Вопрос
о следственном аппарате вообще и следователях
прокуратуры в частности поднимался многие
годы. В качестве варианта предлагалось
сосредоточение следственного аппарата
в системе органов внутренних дел, создание
Следственного комитета (Комитета по расследованию
преступлений) при правительстве, передача
следственных аппаратов в состав соответствующих
судов. Де-ришев Ю. предлагал создать следственный
аппарат при Верховном Суде РФ в качестве
самостоятельного департамента24. Намного ранее было высказано предложение
о включении следственных органов в систему
Министерства юстиции. Но даже при создании
единого следственного аппарата считалось
необходимым оставить следственные подразделения
в органах прокуратуры, о чем говорили
93,7% проанкетированных автором прокуроров
и следователей территориальных прокуратур
и 93,9% военных прокуроров и военных следователей.
Наиболее
оптимальным было предложение о создании
единого Следственного комитета в системе
органов прокуратуры под началом первого
заместителя Генерального прокурора РФ,
назначаемого Советом Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации по представлению
Президента РФ.
Однако
эти предложения, носившие главным образом
организационный характер, привели к коренному
пересмотру не только структуры органов
прокуратуры и ее следственного аппарата,
но и полномочий прокурора по осуществлению
надзора за исполнением законов всеми
органами предварительного следствия.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда
в попытке разграничить прокурорский
надзор и так называемое прокурорское
следствие прокурор лишился своих надзорных
полномочий по отношению ко всем органам
предварительного следствия. Изменения
в УПК и Федеральный закон «О прокуратуре
Российской Федерации» упразднили право
прокурора на многие действия по эффективному
устранению допущенных нарушений законности
не только следователями вновь создаваемого
Следственного комитета при прокуратуре
РФ, но и органами предварительного расследования
при федеральных органах исполнительной
власти, т. е. МВД, ФСБ и ФСКН. Кроме этого
прокурор лишился права на возбуждение
уголовного дела и производство предварительного
следствия.
Федеральный
закон от 5 мая 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации и Федеральный
закон «О прокуратуре Российской Федерации»
предусмотрел создание Следственного
комитета при прокуратуре Российской
Федерации.
- Следственный комитет при
Прокуратуре Российской Федерации
2.1
Структура СКП
Федеральным
законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении
изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре
РФ» в рамках прокуратуры РФ был создан
Следственный комитет, который, согласно
пункту 4 статьи 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»,
состоит из Главного следственного управления
Следственного комитета при прокуратуре
РФ, следственных управлений Следственного
комитета по субъектам Федерации и приравненных
к ним специализированных следственных
управлений, в том числе военных следственных
управлений Следственного комитета, а
также следственных отделов по районам,
городам и приравненных к ним специализированных
следственных отделов, в том числе военных
следственных отделов Следственного комитета.
В соответствии
с Приказом Следственного комитета при
прокуратуре РФ от 7 сентября 2007 года №
3 «Об утверждении структуры и нормативов
штатной численности Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации»
следственные управления Следственного
комитета при прокуратуре Российской
Федерации по субъектам Российской Федерации,
приравненных к ним военных и иных специализированных
следственных управлений (отделов) Следственного
комитета общей штатной численностью
17 714 единиц (без учета 862 единиц центрального
аппарата Следственного комитета и 114
единиц военного следственного управления),
включая штатную численность следственных
отделов (отделений) Следственного комитета
по районам и городам, приравненных к ним
военных и иных специализированных следственных
отделов (отделений) Следственного комитета
выглядели следующим образом:
а) в Центральном
федеральном округе: 19 Следственных управлений,
1 Следственный отдел;
б) в Северо-Западном
федеральном округе: 11 Следственных управлений;
в) в Южном федеральном
округе: 14 Следственных управлений;
г) в Приволжском
федеральном округе: 17 Следственных управлений;
д) в Уральском
федеральном округе: 7 Следственных управлений;
е) в Сибирском
федеральном округе: 14 Следственных управлений;
ж) в Дальневосточном
федеральном округе: 10 Следственных управлений;
з) военные следственные
управления Следственного комитета: 12
военных Следственных управлений
2.2
Основные задачи
Основными задачами
СКП являлись:
- разработка мер по формированию государственной
политики в сфере исполнения законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового
регулирования в установленной сфере
деятельности;
- обеспечение законности при производстве
предварительного следствия и защиты
прав и свобод человека и гражданина;
- оперативное и качественное расследование
преступлений в соответствии с подследственностью,
установленной Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
- организация и осуществление в пределах
своих полномочий выявления причин и условий,
способствующих совершению преступлений,
принятие мер по их устранению;
- обеспечение в пределах своих полномочий
международно-правового сотрудничества
в сфере уголовного судопроизводства;
- возмещение ущерба, причиненного преступлениями.
2.3 Полномочия
СКП осуществлял
следующие полномочия:
- разрабатывает и осуществляет меры по
реализации государственной политики
в установленной сфере деятельности;
- разрабатывает и представляет в установленном
порядке Президенту Российской Федерации
и Правительству Российской Федерации
проекты федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации, а также подготавливает
другие документы, по которым требуется
решение Президента Российской Федерации
или Правительства Российской Федерации,
по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности;
- на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации самостоятельно
принимает нормативные правовые акты
по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности, за исключением вопросов,
правовое регулирование которых в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации осуществляется
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации;
- организует и осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации
производство предварительного следствия
по уголовным делам и экспертно-криминалистическую деятельность,
а также процессуальный контроль и проверку
деятельности следственных органов Следственного
комитета;
- организует и обеспечивает мобилизационную
подготовку и мобилизацию в системе Следственного
комитета;
- обеспечивает выполнение мероприятий
гражданской обороны, повышение устойчивости
работы следственных органов Следственного
комитета в условиях военного времени
и при возникновении чрезвычайных ситуаций
в мирное время;
- участвует в обеспечении исполнения
гражданами воинской обязанности; организует
и осуществляет в установленном порядке
учет военнообязанных прокурорских работников
и федеральных государственных гражданских
служащих следственных органов Следственного
комитета;
- организует и осуществляет в установленном
порядке защиту в судах интересов Следственного
комитета;
- организует кадровое обеспечение следственных
органов Следственного комитета, подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку кадров; разрабатывает и
осуществляет меры по обеспечению правовой
и социальной защиты прокурорских работников,
федеральных государственных гражданских
служащих и военнослужащих следственных
органов Следственного комитета;
- осуществляет материально-техническое
и финансовое обеспечение деятельности
следственных органов Следственного комитета;
- разрабатывает и осуществляет профилактические,
лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные
и реабилитационные мероприятия, направленные
на охрану и укрепление здоровья прокурорских
работников, федеральных государственных
гражданских служащих и военнослужащих
следственных органов Следственного комитета,
членов их семей и пенсионеров следственных
органов Следственного комитета;
- обеспечивает в системе Следственного
комитета собственную безопасность и
защиту сведений, составляющих государственную
и иную охраняемую законом тайну;
- обеспечивает проведение конкурсов и
заключение государственных контрактов
на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
нужд следственных органов Следственного
комитета;
- обеспечивает внедрение достижений науки,
техники и положительного опыта, а также
развитие систем связи и автоматизированного
управления в следственных органах Следственного
комитета;
- представляет в установленном порядке
в Министерство финансов Российской Федерации
предложения по формированию федерального
бюджета;
- организует прием граждан, своевременное
и полное рассмотрение устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений
и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации
срок;
- организует работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных
документов Следственного комитета;
- осуществляет функции главного распорядителя
средств федерального бюджета, предусмотренных
на содержание и обеспечение деятельности
Следственного комитета;
- осуществляет иные функции в установленной
сфере деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации.
2.4
Права
СКП России
в целях осуществления своих полномочий
имел право:
- запрашивать и получать в установленном
порядке от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления муниципальных
образований, а также от организаций независимо
от их организационно-правовой формы документы,
справочные и иные материалы, необходимые
для принятия решений по вопросам, отнесенным
к установленной сфере деятельности;
- привлекать в установленном порядке
для выработки решений по вопросам, отнесенным
к установленной сфере деятельности, научные
и другие организации, ученых и специалистов,
в том числе на договорной основе;
- осуществлять функции государственного
заказчика и организовывать капитальное
строительство, реконструкцию и капитальный
ремонт объектов системы Следственного
комитета;
- формировать и вести федеральные учеты,
базы данных криминалистической, статистической
и иной информации, а также пользоваться
в установленном порядке федеральными
учетами, базами данных в этой области
федеральных органов исполнительной власти;
- взаимодействовать с органами государственной
власти иностранных государств и международными
организациями в установленной сфере
деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством
Российской Федерации печатные и электронные
средства массовой информации для опубликования
нормативных правовых актов, официальных
объявлений, размещения других материалов
по вопросам, отнесенным к установленной
сфере деятельности;
- учреждать в соответствии с законодательством
Российской Федерации нагрудные знаки
и почетные грамоты Следственного комитета;
- образовывать координационные, консультативные,
экспертные и совещательные органы (советы,
комиссии), в том числе межведомственные,
в установленной сфере деятельности.
3. Следственный комитет Российской
Федерации (СК РФ)
3.1
Структура СК РФ
В соответствии
с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской
Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О
Следственном комитете Российской Федерации"
в систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного
комитета;
2) главные следственные управления
и следственные управления Следственного
комитета по субъектам Российской
Федерации (в том числе их подразделения
по административным округам) и
приравненные к ним специализированные
(в том числе военные) следственные
управления и следственные отделы
Следственного комитета ;
3) следственные отделы и следственные
отделения Следственного комитета
по районам, городам и приравненные
к ним, включая специализированные
(в том числе военные) следственные
подразделения Следственного комитета;
15 января 2011 года исполнявший (с 4 октября
2010 г.)обязанности Председателя Следственного
комитета Российской Федерации Александр
Иванович Бастрыкин был назначен Указом
Президента Российской Федерации от 14
января 2011 года № 39 Председателем Следственного
комитета Российской Федерации. Согласно
распоряжению Президента Российской Федерации
от 15 января 2010 г. № 24-рп, Председатель
Следственного комитета имеет допуск
к государственной тайне.
Графическая структура
СК РФ
3.2 Основные Цели и задачи.
Основной установленной законодателем
целью Следственного комитета Российской
Федерации является исполнение законодательства
об уголовном судопроизводстве.
Основными задачами СК являются:
- обеспечение законности при производстве
предварительного следствия и защиты
прав и свобод человека и гражданина;
- оперативное и качественное расследование
преступлений в соответствии с подследственностью,
установленной Уголовно-процессуальным
кодексом Российской Федерации;
- организация и осуществление в пределах
своих полномочий выявления причин и условий,
способствующих совершению преступлений,
принятие мер по их устранению;
- разработка мер по формированию государственной
политики в сфере исполнения законодательства
Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;
- совершенствование нормативно-правового
регулирования в установленной сфере
деятельности;
- обеспечение в пределах своих полномочий
международно-правового сотрудничества
в сфере уголовного судопроизводства;
- возмещение ущерба, причиненного преступлениями.
3.3 Полномочия СК.
СК осуществляет следующие полномочия:
- разрабатывает и осуществляет меры по
реализации государственной политики
в установленной сфере деятельности;
- разрабатывает и представляет в установленном
порядке Президенту
Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации, а также подготавливает другие
документы, по которым требуется решение
Президента Российской Федерации или
Правительства Российской Федерации,
по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности;
- на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации самостоятельно принимает
нормативные правовые акты по вопросам,
относящимся к установленной сфере деятельности,
за исключением вопросов, правовое регулирование
которых в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации осуществляется
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, актами Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации;
- обобщает практику применения законодательства
Российской Федерации и проводит анализ
реализации государственной политики
в установленной сфере деятельности, разрабатывает
на этой основе меры по совершенствованию
деятельности следственных органов Следственного
комитета;
- организует и осуществляет в соответствии
с законодательством Российской Федерации
производство предварительного следствия
по уголовным делам и экспертно-криминалистическую
деятельность, а также процессуальный
контроль и проверку деятельности следственных
органов Следственного комитета;
- организует и обеспечивает мобилизационную
подготовку и мобилизацию в системе Следственного
комитета;
- обеспечивает выполнение мероприятий
гражданской обороны, повышение устойчивости
работы следственных органов Следственного
комитета в условиях военного времени
и при возникновении чрезвычайных ситуаций
в мирное время;
- участвует в обеспечении исполнения
гражданами воинской обязанности; организует
и осуществляет в установленном порядке
учет военнообязанных прокурорских работников
и федеральных государственных гражданских
служащих следственных органов Следственного
комитета;
- организует и осуществляет в установленном
порядке защиту в судах интересов Следственного
комитета;
- организует кадровое обеспечение следственных
органов Следственного комитета, подготовку,
переподготовку, повышение квалификации
и стажировку кадров; разрабатывает и
осуществляет меры по обеспечению правовой
и социальной защиты прокурорских работников,
федеральных государственных гражданских
служащих и военнослужащих следственных
органов Следственного комитета;
- осуществляет материально-техническое
и финансовое обеспечение деятельности
следственных органов Следственного комитета;
- разрабатывает и осуществляет профилактические,
лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные
и реабилитационные мероприятия, направленные
на охрану и укрепление здоровья прокурорских
работников, федеральных государственных
гражданских служащих и военнослужащих
следственных органов Следственного комитета,
членов их семей и пенсионеров следственных
органов Следственного комитета;
- обеспечивает в системе Следственного
комитета собственную безопасность и
защиту сведений, составляющих государственную
и иную охраняемую законом тайну;
- обеспечивает проведение конкурсов и
заключение государственных контрактов
на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
нужд следственных органов Следственного
комитета;
- обеспечивает внедрение достижений науки,
техники и положительного опыта, а также
развитие систем связи и автоматизированного
управления в следственных органах Следственного
комитета;
- представляет в установленном порядке
в Министерство финансов Российской Федерации
предложения по формированию федерального
бюджета;
- организует прием граждан, своевременное
и полное рассмотрение устных и письменных
обращений граждан, принятие по ним решений
и направление ответов в установленный
законодательством Российской Федерации
срок;
- организует работу по комплектованию,
хранению, учету и использованию архивных
документов Следственного комитета;
- осуществляет функции главного распорядителя
средств федерального бюджета, предусмотренных
на содержание и обеспечение деятельности
Следственного комитета;
- осуществляет иные функции в установленной
сфере деятельности, если такие функции
предусмотрены федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента Российской Федерации.