  правосудия в войсках требует  хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как  и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом  в чрезвычайных условиях, в том  числе в боевой обстановке, иметь  для этого знания и соответствующую  военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Нормативно-правовые акты

  1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».// Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.
  2. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации».// Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.
  3. Федеральный конституционный закон от 29 июня 1999 года «О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». // Основные кодексы и законы Российской Федерации. – 2-е изд.; перераб. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

 

Дополнительная литература:

  1. «Отечественное законодательство X-XX веков» ч. 1-2, 2000 г., под ред. О.И. Чистякова, М., изд. Юристъ.
  2. Петухов Н.А. Военным судам России - 300 лет. Электронный документ.//    
  3. Столетие военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-Судное  управление. Исторический очерк. Книга I. Часть I./ Главный редактор Д.А. Скалон. Составил заслуженный профессор Александровской Военно-юридической Академии И.А. Шендзиковский. Помощник составителя Н.И.Фалеев. - СПб., 1902.
  4. Столетие Военного министерства. 1802-1902. Главное Военно-судное  Управление.- СПб., 1902.

 

 




Информация о работе Система организации и комплектования военных судов РФ