Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 22:51, контрольная работа
Стратегия научно-технического развития и технической политики организации направлена на реализацию долгосрочных стратегических целей. В ее основу целесообразно закладывать создание хозяйственных комплексов нового типа (крупные компании и более мелкие, обеспечивающие и обслуживающие их фирмы) и сочетание в их рамках гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства.
Стратегия научно-технического развития и технической политики организации направлена на реализацию долгосрочных стратегических целей. В ее основу целесообразно закладывать создание хозяйственных комплексов нового типа (крупные компании и более мелкие, обеспечивающие и обслуживающие их фирмы) и сочетание в их рамках гибкости и адаптивности мелкосерийного производства с низкими издержками и высокой производительностью труда массового производства.
Такие производственные системы нового типа должны работать в режиме «нововведенческого конвейера» независимо от периодической реконструкции производства в целом. Это обеспечит систематическое внедрение в производство новых, более совершенных изделий, сокращение всех видов затрат на производство продукции и повышение показателей качества при снижении цены, что в конечном счете и определяет конкурентоспособность продукции.
Режим нововведенческого конвейера требует развития производства по частям и поэтому может быть реализован в технологических системах, сочетающих свойства целостности обособленности. Для конкретной технологической системы должен устанавливаться свой предпочтительный такт нововведенческого конвейера, что в существенной степени определит техническую политику.
К сожалению, на практике на большинстве предприятий промышленности более или менее налажен режим нововведенческого конвейера в обновлении только ассортимента продукции. Нововведения в систему продукции не носят радикального характера и, как правило, не требуют нововведений в технологическую систему. Внедрение новшеств в технологию носит разовый характер. Для повышения радикальности нововведений в систему продукции следовало бы освоить режим конвейера в обновлении и технологической системы.
Стратегия технического развития имеет несколько разрезов, характеризующих:
1)упреждать ли в техническом
развитии изменение
2)активность
реакции на происходящие
3)направления воздействия новой технологии на потребность в трудовых ресурсах и их облик.
При формировании стратегии научно-технического развития производства следует ориентироваться на ту или иную стратегию активной реакции предприятия на технологические сдвиги отраслевого и межотраслевого характера.
1)Стратегия разработки новых технологий, способных обеспечить лидерство на широком рынке (стратегия «широкого сканирования»), поскольку она основана на поиске радикальных нововведений в широком спектре технологий. Такая стратегия предполагает широкомасштабное проведение НИОКР в области продукции и технологии. Большинство этих работ заканчивается на промежуточных этапах, как только становится ясна неперспективность того или иного проекта.
2)Стратегия «узкого сканирования». Если имел место успех, то решения, полученные при проведении НИОКР в широком спектре потребностей и технологий, могут адаптироваться к определенным нишам рынка и определенным видам продукции. Если же имела место неудача, то усилия создателей новой продукции и новых технологий концентрируются на той или иной нише на рынке. Однако такая схема смены стратегий может быть осуществлена лишь при наличии высокого научно-технического и производственного потенциалов. Если потенциал недостаточен, то придется ограничиться стратегией следования за лидером.¾2. Разработка технологий, способных обеспечить лидерство в одном из сегментов рынка («узкое сканирование»). В этой стратегии НИОКР ведется в узком спектре систем продукции и технологии. Реализация данной стратегии требует меньшего производственного и творческого потенциала, чем стратегии «широкого сканирования». Однако и шансы на успех много меньше: происходящие технологические сдвиги в исследуемом спектре технологий могут не давать новых решений для удовлетворения потребностей отдельной ниши рынка. Чтобы повысить шансы на успех, целесообразно на этапе проведения НИОКР придерживаться схемы: стратегия «широкого сканирования»
3)Стратегия следования за лидером, указавшим основной путь технологического развития. При такой стратегии осуществляется адаптация технологии лидера к условиям предприятия, перенявшего данную технологию, а также адаптация продукции, изготавливаемой по технологии лидера, к рынку, на котором намерено конкурировать предприятие. Предприятиям, не обладающим высоким производственным потенциалом, такая стратегия может оказаться вполне под силу. Следование ей требует меньших расходов на НИОКР, чем при других стратегиях и менее рискованно. Но реализуя эту стратегию, нельзя добиться лидерства.
4)Стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные преимущества в конкуренции. Для этой стратегии характерен широкий спектр поисковых НИР. В области продукции ведется поиск новых технических принципов создания продукции для удовлетворения новых потребностей. В области технологии ищутся возможности создания новых технологий на основе новых технических принципов. Нововведения как в области продукции, так и в области технологии носят преобразующий характер.
это тот или иной (чаще всего уникальный), но обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик.
Главное требование к стратегии: она должна быть эффективной. Можно указать ряд ключевых характеристик в качестве критериев действительно эффективной стратегии: ментальная правильность выбираемой и (или) разрабатываемой стратегии, ситуационность, уникальность стратегии, будущая неопределенность как стратегическая возможность, гибкая адекватность. Все указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливающими. Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций
Наиболее существенные и часто используемые классификационные признаки систематизации стратегий:
- базовая концепция достижения конкурентных преимуществ (стратегия минимизации издержек, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, стратегия инноваций, стратегия быстрого реагирования, стратегия синергизма);
- уровень принятия решений (корпоративные, деловые и функциональные стратегии);
- стадия жизненного цикла
- основные характеристики
- относительная сила отраслевой
позиции фирмы (стратегии отраслевого
лидера и последователей, стратегии
связанной и несвязанной
- степень агрессивности
Наиболее часто стратегии классифицируются по следующим укрупненным блокам:
- базовые стратегии;
- конкурентные стратегии;
- отраслевые стратегии;
- портфельные стратегии;
- функциональные стратегии.
К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы: стратегия роста, стратегия сокращения, комбинированная стратегия.
К конкурентным стратегиям относят: стратегии достижения конкурентных преимуществ; стратегии поведения в конкурентной среде. Под конкурентными преимуществами при этом понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Конкурентное поведение в свою очередь отражает поведение в одной из четко определенных позиций поля конкуренции.
При рассмотрении отрасли необходимо определить такие показатели, как ее вид (административная или хозяйственная), стадия жизненного цикла, масштабы, средние издержки, ключевые факторы успеха и т. д. Фактическое значение тех или иных отраслевых показателей предопределяют ту или иную отраслевую стратегическую линию.
Исходя из модели жизненного цикла отрасли (выделения стадии зарождения, роста, зрелости и спада отрасли), все отрасли можно разделить на три группы: развивающиеся, зрелые и отрасли, переживающие спад. Фирмы в этих отраслях имеют похожие стратегии, несмотря на то что могут производить разные товары. Это стратегия, которая описывает общее направление развития фирмы с разными видами бизнеса и направлена на обеспечение баланса портфеля товаров и услуг. Портфельные стратегии можно разделить на активные и пассивные. Пассивные стратегии требуют минимальной информации о будущем. В основе таких стратегий лежит диверсификация, обеспечивающая максимальное соответствие доходности выбранному рыночному индексу. Активные стратегии используют доступную информацию для повышения эффективности инвестиций по сравнению с простой диверсификацией.
Функциональные стратегии - стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия. Это стратегия маркетинга, финансовая, производственная стратегия и т. д. Целью функциональной стратегии является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии.
Решающие элементы технологического
потенциала инновационного предприятия
связаны с компетенцией в области принципиально
новой технологии. Выделяются три этапа развития
технологического потенциала предприятий
в процессе эволюции принципиально новых
технологий. Первый этап связан с интенсивными
фундаментальными и прикладными исследованиями.
На втором этапе основное внимание уделяется
разработке и стандартизации новой технологии,
переходу к разработке на ее основе новой
продукции и технологических процессов.
Третий этап - этап интенсивной
коммерциализации и практического
применения новой
технологии развертывания производства
и маркетинга, которые обеспечивают обратную
связь и определяют дальнейший ход исследований
и разработок.
Стратегия предприятий, участвующих
в освоении новых технологий, зависит
от стадии развития конкретной технологии
и промышленной сферы ее применения. На
первом этапе действующие зрелые предприятия
направляют имеющиеся у них ресурсы на
освоение широкого спектра технологических
применений и сегментов рынка, а новые,
инновационные предприятия стремятся
создать основу для жизнеспособного бизнеса,
расширяя акционерный капитал и изыскивая
источники финансирования исследований.
На втором этапе первые предпринимают
различные проекты, привлекая внешнюю
кооперацию и стремясь использовать наиболее
сильные элементы своего потенциала, а
вторые ищут партнеров, обладающих теми
производственными и сбытовыми ресурсами,
которых у них самих недостаточно,
в свою очередь, давая
им возможность накопить
потенциал для самостоятельного коммерческого
использования новой технологии. На завершающем
этапе коммерциализации технологии
предприятия
переходят к стратегии использования
преимуществ масштабного производства
и завоевания прочных позиций в конкретном
сегменте рынка.
Технологическая
стратегия мелких инновационных предприятий
обычно носит специализированный характер,
концентрируется на освоении новой продукции
производственного назначения, например,
в области станкостроения, приборостроения,
тонкой химии, разработки программного
обеспечения. Их основное стратегическое
преимущество состоит в способности согласовать
технологию с конкретными запросами потребителя.
Стратегическая задача управления здесь
заключается в нахождении и поддержании
прочной рыночной ниши, а также в систематическом
учете результатов применения продукции,
опыта пользователей.
Инновационная
деятельность крупных предприятий, имеющих
дивизиональную структуру, развивается,
как правило, широким фронтом и придана
соответствующим организационным подразделениям.
Их главные технологические преимущества
заключены в интенсивных НИОКР, проводимых
научно- исследовательскими лабораториями
(главным образом в отраслях химии, электротехники
и электроники), либо в создании комплексных
технологических систем производства
(типично для массового производства
и отраслей с непрерывным
производством), либо в создании
комплексной технологии обработки
информации (все более развивается
в сферах финансов и торговли).
При стратегии, базирующейся
на интенсивных НИОКР, ключевые стратегические
возможности открываются за счет горизонтальной
диверсификации, освоения новой продукции
и рынков. Стратегические задачи управления
здесь состоят в мобилизации дополнительных
активов для вступления в новые
продуктовые рынки и постоянном
анализе деятельности производственных
подразделений с точки
зрения выявления возникающих технологических
возможностей (например, возможностей
производства нового продукта на
базе изменения или интеграции существующих
производств), а также проведении внутренней
реорганизации, необходимой для: освоения
новой продукции,
При стратегии, опирающейся
на создание передовых производственных
или информационных систем,
ключевые стратегические возможности
состоят в интеграции
принципиально новых технологий в новую
продукцию и производственные системы,
а также в вертикальной диверсификации
за счет освоения и распространения передовых
технологий в рамках предприятия (например,
робототехники, систем автоматизированного
проектирования и производства и т.п.),
в том числе в производство перспективных
видов продукции производственного назначения
(например, программного обеспечения).
Стратегические задачи управления при
этом - обеспечение диффузии наиболее
эффективных технологий внутри предприятия,
принятие решений относительно освоения
технологий производства.
В первом приближении эта стратегия поведения данного субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций, включающая:
-разработку планов и программ инновационной деятельности;
-контроль за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
-изучение проектов создания новых продуктов;
-проведение единой инновационной политики;
-обеспечение финансами и материальными ресурсами программ нововведения;
-обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели: максимально полное удовлетворение требований потребителей количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство с одновременным обеспечением ее безопасности как в изготовлении, так и в потреблении.
Стратегия представляет собой детальный
всесторонний комплексный план, предназначенный
для того, чтобы обеспечить осуществление
миссии организации и достижение ее целей.
Стратегия предприятия обеспечивает достижение
целей общего перспективного развития
предприятия и более конкретных целей,
которые определяются количественно и
во времени.
Техническая политика предприятия
– система стратегических мер, проводимая
руководством предприятия в области стратегии
повышения качества продукции, ресурсосбережения,
организационно-технического развития
производства как компонентов системы
менеджмента. Техническая политика направлена
на достижение стратегических целей в
области обеспечения конкурентоспособности
выпускаемых товаров, технологий, производства
и других объектов фирмы.
Техническая политика – это часть общей стратегии. Техническая политика предполагает более четкое планирование действий и шагов, которые потребуется осуществить для реализации указанной стратегии на уровне производственных процессов.
К этапам разработки и воплощения в жизнь технической политики предприятия относятся:
- проведение маркетинговых
- разработка стратегии фирмы, в
которую заложена идеология
- проведение научно-
- организационно-
Информация о работе Стратегия научно-технического развития и технической политики организации